Пост, масло

Десять некорректных картин и рисунков, которыми можно оскорбить чьи-то чувства и остаться безнаказанным в Facebook
Андрей Зимоглядов
Автор
Изворотливость ужа, осторожность сапёра, деликатность элитного стирального порошка — вот качества, которые необходимо иметь пользователю Facebook. Специально обученные люди, которых круглый год кормят сырым мясом, следят, чтобы в ленту не проник некорректный пост, и, кажется, единственное необходимое условие для того, чтобы твой аккаунт в соцсети забанили, это создать его.

Впрочем, выход есть. Когда нестерпимо хочется оскорбить чьи-нибудь чувства и остаться безнаказанным, на помощь приходит волшебная сила изобразительного искусства.

Что запрещено в Facebook

Прямые угрозы
Опасные организации
Нанесение себе увечий
Травля и преследования
Враждебные высказывания
Нападки на общественных деятелей
Преступная деятельность
Изображения обнаженного тела
Насилие и эксплуатация на сексуальной почве
Контролируемые товары
Изображение сцен насилия

1

Эндрю Уайет,
«Виноградное вино»

Картина американского художника Эндрю Уайета, на которой изображён его подгулявший сосед, пропагандирует оскорбительный стереотип: где бухло, там и афроамериканец. То, что собственно вино осталось «за кадром», делает название совсем уж издевательским. Он бы ещё назвал своё полотно «Кто-то опять украл мой велосипед» — даже Малевич не позволял себе таких политически некорректных выходок.

2

Юрий Анненков,
«Портрет Андре Жида»

Теперь, когда расовая ненависть посеяна, можно приступать к разжиганию межнациональной розни. Изображённый на портрете персонаж — один из самых авторитетных литераторов Франции. Однако фамилия его настолько аморальна, что можно обойтись без цитат из его повести «Имморалист» — высоконравственные пользователи Сети будут оскорблены и так. Было бы преступлением упустить возможность поставить Марка Цукерберга перед такой дилеммой. С одной стороны, вроде бы однозначный бан. А с другой — всё-таки нобелевский лауреат.

3

Василий Суриков,
«Боярыня Морозова»

Запостив репродукцию одной из живописных жемчужин Третьяковской галереи, ты — руками Василия Сурикова — убьёшь целую стаю зайцев. Полотно, изображающее арест знаменитой старообрядщицы Феодосии Морозовой, нарушает сразу несколько табу сообщества. Тут и «травля и преследование», и «нападки на общественных деятелей», и оскорбление чувств определённой категории верующих. Кроме того, женщина в цепях — это, конечно, метафора гендерного неравенства, царящего в современном мире (так мы охватим ещё и сегмент феминисток).

4

Хуан Миро,
«Звезда ласкает грудь негритянки»

С виду это безобидная мазня, на которую так падки коллекционеры и галереи современного искусства. Но обратите внимание на название: для сетевого провокатора это звучит как музыка. Обнажённая натура (продолжаем всматриваться, она где-то здесь есть). Эксплуатация на сексуальной почве. Расовый вопрос. А судя по тому, что шедевр купила лондонская галерея Тейт, тут не обошлось и без психоделиков, про которые на Facebook тоже ни-ни.

5

Пабло Пикассо,
«Автопортрет»

Первый из серии автопортретов, написанных Пикассо «под занавес», легко попадает под действующий в соцсети запрет на нанесение себе увечий. К тому времени Пабло было 90 лет, но рука мастера оказалась крепка. Вы только взгляните на это ухо. Лучше бы не вышло ни у Ван Гога, ни у Майка Тайсона.

6

Илья Репин,
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

У Ильи Репина не было аккаунта в соцсетях, поэтому недовольным приходилось бросаться на его картину с ножом в офлайне, а императору Александру III — требовать, чтобы Третьяков забанил полотно в своей галерее. Нынче другие времена, но претензии к Репину прежние. Мало того, что на его картине изображена сцена насилия, которое Facebook не приемлет, Репин ещё и возводит напраслину на царя всея Руси. В самом деле, зачем Ивану Васильевичу было махать посохом, если он мог, к примеру, отравить кровинушку (вот и экспертиза показала, что Иван Иванович едва ли не на 2/3 состоял из ртути и мышьяка). Словом, картина Репина — вариант надёжный, православные активисты вам не простят. Верный способ вызвать у кого-нибудь баттхёрт, даже не сажая горемыку на кол.

7

Илья Репин,
«Запорожцы»

И снова Репин — прирождённый гений живописного троллинга. Как известно, текст письма, которое запорожцы написали турецкому султану, в сокращённом переводе примерно таков: «Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Черт высирает, а твоё войско пожирает. Твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распр0#б твою мать». И тут мы имеем дело с прямой угрозой, а прямые угрозы в соцсетях запрещены. Вот если бы запорожцы писали: «Твоего войска мы не боимся и, если провокационные действия не прекратятся, будем вынуждены принять симметричные меры, распр0#б твою мать», тогда — конечно.

8

Борис Кустодиев,
«Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова»

Это полотно с первого взгляда вызывает подозрения: румяные и улыбчивые молодые люди с каким-то мудрёным бонгом в руках — уж не пренебрегают ли они предупреждениями Минздрава? На деле всё ещё опаснее. Изображённые Кустодиевым молодцы — будущие нобелевские лауреаты (первый — по физике, другой — по химии). Запостить их — значит нарушить запрет на контролируемые товары (а это всё, что может иметь отношение к созданию оружия массового поражения). Может, их стекляшка — это какая-нибудь безобидная рентгеновская трубка. А может, и атомная бомба — как знать, не все модераторы Facebook нобелевские лауреаты.

9

Джеймс Энсор,
«Борьба скелетов за копчёную сельдь»

Изображённые на картине бельгийского художника Джеймса Энсора барышни (кто сумеет доказать, что это юноши, может бросать в нас камнями) явно принадлежат к миру высокой моды. Об этом свидетельствует и богатая папаха, и их болезненная худоба, и очевидное отсутствие товарищеского духа, свойственное этой порочной среде. Это полотно оскорбляет сторонниц естественной красоты — тех, кто не выщипывает брови, не морит себя голодом и уж точно не отнимет у товарки копчёную сельдь.

10

Иероним Босх,
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи»

Фрагмент знаменитой картины Босха, изображающий не сами смертные грехи, а их последствия. Предавался унынию? Вот тебе молотком по заднице. Чревоугодничал? Пожалуй-ка в котёл. Прелюбодействовал? Не обессудь, дружок, получи жабу на гениталии. И всё вроде бы логично и справедливо, по крайней мере в рамках христианской концепции. Да только вот постить в Facebook про «опасные организации» — это тоже смертный грех. Кто-нибудь станет спорить с тем, что ад — опасная организация?