Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Рецензия</span> Любовь по расчету. Зачем смотреть фильм "Дневник горничной"

Рецензия Любовь по расчету. Зачем смотреть фильм "Дневник горничной"

В прокате картина "Дневник горничной". В главных ролях каннские триумфаторы — Леа Сейду и Линдон Венсан

000

Франция, конец ХIХ века. Молодая и красивая парижанка Селестина, уже поработавшая горничной во многих буржуазных домах, приезжает на новое место службы во французскую провинцию. Своих нынешних хозяев Селестина в глубине души не ставит ни в грош, несмотря на их богатство. Она читает хозяйские души, как раскрытую книгу. Горничная знает, что потрёпанный годами хозяин наверняка начнёт к ней приставать, а его сухопарая и фригидная (познавшая в 12 лет беды и радости секса Селестина хорошо разбирается в этом предмете) жена будет ей за это мстить мелкими придирками. 

Играющая Селестину лауреатка Каннского кинофестиваля 2013 года за драму о лесбийской любви "Жизнь Адель" Леа Сейду блестяще передаёт презрение горничной к хозяевам — гордой осанкой, вздёрнутым подбородком, упрямой складкой пухлых губ. То есть всем тем, что называется словом "гонор" и сводит с ума мужчин. Вот только на служащего у тех же хозяев местного садовника Жозефа (его играет Линдон Венсан, ещё один актёр — лауреат Канн, но уже 2015 года) красота самовлюблённой парижанки, как ей кажется, никакого впечатления не производит. И это её, красавицу, привыкшую к успехам у мужчин, что называется, заводит.

Кадр из фильма "Дневник горничной"

Но вскоре выясняется, что и Жозефа тянет к Селестине не меньше, чем её к нему, однако для него в этом влечении — не только желание переспать с ней, но и далеко идущий расчёт. Жозеф хочет сделать её женой-хозяйкой портового кабака в далёком городе. Для этого нужны деньги, которые садовник давно копит. Но их для того, чтобы купить кабак, мало, и тогда Жозеф предлагает Селестине стать его сообщницей в одном уголовном деле.

Эту историю, написанную в 1900 году Октавом Мирбо, рассказывают на киноэкране уже в третий раз, причём предшественниками нынешнего режиссёра француза Бенуа Жако были два великих киноклассика — его соотечественник Жан Ренуар и испанец Луис Бунюэль. Для того чтобы понять, в чём секрет успеха литературной приманки, надо сказать несколько слов о самом Мирбо. "Дневник горничной" вышел в свет через год после его довольно странной книги "Сад мучений", написанной как будто в подражание маркизу де Саду.

Литературный "Дневник" не столь эротичен (чтобы не сказать — полупорнографичен), как "Сад", и не содержит сцен с описаниями садизма, но напоминает его своей сексуальной откровенностью и антибуржуазностью. Как можно предположить, для Мирбо, который к концу жизни стал анархистом, изображение якобы практикуемых в буржуазной среде сексуальных перверсий было не самоцелью, а способом, как сказали бы позже, революционной борьбы. Кстати как истинный анархист он не жалеет в "Дневнике горничной" не только богачей, но и их слуг. Во-первых, Селестина и Жозеф, разбогатев (как именно — узнаете, посмотрев фильм), сами превращаются в буржуа. А во-вторых, они подвержены таким же предрассудкам.

Многих зрителей "Дневника горничной" наверняка удивит пещерный антисемитизм Жозефа. Но тут режиссёр только следует тексту книги — и в этом ловушка для современного зрителя, который может подумать, что антисемитом был и сам писатель. На самом же деле Мирбо был яростным сторонником французского офицера и еврея по происхождению Альфреда Дрейфуса, которого ложно обвинили в предательстве на знаменитом судебном процессе во Франции. Поэтому антисемитизм его героев — просто отражение распространённых во Франции конца ХIХ века общественных взглядов. Кстати, в книге вообще нет положительных героев — таков был взгляд Мирбо на мир.

Этому взгляду следует и "Дневник горничной" в киноверсии Бенуа Жако. И всё же, несмотря на свой идеологический пессимизм, фильм очень красив и снят с мощным кинематографическим профессионализмом. Поэтому вполне возможно, что и третья по счёту экранизация "Дневника горничной" станет классикой.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.