Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Как Сергей Баловин совершил кругосветное путешествие без денег

Как Сергей Баловин совершил кругосветное путешествие без денег

Сергей Баловин называет себя художником-авантюристом. Несколько лет он прожил без денег и даже совершил "кругосветку без кошелька"

1600

Штаны, ботинки, мольберт, тельняшки, свитер, MacBook, шляпа, рюкзак, кисти, ватман, iPhone, зубная щётка — всё, что Сергей Баловин имел при себе во время кругосветки, он получил в подарок. Вернее, в обмен на свои работы. В этом и заключается суть проекта.

Два года назад художник решился на эксперимент. Отправился в "кругосветку без кошелька". Люди приглашали в гости, предлагали ночлег и еду, покупали билеты и оплачивали визы — всё лишь для того, чтобы познакомиться с путешественником. Этим летом Баловин объявил, что ему удалось достичь своей цели — круг очерчен.

Художник с улицы Лизюкова

Несмотря на бороду и усы для солидности, 30-летний Сергей Баловин выглядит моложе своих лет. Одет в джинсы, тельняшку и шляпу. Говорит, такая одежда сочетается даже с пиджаком.

Родом он из Воронежа, вырос на улице, прославленной мультфильмом "Котёнок с улицы Лизюкова". Рисовать начал с двух лет. Сколько себя помнит, просыпался в четыре-пять утра. Чтобы чем-то занять ребёнка, мама давала ему акварельные краски и альбом. Когда в страну хлынул поток товаров с Запада, а в телевизоре поселился Дисней, Серёжа рисовал мультгероев и банки из-под пива или кока-колы. "Я в семь лет этим занимался, Энди Уорхола узнал гораздо позже", — неторопливо рассказывает он.

Получив диплом выпускника художественно-графического факультета педуниверситета, остался преподавать на кафедре. Женился, родилась дочь. Развёлся. Уехал во Францию знакомиться с современным искусством. Там убедился, что классическая программа вузов, заканчива­ющаяся Казимиром Малевичем, успела устареть: в мире искусства за последние сто лет кое-что изменилось. Понял, что в вузе его научили рисовать, но не научили думать, зачем он это делает.

 В 2009 году художнику предложили организовать выставку в Китае. Приехав туда со своими акварелями, выяснил, что китайцам больше нравятся пейзажи, написанные маслом. Полтора месяца Баловин трудился в ритме китайских рабочих: наплодил около сотни картин а-ля Коровин, Левитан и Моне. Выставив работы, неожиданно разбогател: какой-то меценат в спортивном костюме купил несколько десятков холстов, его примеру последовали другие коллекционеры. Так художник стал обладателем рюкзака с деньгами.

Прототипом этой картины Баловина стала фотография, сделанная в Оребурге, городе, где проходит граница между Европой и Азией. Сюжет напомнил художнику собственное детство: грязный автобус, попса без динамиков, магнитолы, раздраженные люди и желание уехать от всего этого куда-нибудь подальше 

Деньги Сергею понравились. Он съездил домой, уволился из университета, начал готовиться к новой китайской выставке. И на этот раз всё раскупили. Перебрался в Шанхай. Отдавал себе отчёт в том, что становится конъюнктурщиком, но закрыл на это глаза, так как уже чувствовал себя "не столько художником, сколько хорошим дельцом". Дельцом Баловин оказался не очень хорошим: третью выставку решил готовить самостоятельно, и его ждал крах — продать не удалось ничего, а деньги кончились.

Из гостей в гости

Выжить помог новый проект — "Натуральный обмен". На интернет-форуме Сергей дал объявление о том, что готов писать портреты в обмен на полезные вещи. Ценность подарка значения не имела: портреты, а точнее, пятиминутные наброски тушью, обменивал и на носки, и на бытовую технику. Вскоре у Баловина было всё необходимое плюс десятки новых знакомых. "Опортречивал" от студентов до министра экономики Швейцарии. Художника позабавило, что этот чиновник зашёл к человеку, отказавшемуся от денег. На память о той встрече остался подарок министра — маникюрный набор.

