Полный вперед. Как работают и отдыхают в морских круизах

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Наблюдениями об обитателях лайнеров с Фокусом делится фотограф Анастасия Гудзь

Related video

О морских круизах сформировалось немало стереотипов. Одни думают, что там отдыхают исключительно состоятельные пенсионеры и на корабле скука смертная. В романтических комедиях показывают любовные приключения и страсти с кражами и драками. О том, какова реальная жизнь на корабле, рассказывает фотограф Анастасия Гудзь, которая выбрала круизный лайнер своим местом работы.

КТО ОНА

Фотограф

ПОЧЕМУ ОНА

Два года работает в компании, организующей круизы по странам Латинской Америки и островам Карибского бассейна

Самые короткие круизы длятся два дня. Это рейс в никуда — корабль нигде не причаливает, один день в море и возвращается в домашний порт. Самые длинные круизы — кругосветные, они длятся месяцами. Мой самый длинный круиз занял десять дней, мы даже заходили в Панамский канал, а самый короткий — четыре дня. Чем длиннее круиз, тем меньше нагрузки на экипаж, проще общаться с гостями, есть время завязать с ними отношения.

Есть дни рейса с самой большой нагрузкой. Это первый день, когда пассажиры заходят на борт и еще не ориентируются где поесть и где пописать. Следующий этап — так называемый "элегантный вечер", масштабная вечеринка с дресс-кодом, когда гости наконец сменяют шлепанцы на лаковые туфли и тусуются по всему кораблю до утра. Также непростым является любой день, который лайнер проводит полностью в море. Немного расслабиться можно в порту. Чем короче круиз, тем меньше в нем портов, тем больше работы.

Круизный лайнер — это такая плавучая многооэтажка, где могут разместиться от двух до семи тысяч гостей. И еще полторы тысячи экипажа. Команда — это не только капитан и официанты. Корабль обслуживает себя сам, а значит, есть человек, который выполнит любую задачу — от настройки телевизоров до сортировки мусора. Ну и фотографы, конечно.

Кроме стандартных, есть еще чартерные круизы. Кто угодно может арендовать корабль и установить на нем свою демократию. Например, можно наполнить судно по самые борта девчонками от пяти до двадцати пяти и превратить его в плавучее модельное агентство. Или привезти туда Coolio и организовать рэперский фестиваль. К некоторым чартерам нужно тщательно готовиться. Перед христианским чартером придется занавесить полуобнаженные статуи. Афроамериканцев оскорбит даже банан, приближающийся черный тематический круиз обяжет убрать этот фрукт из рациона. Отдельные тренинги проводят перед круизами нудистов. Когда ты фотографируешь голого мужчину и он десять минут перекладывает свой член с ноги на ногу, выдержка и самообладание могут отказать.

Корабельный быт



Анастасия Гудзь: "Когда люди отказываются фотографироваться, я им говорю: "Нет фото — нет мороженого!" И они сразу соглашаются"
Fullscreen
Анастасия Гудзь: "Когда люди отказываются фотографироваться, я им говорю: "Нет фото — нет мороженого!" И они сразу соглашаются"

На мой контракт пришелся ураган "Ирма". Если уж корабль попал в шторм, качает нешуточно. Опытные моряки будут складывать вещи на полу, чтобы не падали. Да что там вещи, ты сам можешь с кровати упасть. Мне в таком шторме не приходилось бывать. Мама волновалась, как я там, на Карибах, во время урагана. В шторм самое опасное место для корабля — это порт. Если туда идет ураган, то нужно скорее выйти в море, туда, где спокойно.

Это должен был быть четырехдневный круиз на Кубу, если бы не "Ирма". До последнего момента было непонятно, сможем ли мы зайти в порт Гаваны. Гости, которые только ради Кубы в круиз и отправились, стояли с вещами в лобби. Если бы объявили, что вместо Кубы мы идем куда-нибудь в Мексику, корабль бы опустел. К счастью, погода позволила добраться до Кубы, а вот вернуться домой мы уже не смогли. Четырехдневный круиз превратился в девятидневный. Причем большую часть времени нам пришлось провести в море, просто потому что все безопасные порты были перегружены кораблями. Представьте себе, каково это — развлекать толпу озверевших от волнения и личных неприятностей гостей. Ведь некоторым за это время ураган поломал не только планы, но и дома. Полагаю, мы справились, судя по количеству благодарных отзывов.

На корабле тошнит всех. Экипаж со временем привыкает, конечно, но никто не застрахован. Чем меньше судно, тем больше качает. Совет бывалой морячки: прекрасное средство от морской болезни — имбирь в любом виде, чай, эль или конфетки. Вкусно и без побочных эффектов в виде сонливости.

Как и в самолетах, для пассажиров лайнеров проводятся тренинги по безопасности. Это делается до отправки судна в плавание, тренинг длится около часа, и, скажем прямо, это не самая приятная часть вояжа. Гостей проведут по кораблю, покажут, куда бежать в случае чего, как надевать спасательный жилет и с какой стороны дуть в свисток. Конечно, во время тренинга нельзя пить пиво и пялиться в экран мобильного телефона. Это же целый час без алкоголя и развлечений! В общем, обязательно найдется кто-нибудь, кто попытается спрятаться в душевой кабине (но их найдут). И всегда отыщется женщина, которая после учета пассажиров укажет на свою подругу и заявит, что ей плохо или она хочет в туалет. Особенно сложно, когда это короткий круиз в Мексику, куда люди едут напиться текилы до беспамятства, чтобы очнуться через три дня к высадке с корабля.

