Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Солнце в бокале. Как украинцы учатся разбираться в пиве

Солнце в бокале. Как украинцы учатся разбираться в пиве

Каждый уважающий себя пивоман мечтает попасть на пивной фестиваль, где есть возможность исследовать новые вкусы, открыть для себя необычные сорта и хорошо повеселиться. Таких праздников в мире проводятся сотни, Фокус предлагает познакомиться с самыми интересными из них

520

В сентябре отмечают странный праздник — Международный день ответственного потребления пива. Организаторы многочисленных мероприятий в разных странах в этот день стараются сформировать правильное отношение к пенному напитку и прививают пивоманам пивную культуру. И это приносит плоды — все больше людей разбираются в сортах пива, различают нюансы вкуса и выбирают именно свой напиток.

Во многом на культуру потребления пива повлияли европейские пивные фестивали, главным из которых на протяжении многих лет остается Октоберфест. В Украине в течение последних 14 лет проходит собственный Октоберфест. Сравнивать его с германским нет смысла — масштаб явно не тот, но особого шарма у него не отнять, на киевском фестивале уже сложились собственные пивные традиции. К тому же здесь можно продегустировать самое разное пиво — от завоевавших хорошую репутацию прославленных сортов до новинок. Даже гостям из Германии праздник приходится по душе: многие из них отмечают высокое качество украинских напитков и их разнообразие.

Надо признать, что украинцы — не самая пьющая пиво нация. Если в соседней Польше среднестатистический житель употребляет почти 100 л хмельного напитка в год, то в нашей стране показатель вдвое меньше — около 42 л. Зато жители Украины более осознанно подходят к тому, что пьют. Как показывает статистика, чаще всего пиво покупает молодежь: мужчины в возрасте от 25 до 29 лет. И ориентируются они первым делом не на стоимость напитка или его раскрученность, а на вкусовые качества.

Пивное раздолье в Германии

16 дней, более 6 млн посетителей, десятки гигантских палаток — сегодня Октоберфест по праву считается самым большим народным гуляньем в мире. За свою двухсотлетнюю историю фестиваль оброс множеством традиций и правил. Раз в год прославленные мюнхенские пивоварни готовят специальный октоберфестовский напиток — хорошо выдержанный, с выраженным солодовым вкусом и содержанием алкоголя 5,8–6,3%.

Праздник начинается с обязательного откупоривания первой бочки праздничного пива. После этого толпы людей переходят от палатки к палатке, выпивая литры пенного напитка и заедая все это тоннами ароматных баварских колбасок. 

К слову, большинство пивных павильонов на немецком фестивале являются семейными — бизнес здесь передается из поколения в поколение. Неудивительно, что пивовары с любовью и уважением относятся к своему делу и стараются сохранить индивидуальность. В одних шатрах, например, как и много лет назад, наливают пиво только из деревянных бочек, другие же делают акцент на дизайне, причудливо украшая палатки лозами хмеля.  

У гостей пивного карнавала тоже сформировался собственный обычай, правда, не совсем законный: посетители повадились воровать пивные кружки, да так, что это стало настоящим бедствием для фестиваля. Впрочем, у добропорядочных пивоманов есть вполне легальный способ обзавестись собственной фестивальной кружкой — они продаются во всех сувенирных киосках.

Ежегодно посетители Октоберфеста за две недели выпивают 6 млн л пива.

Конечно, люди со всей Германии и из разных стран съезжаются не только ради того, чтобы попробовать уникальный мюнхенский напиток. Они хотят хорошо отдохнуть: покататься на аттракционах, посмотреть на живописный парад палаточников, который сопровождается оркестром мюнхенских пивоваров, или попасть на блошиный цирк. Тем не менее пиво остается главным атрибутом праздника.

Зная любовь немцев к пенному напитку, без труда можно догадаться, что Октоберфест далеко не единственный пивной фестиваль страны. Вторым по масштабности здесь считается Фольксфест в Нюрнберге. По сути, он ничем не отличается от мюнхенского, только более семейный.

Тройку крупнейших германских пивных ивентов замыкает фестиваль "Бергкирхвай" в городе Эрланген.

Пенная камерность Чехии

Несмотря на то, что у многих именно Германия ассоциируется с пивом, на самом деле мировым лидером его потребления является Чехия. Только за прошлый год средний житель страны выпил более 137 л напитка. Чехи тоже хотят нести пивную культуру в массы, поэтому каждый год здесь проводятся собственные масштабные фестивали. До многомиллионных германских праздников Чехии далеко. Тем не менее Пльзень стал настоящей Меккой для пивоманов. Всевозможные пивные мероприятия в городе организовывают на протяжении всего лета, а завершаются они августовским Pilsner Fest. Фестиваль знаменит не только пивом, но и забавными рекордами. Например, однажды тут тысячи людей одновременно отхлебнули напиток из кружек.

У тех, кто не попал на летнее мероприятие в Чехии, нет повода грустить. В конце сентября в Пльзене проходит фестиваль с красивым названием "Слунце ве скле" — "Солнце в стекле". Это крупнейшая в Европе ярмарка мини-пивоварен. В ней участвуют и иностранные заводы, в том числе из Шотландии и даже из США и Вьетнама.

