Жёлтое и голубое

Жёлтое и голубое

10 картин, которые порадуют патриота не меньше, чем забор, раскрашенный в цвета украинского флага

10 картин, которые порадуют патриота не меньше, чем забор, раскрашенный в цвета украинского флага

Марк Ротко.
Без названия (Жёлтое и голубое), 1954


Что примечательного: в мае 2015-го это полотно было продано на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 46,5 млн долларов. Это не самая головокружительная цена за работу Ротко, личный рекорд художника — 86,7 млн долларов: столько в 2012-м заплатили за его другой полосатый прямоугольник, «Оранжевое, красное, жёлтое» (1961). Однако и такого «скромного» ценника достаточно для лавины шуток в духе «мой сын в пять лет мог лучше». В связи с этим важно знать одно: видевшие оригиналы Ротко так обычно не шутят.

Где тут Украина: не в оканчивающейся на «о» фамилии художника (он родился в Даугавпилсе Маркусом Ротковичем). И не в сочетании цветов — Ротко не придавал своим картинам никакого смысла. Вообще, свои полосатые работы он мыслил эдаким медитативным инструментом: посидев перед такой иконой, зритель должен ощутить какие-то сильные эмоции. Поскольку автор не задаёт рамок для толкования своих картин, учащённое сердцебиение на почве любви к Украине может быть вполне легитимной реакцией на это полотно.

Марк Ротко. Без названия (Жёлтое и голубое), 1954

Что примечательного: в мае 2015-го это полотно было продано на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 46,5 млн долларов. Это не самая головокружительная цена за работу Ротко, личный рекорд художника — 86,7 млн долларов: столько в 2012-м заплатили за его другой полосатый прямоугольник, «Оранжевое, красное, жёлтое» (1961). Однако и такого «скромного» ценника достаточно для лавины шуток в духе «мой сын в пять лет мог лучше». В связи с этим важно знать одно: видевшие оригиналы Ротко так обычно не шутят.

Где тут Украина: не в оканчивающейся на «о» фамилии художника (он родился в Даугавпилсе Маркусом Ротковичем). И не в сочетании цветов — Ротко не придавал своим картинам никакого смысла. Вообще, свои полосатые работы он мыслил эдаким медитативным инструментом: посидев перед такой иконой, зритель должен ощутить какие-то сильные эмоции. Поскольку автор не задаёт рамок для толкования своих картин, учащённое сердцебиение на почве любви к Украине может быть вполне легитимной реакцией на это полотно.

Марк Ротко.
Без названия (Жёлтое и голубое), 1954

Что примечательного: в мае 2015-го это полотно было продано на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 46,5 млн долларов. Это не самая головокружительная цена за работу Ротко, личный рекорд художника — 86,7 млн долларов: столько в 2012-м заплатили за его другой полосатый прямоугольник, «Оранжевое, красное, жёлтое» (1961). Однако и такого «скромного» ценника достаточно для лавины шуток в духе «мой сын в пять лет мог лучше». В связи с этим важно знать одно: видевшие оригиналы Ротко так обычно не шутят.

Где тут Украина: не в оканчивающейся на «о» фамилии художника (он родился в Даугавпилсе Маркусом Ротковичем). И не в сочетании цветов — Ротко не придавал своим картинам никакого смысла. Вообще, свои полосатые работы он мыслил эдаким медитативным инструментом: посидев перед такой иконой, зритель должен ощутить какие-то сильные эмоции. Поскольку автор не задаёт рамок для толкования своих картин, учащённое сердцебиение на почве любви к Украине может быть вполне легитимной реакцией на это полотно.
Винсент Ван Гог. «Отдых», 1890

Что примечательного: если бы Ван Гог жил в наши времена, когда принято патентовать всё подряд, он бы наверняка зарегистрировал эксклюзивные права на использование сочетания жёлтого и синего цветов. Оно было нужно ему, чтобы писать портреты, звёздные ночи и, конечно, пшеничные поля. Даже последняя из написанных художником картин — золотое пшеничное поле под синим небом. Тот пейзаж, правда, не для праздничной подборки: над полем вороны, а поле — то самое, на котором Ван Гог застрелится. Полюбуемся лучше «Отдыхом». Но не будем забывать, что эту пастораль художник писал в психиатрической клинике, так что в этом жёлтом точно есть следы фирменного вангоговского безумия.