Еда на корабле есть всегда. В любое время суток можно получить бесплатную пиццу или мороженое в любых количествах. Мы даже шутим на эту тему. Когда люди отказываются фотографироваться, я им говорю: "Нет фото — нет мороженого!" И они сразу соглашаются.

Для гостей есть ресторан с меню, а также работает буфет по принципу шведского стола — бери, сколько хочешь. Качество еды зависит от круизной компании или даже от конкретного корабля. Но лайнер — это не мишленовский ресторан. Отдельная история, сколько люди могут съесть бесплатной еды. Для экипажа питание отдельное. Сделать нас счастливыми стараются как могут, что тут скажешь. Но индусы и филиппинцы, которые в основном работают на камбузе, отлично разбираются в азиатской кухне, а вот с европейской едой испытывают явные трудности. Однажды я ела голубцы в их исполнении и больше это пробовать не хочу.

Чем развлечься

На корабле для гостей — 33 удовольствия. Ночной клуб, живые шоу и музыка, ночной клуб, казино, караоке, дегустации — все, что в голову придет. Есть бассейны, сауны, СПА и спортзал, беспошлинный магазин. Всевозможные викторины, включая тематические, — про спорт, Майкла Джексона или фильмы 1980-х. Фотографы, опять-таки. Если во время фотосъемки гость не смеется, как ненормальный, значит, скорее всего, ты что-то делаешь не так.

Несомненным лидером среди развлечений является алкоголь. Казино идет следом с небольшим отрывом. В тройке лидеров определенно присутствует секс, но мы эту услугу не предоставляем, тут уже как повезет. Впрочем, картина может кардинально поменяться, если это не регулярный круиз, а чартерный или праздничный. Или просто необычное, редкое направление, скажем, Бермуды или Куба. У людей, отправляющихся в такой вояж, цели другие.

Чем дешевле круиз, тем проще и моложе публика. Тем больше они хотят вечеринок, выпить и поваляться у бассейна. Более длинные и дорогие круизы привлекают совсем других людей. Отдельная категория — "платиновые" и "бриллиантовые" туристы, со стажем 100–200 круизов. Этих людей ничем не удивить — они уже все ответы на викторины на память знают. К ним нужен другой подход, основанный на личных отношениях. Среди таких есть "знаменитости". Например, Херби. Мало кто знает его имя. Но каждый второй круиз мы обмениваемся замечаниями вроде "О, смешные штаны опять тут!". Такое прозвище Херби получил за свою коллекцию штанов с безумными принтами. Ну и каждый фотограф у нас знает Чарли. Эта дама известна не только своим мультибриллиантовым статусом в компании, но и нежной любовью к фотодепартаменту. Каждый раз она просит сняться со всей командой фотографов и обязательно при этом растрогается до слез. Трудно сказать, что заставляет людей возвращаться на корабль, где уже все — от плей-листа до креветок фри — должно надоесть до оскомины. Но, может, это совсем не недостаток, а достоинство.

Отношения длиной в круиз

Бывает так, что ты очень занята, тащишь тяжелую вещь, а гость тебя останавливает с очень важным вопросом, например, с какой скоростью мы сейчас идем. В любой момент могут спросить о чем угодно, и ты должен быть очень вежливым, взвешивать каждое слово. И стараться сдержать нервный тик.

Fullscreen

Анастасия Гудзь: "Жалуются на все — на еду, которую уже съели, на цвет полотенец, на то, что кто-то из обслуживающего персонала "закатил глаза", на отсутствие скидок, даже на плохую погоду и сильную качку"

Любую проблему американцы решают с помощью жалоб. За жалобы они могут получить скидки или даже бесплатный круиз. На что вы готовы ради денег? Американцы, например, готовы жить в сырой каюте. Есть такая схема — купить большие бутыли воды и устроить в номере потоп. Компании остается или переселить гостя, что не всегда возможно, или же выплатить большую компенсацию. Жалуются на все — на еду, которую уже съели, на цвет полотенец, на то, что кто-то из обслуживающего персонала "закатил глаза", на отсутствие скидок, даже на плохую погоду и сильную качку. Есть даже профессиональные жалобщики. В их профайлах есть соответствующие комментарии, и когда такие заходят на круиз, нас об этом предупреждают. Что не очень помогает, потому что если человек поставил себе цель на что-нибудь пожаловаться, он это сделает, даже если все идеально.

Униформа делает нас невидимыми. Часто прямо перед твоими глазами разворачивается скандал или семейная драма. На свидетеля из обслуживающего персонала мало кто реагирует, какая разница — стул или официантка. Помню, как одна девушка прямо передо мной рвала фотографии своей сестры и ее бойфренда, потому что он изменил ей прямо вот тут на круизе, в эти четыре дня.

Иногда гости считают, что члены команды должны их развлекать и "романтически". Бывают неприличные предложения, жесты. Но на гостя тоже можно нажаловаться, и охрана примет меры.

Была одна пара среди гостей, немолодые уже, возраста моих родителей. Им так понравились мои фотографии, что это стало поводом для нашей дружбы. Вот она, сила искусства. Когда я списывалась с корабля, мы встретились, и они организовали для меня мини-отпуск. Мы съездили в маленький курортный городок, ели там устриц и гуляли по набережной. В море меркантильных, на все жалующихся людей такие отношения — мой личный круизный лайнер.

Из-за моего образа жизни я растеряла почти всех друзей на родине. Зато у меня появилось немало друзей по всему миру, с которыми я хочу поддерживать отношения всю жизнь. Штаты, Мексика, Польша, Филиппины, Аргентина или Польша. И чтобы поехать на Бали, мне больше не нужна дорогая путевка, потому что есть люди, которые меня там ждут.