Смертельный номер. Почему молодые режиссеры так любят снимать кино про смерть

Фото: 112.ua
Фото: 112.ua

Не самый краткий обзор международного конкурса кинофестиваля "Молодость"

Related video

Кинофестиваль "Молодость" похож на рыбалку. Идешь на него всегда с надеждой поймать большую рыбу, открыть для себя кино, которого еще никто не видел или смотрели единицы. Большинство фильмов конкурсной программы невозможно найти в интернете, имена режиссеров-дебютантов вряд ли что-нибудь скажут. На "Молодости" в свое время отметился Денни Бойл, тот самый, который впоследствии снял хит "На игле". Еще Том Тыквер, Франсуа Озон, Алексей Балабанов. Список можно продолжить.

В 1991 году мне, тогда подростку, навсегда снес каску фильм "Нога". Самое антивоенное кино о войне в Афганистане, которое снял Никита Тягунов по сценарию Надежды Кожушанной с еще не свихнувшимся на почве национализма Иваном Охлобыстиным в главной роли. Кстати, последний тогда в Киеве получил приз за лучшую мужскую роль.

Я помню до деталей некоторые работы режиссеров-конкурсантов, имена которых никогда больше не всплыли. Но их дебюты — странные, неровные, чудаковатые — навсегда законсервировались в памяти.

"Спящий гигант"

На 45-й "Молодости" моей большой рыбой стала лента "Спящий гигант" канадца Эндрю Чивидино.

Позже выяснилось, что история придумана. Сюжет прост. Лето. Паренек приезжает на каникулы в живописное место на севере Онтарио. Его друзья — двое мальчишек. Один живой как ртуть, жестокий и честный. Другой — более мягкий и сдержанный. Мальчишки ссорятся, мирятся, матерятся, пьют, дерутся, прыгают со скал в воду. В общем, делают все то, чем занимается в их возрасте большинство подростков. По словам режиссера, персонажи были списаны с его детской компании, в которой он проводил летние каникулы. "Я хотел уловить этот адский период в жизни мальчишек перед взрослением: эту боль неразделенной любви, радость от настоящей дружбы, удовольствие от нарушения правил, когда не задумываешься о последствиях".

Главное отличие канадской ленты от большинства других — неожиданные сюжетные повороты. До конца неясно, чем закончится история. Режиссер то отнимает надежду у зрителя, то дарит ее снова и таки добивает громоздким камнем в финале. Впрочем, то, что смерти одному из персонажей не миновать, становится ясно, когда в кадре заживо сжигают жука. Сцена, которая, вероятно, вызвала бы отвращение в любом другом фильме, здесь коробит, но не вызывает раздражения. Потому что кино Чивидино цельное, как скала. Сценарий, игра актеров, операторская работа подчинены одной ясной цели — донести до зрителя историю в наиболее полном и правдивом виде.

К сожалению, на "Молодости" канадец не получил призов. Впрочем, лента произвела впечатление в Каннах — там ее показали в программе "Неделя критики", а в Торонто она была названа лучшим дебютом года.

"На войне"

Главными героями лент "На войне" (Швейцария) Симона Жакме и "Отныне и впредь" (Швеция) режиссера Магнуса фон Горна тоже стали пятнадцатилетние мальчишки.
Fullscreen

"Отныне и впредь"

В "Отныне и впредь" речь идет о подростке, который из ревности придушил бывшую девушку, отсидел в тюрьме и вернулся домой в селение, где все жители его боятся и ненавидят.
Fullscreen

"В твоих руках"

Фильмы "Механик" (Канада) и "В твоих руках" (Дания) — о добровольном выборе смертельно больного между жизнью и смертью.
Fullscreen

"Чужеродное тело"

"Чужеродное тело" немца Кристиана Вернера тоже о почках.

"Принцесса"

Гран-при "Молодости" отдали ленте "Принцесса" израильтянки Тали Шалом-Эзер. Кино о педофилии и пробуждении сексуальности в ребенке.
Fullscreen

"Панаме"

В любовной мелодраматичной "Панаме" серба Павла Вучковича воображение, наоборот, сыграло с главным героем плохую шутку.

"Издалека"

В конкурс также попал титулованный венецианский призер "Издалека" (Венесуэла, Мексика) Лоренцо Вигаса.
Fullscreen

"Ишканул"

"Ишканул" (Гватемала, Франция) Хайро Бустаманте — незаурядная, красивая работа.

"Пикадеро"

У Бена Ширрока в "Пикадеро" речь идет о том, что из маленьких городков надо сбегать, если не хочешь спустить жизнь в унитаз. "Искры" француженки Клер Карре стоят особняком. Дело происходит в будущем. Население Земли потеряло память.
Fullscreen

"Очерки из жизни утопленника"

В греческой картине "Очерки из жизни утопленника" речь идет об известном поэте Костасе Кариотакисе, который покончил с собой 20 июля 1928 года.
Fullscreen

"По ту сторону"

Об украинском опусе "По ту сторону" Александра Литвиненко писать не хочется. Это кино за гранью кино.

В целом, как показал конкурс, в молодом кино смерть неизбежна. Почти в каждой ленте кто-то умирает. Также неизбежен и красивый панорамный пейзаж, который показывают почти все режиссеры, когда им надо продемонстрировать экзистенциальную бездну, разверзшуюся перед их героями. Либо сумрачные горы, либо лес. Временами эти эпизоды кажутся сделанными на конвейере.

Фото: glavcom.ua