Где тут Украина: с помощью синего и жёлтого Ван Гог часто изображал то, что символизируют эти цвета на украинском флаге, — поле со спелым зерном и небо.

Винсент Ван Гог. «Отдых», 1890

Что примечательного: если бы Ван Гог жил в наши времена, когда принято патентовать всё подряд, он бы наверняка зарегистрировал эксклюзивные права на использование сочетания жёлтого и синего цветов. Оно было нужно ему, чтобы писать портреты, звёздные ночи и, конечно, пшеничные поля. Даже последняя из написанных художником картин — золотое пшеничное поле под синим небом. Тот пейзаж, правда, не для праздничной подборки: над полем вороны, а поле — то самое, на котором Ван Гог застрелится. Полюбуемся лучше «Отдыхом». Но не будем забывать, что эту пастораль художник писал в психиатрической клинике, так что в этом жёлтом точно есть следы фирменного вангоговского безумия.

Где тут Украина: с помощью синего и жёлтого Ван Гог часто изображал то, что символизируют эти цвета на украинском флаге, — поле со спелым зерном и небо.

Винсент Ван Гог. «Отдых», 1890

Что примечательного: если бы Ван Гог жил в наши времена, когда принято патентовать всё подряд, он бы наверняка зарегистрировал эксклюзивные права на использование сочетания жёлтого и синего цветов. Оно было нужно ему, чтобы писать портреты, звёздные ночи и, конечно, пшеничные поля. Даже последняя из написанных художником картин — золотое пшеничное поле под синим небом. Тот пейзаж, правда, не для праздничной подборки: над полем вороны, а поле — то самое, на котором Ван Гог застрелится. Полюбуемся лучше «Отдыхом». Но не будем забывать, что эту пастораль художник писал в психиатрической клинике, так что в этом жёлтом точно есть следы фирменного вангоговского безумия.

Где тут Украина: с помощью синего и жёлтого Ван Гог часто изображал то, что символизируют эти цвета на украинском флаге, — поле со спелым зерном и небо.
Анри Матисс.
Портрет Лидии Делекторской, 1947


Что примечательного: это, возможно, самый необычный из портретов Делекторской — в конце концов, она была блондинкой. Последние 20 лет жизни Матисс писал её, свою сиделку и секретаршу, почти безостановочно. 22-летняя эмигрантка пришла к 63-летнему художнику по объявлению с автобусной остановки и осталась с ним на всю жизнь: Матисс умер, когда ей было 44, ещё 44 она прожила в одиночестве и в хлопотах о его наследии. Они всю жизнь были на вы, а биографам приходится довольствоваться лишь рассказами о том, какие возвышенные чувства испытывали друг к другу знаменитый француз и обычная русская.

Где тут Украина: если использовать эту картину как аватар в соцсетях, гражданство можно не указывать. Простые резкие цвета вместо полутонов и игры света и тени — отличительная особенность изобретённого Матиссом фовизма (от фр. «дикий»). Впрочем, если вам приходилось раскрашивать лицо перед игрой сборной Украины по футболу, вы знаете, что такое фовизм.

Анри Матисс.
Портрет Лидии Делекторской, 1947


Что примечательного: это, возможно, самый необычный из портретов Делекторской — в конце концов, она была блондинкой. Последние 20 лет жизни Матисс писал её, свою сиделку и секретаршу, почти безостановочно. 22-летняя эмигрантка пришла к 63-летнему художнику по объявлению с автобусной остановки и осталась с ним на всю жизнь: Матисс умер, когда ей было 44, ещё 44 она прожила в одиночестве и в хлопотах о его наследии. Они всю жизнь были на вы, а биографам приходится довольствоваться лишь рассказами о том, какие возвышенные чувства испытывали друг к другу знаменитый француз и обычная русская.

