Всего пару лет назад отношение к званию Героя Украины было стыдливо-недоумённым. По крайней мере у меня. За прошедший год моё отношение изменилось кардинально.
Звание Героя и вручаемые с его присвоением орден Государства (за трудовые подвиги) или Звезда Героя (за личный героизм) появились при Леониде Кучме. По большому счёту, и само звание, и сопровождавшие его ордена большей частью были списаны со звания Героя Советского Союза поздних брежневских времён. Да и награждали примерно так же, как при «дорогом Леониде Ильиче».
Нет, я совсем ничего не имею против академика Бориса Патона, первым получившим орден Государства. Или первого кавалера Золотой Звезды — испытателя Александра Галуненко, не раз рисковавшего жизнью «ставя на крыло» антоновские самолёты, включая «Мрию» и «Руслан». Вот только потом эти награды стали раздавать, как на ярмарке тщеславия: красным директорам, приспособленцам, юбилярам, друзьям. И даже любимому поэту, писавшему, прямо скажем, не ахти, зато посвящавшему помпезности президенту.
Конечно же, среди почти трёхсот награждённых с 1998-го по 2013-й всегда были настоящие герои и достойные люди. От Вячеслава Чорновила, Валерия Лобановского или Августина Волошина до Василя Стуса, Георгия Гонгадзе, пожарных-чернобыльцев или младшего сержанта Василия Мельникова, ценой своей жизни спасшего в ноябре 2002-го студента-парашютиста. А также десятки других, действительно заслуживших звание Героя Украины. Но их было мало. В полном соответствии с правилом «какая страна — такое и отличие».
Моё отношение к званию Героя изменилось в июне прошлого года. Когда за личный героизм звание было посмертно присвоено Сергею Кульчицкому. Генерал-майору, никогда не бросавшему своих солдат и погибшему вместе с ними у горы Карачун. Потом были герои Небесной сотни, Надя Савченко и ещё двадцать военных, половина из которых получила звание посмертно.
Совсем недавно я считал, что как минимум десяток «героев», награждённых до 2014-го, этого звания надо лишить. Как минимум тех, кто искренне ненавидит страну, наградившую их высшей степенью отличия, и доказал свою ненависть делом. Но, может, и не стоит этого делать. В конце концов среди кавалеров французского ордена Почётного Легиона или медали Почёта — высшей военной награды США — тоже хватает неоднозначных личностей, награждённых в силу конъюнктуры момента или по политическим мотивам. От Александра I, изрядно повоевавшего с учредителем высшей награды Франции Наполеоном в 1812-м, до солдат 7-го кавалерийского полка США, награждённых за убийство 300 индейцев на ручье Вундед-Ни в 1890 году.
Наверное, тут больше уместен принцип «что было — то было». Просто 20 июня 2014 года звание «Герой Украины» и орден Золотая Звезда стали тем, чем они и должны были быть изначально: высшей наградой за мужество, героизм и любовь к Родине, ради которой не жалеют своей жизни.
Просто не надо больше никого награждать к юбилеям.