Сюда приводят мечты

Артём Захарченко,
читая детям очередную сказку,
задумался и с удивлением обнаружил, что большая часть сказочной реальности уже просочилась в повседневную жизнь. Или вот-вот сделает это
Пропеллер Карлсона и реактивный ранец-крыло, сердце Железного Дровосека и нейропротезы. А также другие гаджеты и девайсы, которые из сказок перекочевали в реальность.
Знакомые с детства сказки врываются в нашу жизнь. И речь не только об изобретателях, методично воплощающих в жизнь придуманное фантастами прошлого, которых мы по привычке называем сказочниками.

Взять, к примеру, нашу страну. Долгое время жизнь в Украине шла по размеренному распорядку, в основном доставшемуся в наследство от прошлого. В чём-то страна походила на зелёный Хоббитон, где-то напоминала сказку про голого короля, но и в первом и во втором случае наше «повествование» находилось на той стадии, которую литературоведы называют «между экспозицией и завязкой». И вот неожиданно события понеслись буквально вскачь.

Действующими лицами нашей истории в самом начале стали герои, а также «глупый король» и злодеи на службе последнего. Которых героям удалось победить ценой невероятного мужества, чтобы потом столкнуться со злом мирового масштаба, кажущимся непобедимым.

Сейчас мы живём между кульминацией и развязкой. Живём в эпохе простых решений, ярких сказочных характеров, в которых сложно распознать тонкие психологические черты. Сегодняшние люди — прежде всего герои или злодеи, а уже потом — люди. И так бывает в любом повествовании.

Потом будет другое. Вслед за развитием сказочного сюжета, его кульминацией и развязкой всегда приходит реальность, сложная и ироничная, о которой сказочники коротко говорят: «и стали они жить-поживать да добра наживать». Это будет не менее интересный этап. В такие времена легко создаются новые системы мироустройства, в которых кажутся смешными былые Дон Кихоты или капитаны Блады. А новые «потерянные поколения» осознают себя в центре огромного лабиринта и понимают, что выбраться из него можно, только умея слушать друг друга. Осознавая, как сложен мир и как вредны чёрно-белые представления о нём. И будет так до тех пор, пока люди снова не соскучатся по сказке.

И да, самое главное. Сказка — это всегда мечта. А человек устроен так, что мечтать об ужасном, чёрном и беспросветном он просто не в состоянии. Именно поэтому в сказках добро побеждает зло. И именно поэтому мы подобрали сказки, которые так или иначе уже воплотились в реальности. Чтобы напомнить, что мечты всегда исполняются, а значит, всё у нас должно быть хорошо.
«Мечты — воспоминания о будущем»


Григорий Ландау
Философ и публицист

Сказочная реальность

Будущее рядом

«Карлсон», Астрид Линдгрен

«Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать… Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, — конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной».

Персональные летательные аппараты вроде реактивного ранца-крыла немецкой SPELCO GbR или «Джетпека» американской Martin Aircraft известны с прошлого века. Но широкого распространения они так и не получили. В первую очередь из-за небольшого запаса топлива и, как следствие, малой дальности полёта. Другое дело, если бы полёт требовал органического «топлива», а сам двигатель был бы тесно интегрирован с организмом пилота.

JET PACK в рекламе Go Fast!
Персональный летательный аппарат Martin Jetpack
Полёт человека с истребителем в небе над США
В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил
Причём с точки зрения законов сохранения энергии ничего невозможного тут нет. Возьмём того же Карлсона. Вес «в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил» при его росте можно оценить примерно в 40 килограммов. Использовав формулы из старого учебника по авиатехнике, рассчитывающие тягу вертолёта при горизонтальном висении, и приняв диаметр винта около 25 см, мы выясним, что Карлсону необходим двигатель мощностью не менее 63-х лошадиных сил. Мотор такой мощности потребляет за минуту полёта 2760 килоджоулей энергии, или 660 килокалорий. Поскольку в 100 граммах малинового варенья содержится около 275 килокалорий, то на минуту полёта ему надо не менее 250 граммов варенья, а то и все 300. Или примерно 150 граммов более калорийного торта «Медовик». В общем, неудивительно, что Карлсон требовал у Малыша столько сладкого.
«Котигорошко», народная сказка

«Як почав коваль кувати, то скував таку, що всилу з кузні винесли. Узяв Котигорошко тую булаву, як замахнув, як кинув угору... Та й каже до батька:

— Ляжу я спати, а ви мене збудіть, як летітиме вона через дванадцять діб.