Где тут Украина: если использовать эту картину как аватар в соцсетях, гражданство можно не указывать. Простые резкие цвета вместо полутонов и игры света и тени — отличительная особенность изобретённого Матиссом фовизма (от фр. «дикий»). Впрочем, если вам приходилось раскрашивать лицо перед игрой сборной Украины по футболу, вы знаете, что такое фовизм.

Анри Матисс.
Портрет Лидии Делекторской, 1947

Что примечательного: это, возможно, самый необычный из портретов Делекторской — в конце концов, она была блондинкой. Последние 20 лет жизни Матисс писал её, свою сиделку и секретаршу, почти безостановочно. 22-летняя эмигрантка пришла к 63-летнему художнику по объявлению с автобусной остановки и осталась с ним на всю жизнь: Матисс умер, когда ей было 44, ещё 44 она прожила в одиночестве и в хлопотах о его наследии. Они всю жизнь были на вы, а биографам приходится довольствоваться лишь рассказами о том, какие возвышенные чувства испытывали друг к другу знаменитый француз и обычная русская.

Где тут Украина: если использовать эту картину как аватар в соцсетях, гражданство можно не указывать. Простые резкие цвета вместо полутонов и игры света и тени — отличительная особенность изобретённого Матиссом фовизма (от фр. «дикий»). Впрочем, если вам приходилось раскрашивать лицо перед игрой сборной Украины по футболу, вы знаете, что такое фовизм.
Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона», 1880-е

Что примечательного: проще всего объяснить, что за особа изображена на картине, тем, кто видел сериал «Рим». Там коварнейшей из героинь была Атия. Историки утверждают, что Атия была как раз милейшей женщиной, а её несносный характер списан скорее с Фульвии — жены Марка Антония (предшественницы Клеопатры на этом посту). Фульвия обожала Марка Антония, а вот Цицерон, напротив, поливал его хоть и красиво, но всё-таки грязью. Поэтому, когда Цицерона убили, а голову доставили обидчивым супругам, Фульвия решила отвести душу — вынула булавки из причёски и ну втыкать их в язык оратора.

Где тут Украина: украинцем Павла Сведомского не назовёшь — он русский художник, родившийся в Санкт-Петербурге. Однако в Киеве провёл много лет — расписывал Владимирский собор. Есть еще один курьёзный факт. Недавно статью о Фульвии в русскоязычной Википедии отредактировали, а до того там значилось, что у поправшей свободу слова дамочки имеются «современные наследники» в Италии и в Украине.

Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона», 1880-е

Что примечательного: проще всего объяснить, что за особа изображена на картине, тем, кто видел сериал «Рим». Там коварнейшей из героинь была Атия. Историки утверждают, что Атия была как раз милейшей женщиной, а её несносный характер списан скорее с Фульвии — жены Марка Антония (предшественницы Клеопатры на этом посту). Фульвия обожала Марка Антония, а вот Цицерон, напротив, поливал его хоть и красиво, но всё-таки грязью. Поэтому, когда Цицерона убили, а голову доставили обидчивым супругам, Фульвия решила отвести душу — вынула булавки из причёски и ну втыкать их в язык оратора.

Где тут Украина: украинцем Павла Сведомского не назовёшь — он русский художник, родившийся в Санкт-Петербурге. Однако в Киеве провёл много лет — расписывал Владимирский собор. Есть еще один курьёзный факт. Недавно статью о Фульвии в русскоязычной Википедии отредактировали, а до того там значилось, что у поправшей свободу слова дамочки имеются «современные наследники» в Италии и в Украине.

Павел Сведомский.
«Фульвия с головой Цицерона», 1880-
е

Что примечательного: проще всего объяснить, что за особа изображена на картине, тем, кто видел сериал «Рим». Там коварнейшей из героинь была Атия. Историки утверждают, что Атия была как раз милейшей женщиной, а её несносный характер списан скорее с Фульвии — жены Марка Антония (предшественницы Клеопатры на этом посту). Фульвия обожала Марка Антония, а вот Цицерон, напротив, поливал его хоть и красиво, но всё-таки грязью. Поэтому, когда Цицерона убили, а голову доставили обидчивым супругам, Фульвия решила отвести душу — вынула булавки из причёски и ну втыкать их в язык оратора.

