Любовь и лобстеры. Что показали на Одесском кинофестивале

Кадр из фильма "Лобстер" / ОМКФ
Кадр из фильма "Лобстер" / ОМКФ

Фильмы о мужчинах и женщинах на ОМКФ: каннский призер "Лобстер"с Колином Фарреллом в программе "Фестиваль фестивалей"; израильская лента "Человек в стене" в основном конкурсе

Related video

Одна из самых драматичных тем в искусстве – разрыв отношений между опостылевшими друг другу существами. Сколько было камер сломано и километров пленки испорчено, чтобы снять кино на всегда животрепещущую и в сущности банальную тему – расставания мужчины и женщины.

Но если раньше, например, в тридцатые годы прошлого века, дамы представали на пленке существами слабыми, трепетными и зависимыми, то на цифре – в основном, властными и решительными фуриями. Страшно жить, товарищи мужчины, особенно если у вас не завалялось пары яиц в холодильнике.

Fullscreen

Кадр из фильма "Человек в стене"

По сюжету картины "Человек в стене" израильтянина Евгения Румана (рожденного, к слову, в СССР), некий парень идет вечером гулять с собакой в парк, его девушка остается дома. Вскоре собака возвращается домой, но без хозяина. Барышнябьет тревогу, звонит в полицию, друзьям и родственникам. В общем, делает все те правильные вещи, которые и должен совершать человек, оказавшийся в ее ситуации. В результате она проводит бессонную ночь, общаясь с родными и близкими, живыми и мертвыми, еще и успевает переспать с любовником. А под утро пересматривает свои отношения. В финале классическая картина разрыва: грязноватое утро и пустая комната, в которой в беспорядке брошены вещи, некогда принадлежавшие обоим.

Картина довольно бодро слеплена. Локация, в которой разворачивается детективная драма, одна. Такие истории, с одной-тремя локациями, неизбежно чреваты болтовней. Хорошо, если диалоги блестящие, как в "Кто боится Вирджинии Вульф", плохо, если средние, как в "Человеке" Румана. Еще один минус – операторская работа, крепкая, традиционная, без выдумки. Впрочем, не факт, что даже Спилберг операторского искусства сможет снять одну локацию для полного метра так, чтобы это было интересно на протяжении полутора часов экранного времени. Если хотите смотреть это кино, приготовьтесь внимательно читать титры, иначе запутаетесь, где человек в стене, а где ваш стул в кинозале.

Fullscreen

Кадр из фильма "Лобстер"

Сюрреалистическая драмам "Лобстер" – первый англоязычный дебют грека Йоргоса Лантимоса ("Клык", "Альпы"), отмеченный призом жюри на фестивале в Каннах. В ролях сплошьзвезды – Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Леа Сейду, Бен Уишоу.

После просмотра в Одессе одна юная особа забила в своем планшете слово "лобстер", кликнула на картинку и тут же сообщила подруге, что это "большой рак". Лобстеров на Привозе, рядом с которым находится кинотеатр "Родина",не сыщешь. На фильм с одноименным названием протолкнуться можно было с трудом. Народ сидел даже на полу. Об исполнителе главной роли КолинеФаррелле слышали все, но узнали его немногие. Специально для проекта артист поправился на 20 кг, на его природной сексапильности это не слишком отразилось, но надо отдать должное: живот выглядел знатно.

Действие картины происходит в будущем. Где-то в Европе, в некоем Городе. Там одиноких горожан селят в специальный Отель, в котором они должны найти себе гетеросексуальную или гомосексуальную пару. Тех, у кого это не получается, превращают в животных и отвозят в лес. Герой Фаррелла решает в случае чего стать лобстером, потому что тот живет сто лет и активно размножается.

Одна из самых драматичных тем в искусстве – разрыв отношений между опостылевшими друг другу существами

Как альтернатива Парам – в лесу живут Одиночки. Их отстреливают те, кто ищет пару. К ним можно сбежать. Но у них тоже свои жесткие правила: никаких симпатий, иначе сделают калекой, например ослепят. Причинами для сближения, и в Отеле, и в Лесу, персонажи считают разные совпадения, например, кровь из носа или близорукость.

Это по-гринуэйевски очень спокойное кино, в котором человеческое общество справедливо показано в самом идиотском свете. Краски в картине сдержанные и холодные, выражения лиц у героев стерильные. Диалоги выдергивают кишки из привычных смысловых выражений:"Если у новой пары возникнут проблемы, мы предоставим им ребенка – обычно помогает".

По словам режиссера, идея фильма пришла после разговоров о том, как людям кажется, будто они всегда должны находиться в отношениях с кем-то; о том, как одинокие люди считаются неудачниками, как видят одиночек те, кто находится в отношениях, а также о том, на что люди готовы пойти, чтобы быть с кем-то.

Низведенные до схем человеческие взаимоотношения, которые вызывают хохот в зрительском зале, по большому счету мало чем отличаются от тех, что работают в жизни. Когда будете сидеть в кафе или валяться в шезлонге на пляже, присмотритесь, как ведут себя добропорядочные пары – в двух случаях из пяти за вежливыми улыбками вы увидите ад. Или услышите бессмысленное "я тебя люблю", сказанное, не отрывая глаз от смартфона.