Та й ліг. На тринадцяту добу гуде тая булава! Збудив його батько, він схопився, підставив пальця, булава як ударилась об його, так і розскочилась надвоє».

Вручную отправить подобный объект в почти двухнедельный полёт пока нереально. Но народную сказку, возникшую примерно в XI веке, можно рассматривать в качестве смелого предсказания основных постулатов космонавтики, причём предсказания, сделанного почти за тысячу лет до её появления.

Как известно, ускорение свободного падения не зависит от массы тела. И если мы пренебрежём трением о воздух, а значит, и сгоранием железа, что очевидно из текста сказки, то начальную скорость можно найти по формуле v=gt, где g — ускорение свободного падения, t — время, за которое булава долетела до наивысшей точки (шесть суток). Полученное значение — чуть более 5000 километров в секунду, что заведомо выше не только первой, но даже третьей космической скорости, составляющей «всего» 16,65 км/с.

Иными словами, такая сила броска вывела бы булаву за пределы Солнечной системы, и она бы уже никогда не вернулась к герою. Остаётся только один вариант: булава была запущена с меньшей скоростью, но по точно рассчитанной траектории вышла на орбиту и сделала множество витков вокруг Земли с тем, чтобы упасть в назначенное время. Это лишний раз подтверждает, что в первом приближении идеи прикладной астродинамики на территории Древней Руси появились задолго до Константина Циолковского.

«Снежная королева»,
Ганс Христиан Андерсен


«Зеркало вырвалось у троллей из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, миллиарды его осколков наделали, однако, ещё больше бед, чем само зеркало. Некоторые из них, размером с песчинку, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало».

Эффект, который производили осколки зеркала, — готовое описание психоактивного вещества, подавляющего активность индивидуума и необратимо меняющего психику. При этом вряд ли оно относится к аналогам метамфетамина, поскольку Кай не испытывает возбуждения и эйфории. Эффект скорее похож на применение галлюциногенов — родственников LSD (C₂₀H₂₅N₃O) и мескалина (C₁₁H₁₇NO₃). Действительно, мальчик надолго «завис» над ледяными буквами, из которых пытался выложить слово «вечность».
К тому же именно эти вещества могут вызывать необратимые изменения психики — так называемые «флешбэки» продолжаются спустя долгое время после приёма препарата. И хотя используемый троллями препарат, без сомнения, намного эффективнее распространённых сейчас на чёрном рынке (чрезвычайно стойкое воздействие, не сопровождающееся беспокойством даже в финальной и абстинентной стадиях), можно сказать, что Ганс Христиан Андерсен на 53 года предвосхитил открытие мескалина и на 94 — LSD.

Отдельно стоит отметить описанный сказочником приём препаратов посредством слизистой глаз. С этим Ганс Христиан Андерсен опередил время как минимум на столетие. Во всяком случае аналогичный способ приёма того же эфедрина стал относительно массовым во второй половине XX века. А для более «тяжёлых» препаратов он и вовсе используется разве что в фантастических кинолентах, например, в «Петле времени», вышедшей на экраны в 2012 году. Во всяком случае, пока.

«Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль

«Как только эта резинка появится в магазинах, изменится ВСЁ! Не станет кухонь! Не надо будет готовить обед, ходить в магазин, покупать мясо и хлеб. Исчезнут ножи, вилки, тарелки. Никто больше не будет мыть посуду и выносить мусор! С этой чепухой будет покончено! Пластиночка волшебной жвачки Вонки — и вот уже готовы завтрак, обед и ужин! Жвачка, которую вы сейчас видите, — это обед из трёх блюд: томатный суп, ростбиф и пирог с черникой! Но можно выбрать и другое меню!».