Где тут Украина: украинцем Павла Сведомского не назовёшь — он русский художник, родившийся в Санкт-Петербурге. Однако в Киеве провёл много лет — расписывал Владимирский собор. Есть еще один курьёзный факт. Недавно статью о Фульвии в русскоязычной Википедии отредактировали, а до того там значилось, что у поправшей свободу слова дамочки имеются «современные наследники» в Италии и в Украине.
Тициан. Портрет Лауры Дианти, 1523

Что примечательного: считается, что это первый в истории случай, когда был написан официальный портрет любовницы. Заказчик, сумевший привлечь к работе самого Тициана, разумеется, был знатным и состоятельным — герцог феррарский Альфонсо I д'Эсте. Он был страстным коллекционером, заказывал картины лучшим художникам и выстроил для них галерею, облицованную белым мрамором, с позолотой на потолке. Лаура была куртизанкой, но родила герцогу двоих сыновей, находилась рядом до конца его дней, получила замок в пользование и даже создала там что-то вроде интеллектуального салона.

Где тут Украина: только в колорите. Больше ничего общего. Последняя революция показала, что украинская «знать» семейные портреты заказывает отнюдь не Тицианам. Что до любовниц, им тут и вовсе заказывают не портреты, а вертолёты для экстренного побега.

Тициан.
Портрет Лауры Дианти, 1523


Что примечательного: считается, что это первый в истории случай, когда был написан официальный портрет любовницы. Заказчик, сумевший привлечь к работе самого Тициана, разумеется, был знатным и состоятельным — герцог феррарский Альфонсо I д'Эсте. Он был страстным коллекционером, заказывал картины лучшим художникам и выстроил для них галерею, облицованную белым мрамором, с позолотой на потолке. Лаура была куртизанкой, но родила герцогу двоих сыновей, находилась рядом до конца его дней, получила замок в пользование и даже создала там что-то вроде интеллектуального салона.

Где тут Украина: только в колорите. Больше ничего общего. Последняя революция показала, что украинская «знать» семейные портреты заказывает отнюдь не Тицианам. Что до любовниц, им тут и вовсе заказывают не портреты, а вертолёты для экстренного побега.

Тициан. Портрет Лауры Дианти, 1523

Что примечательного: считается, что это первый в истории случай, когда был написан официальный портрет любовницы. Заказчик, сумевший привлечь к работе самого Тициана, разумеется, был знатным и состоятельным — герцог феррарский Альфонсо I д'Эсте. Он был страстным коллекционером, заказывал картины лучшим художникам и выстроил для них галерею, облицованную белым мрамором, с позолотой на потолке. Лаура была куртизанкой, но родила герцогу двоих сыновей, находилась рядом до конца его дней, получила замок в пользование и даже создала там что-то вроде интеллектуального салона.

Где тут Украина: только в колорите. Больше ничего общего. Последняя революция показала, что украинская «знать» семейные портреты заказывает отнюдь не Тицианам. Что до любовниц, им тут и вовсе заказывают не портреты, а вертолёты для экстренного побега.
Ян Вермеер Делфтский.
«Молочница», 1658


Что примечательного: ослепительный синий — любимый цвет Вермеера, который он часто подсвечивает соседством с жёлтым (вспомните хотя бы тюрбан на голове его «Девушки с жемчужной серёжкой»). Даже Хан ван Меегерен, знаменитый подделыватель Вермеера, использовал это сочетание в «Ужине в Эмаусе» — и преуспел, купив виллу на вырученные за подделку средства. Не всякая королевская мантия выглядит так роскошно, как фартук этой кухарки. Вермеер использовал дорогой ультрамарин, а не его дешёвые заменители. Это называют одной из причин того, что гений не смог разбогатеть на своих работах: их себестоимость часто превышала продажную цену. К слову о дороговизне ультрамарина. Виктория Финли, автор книги «История красок», считает, что именно заоблачные цены на этот пигмент сформировали европейскую традицию наряжать живописных мадонн и отделывать интерьеры храмов в синих тонах. Логика такова: Богоматерь нужно одеть в самое лучшее. На византийских иконах она в красном — потому что дорогим и недоступным был пурпур. А в Европу в XIII веке из Афганистана привезли ультрамарин и, взглянув на ценник, нашли его божественным. Так и есть. Даже если речь идёт о фартуке.