Любители пива специально подгадывают отпуск под даты проведения этого фестиваля, ведь он дает потрясающую возможность попробовать более ста сортов напитка, который производят лучшие пивоварни Чехии и других стран.

Для тех, кто уже побывал и на разгульных фестивалях Германии, и на камерных пенных праздниках Чехии, есть смысл поехать на Большой фестиваль пива в Лондоне. Великобритания уже не одно столетие славится своим хмельным напитком. В августе в английской столице собираются пивовары, эксперты-дегустаторы и тысячи туристов, желающие выпить пинту душистого эля, попробовать бодрящий сидр и знаменитое имбирное пиво.

Традиции поколений

Не стоит думать, что пивная культура существует где-то, но только не у нас. Пиво на наших землях варили до Крещения Руси. Более того, редактор журнала "Архив русского пивоварения" Драгутин Чех еще в XIX веке утверждал, что именно здесь родился хмельной напиток. "Древние языческие славяне занимались хмелеводством и варили пиво, приправленное хмелем, уже за две тысячи лет до нашего времени", — писал Чех.

О том, что к пиву в Украине относятся с большим уважением, говорит хотя бы тот факт, что в 1992 году в только что образованной стране возникла Партия любителей пива. Официально зарегистрированная Минюстом, она провозгласила пиво символом демократии, экологичности и общения. Большой популярностью у электората политсила не пользовалась, в отличие от самого пива, которое украинцы, что и говорить, искренне любят.

Раньше среднестатистический потребитель не особо задумывался над тем, что он пьет, ориентируясь лишь на цену и мелькающую рекламу. По большому счету, многие годы для украинцев, поддерживающих отечественных производителей, существовало только три вида пива — белое, светлое и темное. Сейчас ситуация в корне изменилась, европейские пивные традиции стали нам ближе, и украинские пивоманы более осознанно подходят к своему выбору.

В нашей стране выпускается около 900 наименований пива. Оно может содержать от 2% до 12% (в редких случаях 24%) алкоголя, что кардинальным образом меняет вкус. Напиток производят из ячменного, пшеничного, ржаного, соргового, рисового и кукурузного солода, который по-разному обжаривается. Также украинские пивовары экспериментируют с разными сортами хмеля, добиваясь новых вкусовых оттенков.

Главный экспонат

Пивная культура фестивалями не ограничивается. Наверняка настоящим ценителям пенного напитка будет небезынтересно погулять по музеям пива, которые есть не только за границей, но и в Украине.

Самый старый. Пивной музей в чешском городке Велкопоповице появился еще в XIX веке. Сегодня здесь можно найти удивительные пивные машины, столетние стеклянные бутылки и раритетные кружки.

Самый востребованный. В Японии работает лишь один пивной музей — в городе Саппоро на острове Хоккайдо. Экспозиция, размещенная на трех этажах бывшей пивоварни, пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь не только собрана подробная информация о пивоварении, но и есть возможность попробовать непривычное для европейцев японское пиво.  

Самый экзотический. Пожалуй, необычным покажется музей "Мир пива" в Южноафриканской республике. В церемонии открытия комплекса принимал участие Нельсон Мандела, а в 2009 году музей выиграл премию "Лучший туристический объект".

Самый мобильный. Музей пива в Милуоки, штат Висконсин, прославился тем, что до последнего времени не имел постоянного адреса. Группа энтузиастов просто перевозила экспозицию с места на место, показывая выставку всем желающим.

Самый национальный. Прежде чем ехать в США, Японию или ЮАР, есть смысл наведаться во Львов, где Музей пива работает с 2005 года. Пусть он и не самый большой в мире, но интересный: здесь собрана прекрасная коллекция пивных бочек, редких бутылок и макеты орудий труда пивоваров. 

Пивное возрождение

Несколько лет назад Украину настиг пивной кризис: производство алкогольного напитка резко упало с 3 млрд л в год до 1,8 млрд л. Однако в прошлом году ситуация стала выравниваться, пивоварни продолжают наращивать мощности и увеличивать объемы выпуска продукта. Наблюдается и рост доли крафтового пива от маленьких пивоварен. Только за семь месяцев 2018-го в Украине произведено 1,114 млрд л напитка, что почти на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Постепенно украинские пивовары завоевывают зарубежный рынок. В 2017 году доля экспорта отечественного пива увеличилась почти на 50% и составила 11 млн л пива (это 3% общего объема ввозимого в ЕС продукта). В 2018-м позитивная тенденция еще больше укрепилась. Основными покупателями украинского пива остаются Алжир, Беларусь и Молдова, за ними идут Литва, Грузия и Израиль. В этом году Украина также попала в топ-6 стран — поставщиков хмельного напитка в Европу. Происходит это благодаря исключительному качеству отечественного продукта, отмечают эксперты. По крайней мере вкусовые характеристики украинского пива отметили все члены Международного конкурса в рамках Праздника пива — 2018. Таких успехов отечественные пивовары добились в том числе благодаря серьезной конкуренции на пивном рынке страны. К тому же стоимость украинского пива делает его привлекательным для иностранного потребителя.

И если наши законодатели не предпримут резких мер, которые могут ударить по пивоварам, рынок пива в стране будет только укрепляться и наращивать объемы производства.

7
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.