Глобальное потепление сулит нам огромное сокращение посевных площадей. И в этом направлении работает множество стартапов: одни разрабатывают молочные продукты без животного жира, другие выводят микроскопические водоросли, чтобы производить «водорослевое масло» и богатую белками муку. А два года назад в Лондоне был представлен первый в мире гамбургер с искусственным мясом: фарш для котлеты был выращен в лаборатории на основе стволовых коровьих клеток.
Марк Пост, физиолог университета голландского Маастрихта
«Мы взяли фрагмент мышечной ткани коровы, в котором содержались стволовые клетки, и из одной из таких клеток мы сумели получить 4 миллиарда клеток», — рассказывает профессор Марк Пост
«Создав подходящие условия в лаборатории, мы вырастили 20 тысяч белковых волокон, и вот теперь они — в гамбургере»
Как видим, пока учёные всё же пытаются имитировать традиционную еду. Но когда люди привыкнут к мысли, что их пища синтетическая, в ход пойдут совершенно новые массовые продукты. В том числе такие, о которых мечтал Вилли Вонка. Их предтеча — напиток Soylent — хоть и не пользуется бешеной популярностью, но уже свободно продаётся в США и Канаде. Созданная программистом Робом Ринехартом (на фото внизу) благодаря краудфандинговому сервису Kickstarter питательная смесь, по вкусу напоминающая несладкий йогурт, содержит все необходимые для человека элементы. А сам основатель стартапа в интервью почти дословно повторяет слова Вилли Вонки о том, что такой напиток «позволит людям сэкономить массу времени».
«Белая змея», братья Гримм

«Тщательно притворив дверь, слуга приподнял крышку блюда и увидел, что там лежит белая змея. Едва он на неё взглянул, как уж не мог сдержаться, чтобы её не отведать; отрезал кусочек и сунул
в рот. И чуть только коснулся он этого кушанья языком, как услышал за окном какое-то странное насвистывание многих тоненьких голосков. Он подошёл к окну и стал прислушиваться, и тут узнал, что это воробьи, которые между собой разговаривали и друг дружке рассказывали обо всём, что они в поле и в лесу видели».

Программы для смартфонов, которые «переводят» человеческие слова на кошачий или собачий, давно можно найти в онлайн-магазинах. Правда, пока это не более чем игрушка, и коты чаще удивляются, чем понимают один из пары сотен семплов, заложенных в такие «словари».
А главное, нет обратной связи: пока программа не в состоянии объяснить, чего от вас добивается питомец: чистки лотка, прогулки или «вооот той колбасы».
Профессионально решить эту проблему намерен Кон Слободчиков из Университета Северной Аризоны. Сейчас он тренируется расшифровывать звуковые сигналы, которые издают луговые собачки, — грызуны с очень развитым «лексиконом». По оценкам учёного, на то, чтобы досконально освоить язык одного вида животных, может уйти от 5 до 10 лет. У некоторых
он очень консервативен, у других постоянно эволюционирует, к тому же многие сигналы передаются телодвижениями, а не звуками: расшифровать их при помощи приборов сложнее.

Кон Слободчиков
Ну и совсем экзотичное, но, тем не менее, строго научное исследование ведёт Европейский проект PLEASED (PLants Employed As SEnsing Devices). Это изучение языка растений при помощи сети микросенсоров, фиксирующих химические и электромагнитные сигналы, которыми обмениваются представители флоры. В основном это реакция на изменение химического состава воздуха, почвы, магнитных и гравитационных полей и другие экологические параметры.
«Удивительный волшебник из страны Оз», Лаймен Фрэнк Баум

«Железный Дровосек задумался, потом спросил:
— Как вы считаете, не смог бы Оз дать мне сердце?
— Почему бы нет, — ответила Дороти. — Вряд ли ему это труднее, чем дать Страшиле мозги».

«Железный дровосек» — прекрасное отражение вновь разгоревшихся в наше время споров о киборгах и постчеловеке. В этом образе есть всё: замена большинства органов на нейропротезы и имплантаты, нечеловеческие способности и огромнейшее желание очеловечиться, получив сердце.

Новостями о нейропротезах удивить сложно: активно протезируются конечности, которые слушаются команд из мозга, действуют слуховые аппараты, также подключённые к нервам. Например, ещё в 2002 году учёному Кевину Уорвику прямо в срединный нерв плеча были вживлены электроды, которые приводят в движение его роботизированную руку. На очереди — зрительные имплантаты, заменители спинного мозга, которые будут отдавать правильные команды конечностям, страдающим от болезни Паркинсона, «внешний мозг» и многое другое.