Где тут Украина: в нашей стране есть всё для того, чтобы соорудить такой же роскошный натюрморт с молоком и булочками.

Ян Вермеер Делфтский. «Молочница», 1658

Что примечательного: ослепительный синий — любимый цвет Вермеера, который он часто подсвечивает соседством с жёлтым (вспомните хотя бы тюрбан на голове его «Девушки с жемчужной серёжкой»). Даже Хан ван Меегерен, знаменитый подделыватель Вермеера, использовал это сочетание в «Ужине в Эмаусе» — и преуспел, купив виллу на вырученные за подделку средства. Не всякая королевская мантия выглядит так роскошно, как фартук этой кухарки. Вермеер использовал дорогой ультрамарин, а не его дешёвые заменители. Это называют одной из причин того, что гений не смог разбогатеть на своих работах: их себестоимость часто превышала продажную цену. К слову о дороговизне ультрамарина. Виктория Финли, автор книги «История красок», считает, что именно заоблачные цены на этот пигмент сформировали европейскую традицию наряжать живописных мадонн и отделывать интерьеры храмов в синих тонах. Логика такова: Богоматерь нужно одеть в самое лучшее. На византийских иконах она в красном — потому что дорогим и недоступным был пурпур. А в Европу в XIII веке из Афганистана привезли ультрамарин и, взглянув на ценник, нашли его божественным. Так и есть. Даже если речь идёт о фартуке.

Где тут Украина: в нашей стране есть всё для того, чтобы соорудить такой же роскошный натюрморт с молоком и булочками.

Ян Вермеер Делфтский.
«Молочница», 1658

Что примечательного: ослепительный синий — любимый цвет Вермеера, который он часто подсвечивает соседством с жёлтым (вспомните хотя бы тюрбан на голове его «Девушки с жемчужной серёжкой»). Даже Хан ван Меегерен, знаменитый подделыватель Вермеера, использовал это сочетание в «Ужине в Эмаусе» — и преуспел, купив виллу на вырученные за подделку средства. Не всякая королевская мантия выглядит так роскошно, как фартук этой кухарки. Вермеер использовал дорогой ультрамарин, а не его дешёвые заменители. Это называют одной из причин того, что гений не смог разбогатеть на своих работах: их себестоимость часто превышала продажную цену. К слову о дороговизне ультрамарина. Виктория Финли, автор книги «История красок», считает, что именно заоблачные цены на этот пигмент сформировали европейскую традицию наряжать живописных мадонн и отделывать интерьеры храмов в синих тонах. Логика такова: Богоматерь нужно одеть в самое лучшее. На византийских иконах она в красном — потому что дорогим и недоступным был пурпур. А в Европу в XIII веке из Афганистана привезли ультрамарин и, взглянув на ценник, нашли его божественным. Так и есть. Даже если речь идёт о фартуке.

Где тут Украина: в нашей стране есть всё для того, чтобы соорудить такой же роскошный натюрморт с молоком и булочками.
Александр Мурашко.
«Благовещение», 1909


Что примечательного: автор рассказывал, что за идею картины благодарен гостеприимству своей семьи. Занавески веранды в доме то и дело распахивались, представляя очередного визитёра. Кто-то из гостей (это была девушка) появился в облачке из полупрозрачных занавесок внезапно — буднично и торжественно одновременно — и показался художнику похожим на архангела Гавриила, который направляется к Марии с благой вестью. Получилась самая непафосная версия классического сюжета. Невозможно отделаться от ощущения, что именно так всё и было.

Где тут Украина: за занавесками, за окном — скорее всего, цветут мальвы и «хрущі над вишнями гудуть». Картина написана в Киеве, где Александр Мурашко родился и умер. Кстати, художник при жизни пользовался популярностью в Европе. Искусствоведы считают, что он был первым, чьё имя мир стал ассоциировать именно с украинским изобразительным искусством.