Прожив так два года, Сергей понял, что акции обмена проще устраивать, совмещая их с путешествиями. В этом случае значительно расширяется аудитория. Так родилась идея совершить кругосветку. Баловин сразу определил правила игры: ехать только куда зовут. Позвать можно было, заполнив форму на его сайте, там он отмечал, где находится, и давал список того, в чём нуждается: вещи, билеты, визы. Приглашающая сторона обязывалась поселить, накормить и обеспечить перемещение в следующую точку маршрута. 

Больные люди

В кругосветку Баловин отправился из Воронежа в феврале прошлого года. Первой страной, которую посетил, стала Украина. Через полтора года, вернувшись домой, он задумался, где ему было лучше всего, и Украина первой пришла на ум. Наполовину украинец, Баловин недоумевает, как получилось, что в такой доброжелательной стране началась война, переживает, что украинцев и русских развели. "Стравили людей, и они поверили в те гадости, которые им рассказали, — говорит он. — За всем этим стоят всё те же деньги, от которых я пытаюсь отказаться". Баловин старается не ввязываться в идеологические перебранки радикалов с обеих сторон. "Наверное, стало бы лучше, если бы все выключили телевизоры", — говорит художник. Сам он "вирус ненависти" не подхватил. Предполагает, что иммунитет выработал во время общения с телевизионщиками, которые готовили сюжеты о проекте.

После Украины, сделав круг по Европе, Баловин направился на Кавказ, затем побывал в Средней Азии, оттуда вылетел в Индию. Застрял там на четыре месяца. Потом снова Китай, Мексика, Южная Америка. Финишировал в Воронеже, описав круг.

В путешествии не всё было идеально спланировано. Правда, несколько раз возникали недоразумения с принимающей стороной, отчего приходилось экстренно искать ночлег. Бывали инциденты с властями. Когда Сергей ехал в поезде в Будапешт, на паспортном контроле выяснилось, что, находясь в Сербии более суток, нужно было регистрироваться. Полицейские требовали заплатить штраф. Денег не было. Баловин предложил нарисовать портрет или посидеть в тюрьме. Оба варианта полицейских не вдохновили. Они расстроились и переключились на другого нарушителя — австрийца. Пачка денег в его руках заметно улучшила их настроение.

Ещё не конец

"Натуральный обмен — проект не о портретах, — рассказывает художник Фокусу. — Портреты — лишь форма. Удачная, я считаю: они фиксируют каждого участника, который поддержал идею. Но идея не в том, чтобы людей рисовать, а в том, что нужно доверять друг другу".

Сергей Баловин посетил сотню городов в 36 странах, нарисовал более пяти тысяч портретов, получил несколько тысяч подарков. На карте осталось много мест, куда его зовут, но где он пока не побывал. Например, визу в США не дали, заподозрив в путешественнике афериста. Поэтому Сергей не уверен, что путешествие закончено. Но для начала нужно подвести итоги кругосветки — написать книгу для серии "Где наши не пропадали" и подготовить выставку в Китае. Для выставки он выберет по одной фотографии из каждой страны и напишет их маслом на холсте в традиционной живописной манере. "Для меня важны не столько сами картинки, сколько истории, связанные с каждой из них", — говорит Баловин. 

Несколько работ он уже закончил. На одной из них автомобиль, в лакированном капоте и лобовом стекле которого отражается здание. Фотография была сделана в Вене. Художник добирался туда автостопом. А подвозил его итальянец, который когда-то тоже жил в Шанхае и очень обрадовался "земляку". Эта встреча — очередная иллюстрация того, что мир меньше, чем может показаться.

Другая картина увековечила кота, лежащего в старинном кресле. Фотографию Баловин привёз из Кишинёва. Там он останавливался у девушки, судьба которой показалась ему интересной. В 1990-е годы её отец попал в криминальную историю и исчез, успев продать квартиру и оставив семью на улице. Мать уеха­ла на заработки в Турцию, устроилась швеёй на фабрику. Девочку с собой не взяла, и несколько лет та скиталась по знакомым и дальним родственникам, пока не произошёл удивительный случай. Владелец фабрики, узнав о положении своей работницы, дал денег на покупку квартиры. Откуда взялась антикварная мебель в квартире, Сергей забыл, зато помнит, что кот её нещадно драл. Кличка животного была Ван Гог.

16
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.