КЕВИН УОРВИК И ЕГО ЖЕЛЕЗНЫЕ ДРУЗЬЯ. В 1998 году британский учёный-кибернетик вживил себе под кожу RFID-чип, позволяющий взаимодействовать с компьютерами
Судя по всему, через несколько десятилетий практически все части тела можно будет заменить искусственными протезами. Потом начнётся их удешевление, как это часто бывает с новыми поколениями гаджетов. А значит, практически у каждого появится возможность превратиться в сверхчеловека, о чём мечтал Ницше. Или в постчеловека, как это принято называть теперь.
Постчеловек, он же киборг (кибернетический организм), — продукт технологической эволюции человека. Придуман был Джулианом Хаксли в 1927 году, с 1960-х создаётся его философское обоснование: мол, все мы должны стремиться усовершенствовать своё тело, это позволит нам самостоятельно выбирать дату смерти, а не зависеть от телесных ограничений, окончательно отказаться от половых различий и так далее. Сейчас киборги опять стали популярными: в октябре 2014-го в США началось создание Трансгуманистической партии, а в нынешнем году — и в некоторых странах ЕС.
«Маленький Мук», Вильгельм Гауф

«Выйдя из дома, он пустился бежать и мчался без оглядки, пока не выбежал из города в поле. Тут карлик решил немного отдохнуть. И вдруг он почувствовал, что не может остановиться. Ноги у него бежали сами и тащили его, как он ни старался их задержать. Он и падать пробовал, и поворачиваться — ничего не помогало. Наконец он понял, что всё дело в его новых туфлях. Это они толкали его вперёд и не давали остановиться».

К туфлям-скороходам изобретатели сейчас подбираются с разных сторон. Во-первых, быстрее всех бежит тот, кто быстрее ориентируется, и его ноги сами всегда выбирают наиболее удобную дорогу. Индийские ботинки LeChal, синхронизируясь через смартфон с сервисом Google maps, показывают владельцу правильное направление. Причём делают это с помощью вибромоторчиков, которые сами подталкивают ноги в нужном направлении. Иными словами, бежать можно, даже закрыв глаза, если не бояться встречного движения. Ну и для людей со склерозом обувь тоже пригодится.
Но намного более впечатляет ховерборд. Помните фильм «Назад в будущее — 2» и парящий над землёй скейт? Подобные штуки уже испытываются несколькими компаниями, в частности, Lexus. Ездить они могут пока только над специальными металлическими поверхностями, и равновесие держать там нужно совсем не так, как на обычном скейте: профессиональные скейтбордисты вначале с него падают. Технология называется диамагнитной левитацией, и суть её, если коротко, в том, что некоторые вещества выталкиваются из сильного магнитного поля, а значит, могут зависнуть над землёй, преодолевая её притяжение. Только, чтобы создать такое поле, нужны сверхпроводники, которые работают при очень низких температурах. Поэтому ховерборд постоянно «дымит» парами жидкого азота. Вряд ли подобные скейты когда-либо смогут летать над любыми поверхностями — всё-таки нужны особые магнитные свойства. Но построить для них в городах специальные дорожки вроде велосипедных вполне возможно.
«Властелин колец», Джон Рональд Роуэл Толкин

«Три — эльфийским владыкам в подзвёздный предел; Семь — для гномов, царящих в подгорном просторе; Девять — смертным, чей выверен срок и удел. И Одно — Властелину на чёрном престоле
в Мордоре, где вековечная тьма: чтобы всех отыскать, воедино созвать и единою чёрною волей сковать в Мордоре, где вековечная тьма».

«Кольцо власти» — типичный носимый гаджет, который выполняет несколько функций: подключение к системе виртуальной реальности, в которой также присутствуют, например, назгулы, прямая связь с Мордором и эмоциональное влияние на владельца — формирование у него почти наркотической зависимости. Невидимость объяснить сложнее: для этого придётся допустить, что все остальные герои также находятся в общей виртуальной реальности, на которую кольцо может влиять.

Гаджет, вероятно, использует систему прямого взаимодействия с мозгом. Подобные эксперименты ведутся сейчас постоянно. Собственно, снимать идущие от мозга электромагнитные коле­бания — энцефалограммы — люди научились давно, но только недавно освоили их глубокую расшифровку, почти позволяющую читать мысли. Следующая стадия этих экспериментов — обратная передача сигнала, позволяющая с помощью электромагнитного поля вызывать в мозгу простейшие зрительные образы и передавать команды пальцам. Это тоже освоено учёными, правда, пока что с помощью обруча на голове, а не кольца на пальце. Но и электроды в череп вставлять, как в «Матрице», уже не нужно: достаточно беспроводных технологий. Судя по некоторым публикациям, в соседнем Мордоре также пытаются создать своё «Кольцо власти». Но пока российские учёные научились только одному из перечисленных направлений: считыванию зрительной информации с мозга, да и то без особой точности. Впрочем, столь сложный гаджет в стране, где 86% населения и так живут в виртуальной телереальности, пожалуй, и не нужен.
Рисунки: Елизавета Букреева. Фото: Getty Images, из личных архивов