Александр Мурашко. «Благовещение», 1909

Что примечательного: автор рассказывал, что за идею картины благодарен гостеприимству своей семьи. Занавески веранды в доме то и дело распахивались, представляя очередного визитёра. Кто-то из гостей (это была девушка) появился в облачке из полупрозрачных занавесок внезапно — буднично и торжественно одновременно — и показался художнику похожим на архангела Гавриила, который направляется к Марии с благой вестью. Получилась самая непафосная версия классического сюжета. Невозможно отделаться от ощущения, что именно так всё и было.

Где тут Украина: за занавесками, за окном — скорее всего, цветут мальвы и «хрущі над вишнями гудуть». Картина написана в Киеве, где Александр Мурашко родился и умер. Кстати, художник при жизни пользовался популярностью в Европе. Искусствоведы считают, что он был первым, чьё имя мир стал ассоциировать именно с украинским изобразительным искусством.

Александр Мурашко.
«Благовещение», 1909

Что примечательного: автор рассказывал, что за идею картины благодарен гостеприимству своей семьи. Занавески веранды в доме то и дело распахивались, представляя очередного визитёра. Кто-то из гостей (это была девушка) появился в облачке из полупрозрачных занавесок внезапно — буднично и торжественно одновременно — и показался художнику похожим на архангела Гавриила, который направляется к Марии с благой вестью. Получилась самая непафосная версия классического сюжета. Невозможно отделаться от ощущения, что именно так всё и было.

Где тут Украина: за занавесками, за окном — скорее всего, цветут мальвы и «хрущі над вишнями гудуть». Картина написана в Киеве, где Александр Мурашко родился и умер. Кстати, художник при жизни пользовался популярностью в Европе. Искусствоведы считают, что он был первым, чьё имя мир стал ассоциировать именно с украинским изобразительным искусством.
Марк Шагал.
«Крестьянская жизнь», 1917


Что примечательного: «Все цвета — друзья своих соседей», — говорил Шагал. Но лучший друг синего всё-таки жёлтый. Ангелы, любовники, женщины, коровы, козы… Кого только не писал синей краской Марк Шагал. В этом цвете для него и тайна, и святость, и загадка. Эта чудаковатая сценка из сельской жизни — целое высказывание о мироустройстве. Жёлтая земля, синее небо и смешные существа, которые то ли заставляют этот механизм работать, то ли не могут выбраться из него, то ли хотят просто немного постоять… В любом случае, кажется, все довольны жизнью.

Где тут Украина: южнее Витебска, родного города Шагала.

Марк Шагал.
«Крестьянская жизнь», 1917


Что примечательного: «Все цвета — друзья своих соседей», — говорил Шагал. Но лучший друг синего всё-таки жёлтый. Ангелы, любовники, женщины, коровы, козы… Кого только не писал синей краской Марк Шагал. В этом цвете для него и тайна, и святость, и загадка. Эта чудаковатая сценка из сельской жизни — целое высказывание о мироустройстве. Жёлтая земля, синее небо и смешные существа, которые то ли заставляют этот механизм работать, то ли не могут выбраться из него, то ли хотят просто немного постоять… В любом случае, кажется, все довольны жизнью.

Где тут Украина: южнее Витебска, родного города Шагала.

Марк Шагал.
«Крестьянская жизнь», 1917

Что примечательного: «Все цвета — друзья своих соседей», — говорил Шагал. Но лучший друг синего всё-таки жёлтый. Ангелы, любовники, женщины, коровы, козы… Кого только не писал синей краской Марк Шагал. В этом цвете для него и тайна, и святость, и загадка. Эта чудаковатая сценка из сельской жизни — целое высказывание о мироустройстве. Жёлтая земля, синее небо и смешные существа, которые то ли заставляют этот механизм работать, то ли не могут выбраться из него, то ли хотят просто немного постоять… В любом случае, кажется, все довольны жизнью.

Где тут Украина: южнее Витебска, родного города Шагала.
Казимир Малевич.
«Супрематизм», 1910-е


Что примечательного: на знаменитой выставке-презентации супрематизма Малевич повесил «Чёрный квадрат» в «красном углу» — месте, предназначенном для икон. Это не единственное его обращение к религиозной символике. Он писал много крестов, в том числе чёрный и белый. Вот и эта занимательная геометрия имеет очевидный религиозный подтекст. И цвет здесь работает на «возвышенную» идею. В своих теоретических изысканиях Малевич отмечал, что при созерцании синего «лучи зрения удаляются как бы в купол». В общем, на всякий случай затаим дыхание. «Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны», — предупреждал художник.

Где здесь Украина: в Киеве — городе, где Казимир Малевич родился и был крещён. Кстати, азы ремесла он начинал осваивать в школе Александра Мурашко, автора «Благовещения».

Казимир Малевич.
«Супрематизм», 1910-е


Что примечательного: на знаменитой выставке-презентации супрематизма Малевич повесил «Чёрный квадрат» в «красном углу» — месте, предназначенном для икон. Это не единственное его обращение к религиозной символике. Он писал много крестов, в том числе чёрный и белый. Вот и эта занимательная геометрия имеет очевидный религиозный подтекст. И цвет здесь работает на «возвышенную» идею. В своих теоретических изысканиях Малевич отмечал, что при созерцании синего «лучи зрения удаляются как бы в купол». В общем, на всякий случай затаим дыхание. «Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны», — предупреждал художник.

Где здесь Украина: в Киеве — городе, где Казимир Малевич родился и был крещён. Кстати, азы ремесла он начинал осваивать в школе Александра Мурашко, автора «Благовещения».

Казимир Малевич.
«Супрематизм», 1910-е

Что примечательного: на знаменитой выставке-презентации супрематизма Малевич повесил «Чёрный квадрат» в «красном углу» — месте, предназначенном для икон. Это не единственное его обращение к религиозной символике. Он писал много крестов, в том числе чёрный и белый. Вот и эта занимательная геометрия имеет очевидный религиозный подтекст. И цвет здесь работает на «возвышенную» идею. В своих теоретических изысканиях Малевич отмечал, что при созерцании синего «лучи зрения удаляются как бы в купол». В общем, на всякий случай затаим дыхание. «Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны», — предупреждал художник.

Где здесь Украина: в Киеве — городе, где Казимир Малевич родился и был крещён. Кстати, азы ремесла он начинал осваивать в школе Александра Мурашко, автора «Благовещения».
Пит Мондриан. «Лондон с синим, красным и жёлтым», 1920-е

Что примечательного: вообще-то ничего. Самая типичная для Мондриана картина. Выработав свой неповторимый стиль, художник использовал только три основных цвета — синий, жёлтый и красный. Смешивая их, можно получить какой угодно оттенок. Но он не смешивал. Человеку, занятому эстетическими обобщениями и поисками Абсолюта, знаете ли, не до того.

Где тут Украина: может, в прошлом веке так выглядел Лондон, но сейчас территория, где жёлто-голубое в главной роли, а от красного вот-вот не останется и следа, больше напоминает Украину.


Пит Мондриан. «Лондон с синим, красным и жёлтым», 1920-е

Что примечательного: вообще-то ничего. Самая типичная для Мондриана картина. Выработав свой неповторимый стиль, художник использовал только три основных цвета — синий, жёлтый и красный. Смешивая их, можно получить какой угодно оттенок. Но он не смешивал. Человеку, занятому эстетическими обобщениями и поисками Абсолюта, знаете ли, не до того.

Где тут Украина: может, в прошлом веке так выглядел Лондон, но сейчас территория, где жёлто-голубое в главной роли, а от красного вот-вот не останется и следа, больше напоминает Украину.

Пит Мондриан. «Лондон с синим, красным и жёлтым», 1920-е

Что примечательного: вообще-то ничего. Самая типичная для Мондриана картина. Выработав свой неповторимый стиль, художник использовал только три основных цвета — синий, жёлтый и красный. Смешивая их, можно получить какой угодно оттенок. Но он не смешивал. Человеку, занятому эстетическими обобщениями и поисками Абсолюта, знаете ли, не до того.

Где тут Украина: может, в прошлом веке так выглядел Лондон, но сейчас территория, где жёлто-голубое в главной роли, а от красного вот-вот не останется и следа, больше напоминает Украину.
Наталья Кандаурова
Автор