КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Время слышать

14 украинских художников о главном в арт-проекте «Диалоги. Время слышать» журнала Фокус
Юлия Нужнина
Куратор арт-проекта «Диалоги»
Начать диалог. Заговорить там и тогда, когда и где этого никто не ждёт и, в общем-то, говорить уже невозможно. Сказать «Послушайте!» — и к вам обернутся, услышат и, не исключено, ответят. Достаточно начать диалог, и общение с каждым словом, образом и мыслью будет становиться приветнее.

Арт-проект «Диалоги. Время слышать» журнала Фокус, организованный в 2015 году при участии арт-резиденции «Берег» коллекционера Сергея Ткаченко, был посвящен общению в современном обществе.

В век соцсетей диалог заменили месседжи, селфи и виртуальная реальность, которые не требуют и не предполагают диалога. Мы перестаём слушать и слышать друг друга — и в итоге оказываясь в своей параллельной реальности.

Мы разные. Но если тебя услышали, пазлы начинают складываться в пёстрое, но гармоничное полотно, как на картине «Контурная карта» участницы проекта художницы Ольги Селищевой.

Современное искусство приглашает к диалогу, заставляя реагировать и откликаться на реплики. Поколение транс­авангардистов (Соломко, Сидоренко, Чичкан, Проценко) делает это с помощью провокации и неожиданных противопоставлений. Молодые художники — социальной активностью своего творчества. Классики украинского современного искусства (Криволап, Сильваши) предлагают взглянуть на мир философски.

В нашем проекте участвовали украинские художники нескольких поколений. У каждого свой голос — уже хорошо знакомый или совсем новый. Но в проекте они звучат слаженным гармоничным многоголосием, которое слушаешь с восхищением.
«Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце. Дорога, ведущая непосредственно к разуму, сама по себе хороша, но, как правило, она несколько длиннее и, пожалуй, не столь надёжна»


Филип Дормер Стэнхоуп Честерфилд
Английский государственный деятель, дипломат и писатель
Анатолий Криволап, 69 лет, Киев
Без названия
150 х 170
Техника: холст, масло
2015

Анатолий Криволап:

«Диалоги с природой всегда вдохновляют. Они наполнены самыми яркими эмоциями и смыслами»


Один из самых популярных и дорогих отечественных художников. Его особняк-мастерская неподалёку от Яготина стал настоящей Меккой для ценителей современного искусства, коллекционеров и журналистов. Своим главным вдохновителем художник называет природу — общение с ней для него ключевой диалог.
Илья Чичкан, 49 лет, Киев
Из серии Monkey business
100 х 120
Техника: холст, масло
2015

Илья Чичкан:


«Обезьяны реально рулят!»


Один из любимцев украинского контемпорари-арта и покоритель мировых аукционов. В 2008-м одна из работ Чичкана была продана на аукционе Phillips de Pury за рекордную на то время для украинского арт-рынка сумму в $70 тыс. Работы автора концепции «психодарвинизма» постоянно встречаются на мировых торгах и представлены на самых известных форумах современного искусства.
Владислав Шерешевский, 50 лет, Киев
«Киш мир ин тухес»
150 х 200
Техника: холст, масло
2015

Владислав Шерешевский:


«Фраза, которая понятна на всех языках, сегодня одна из самых популярных реплик в диалогах»


Творчество Шерешевского — это всегда приятный, ироничный и тонкий диалог со зрителем. Любимец арт-тусовки, художник, неизменно входящий во все рейтинги «успешных», в этом году отпраздновал 50-летие персональной выставкой в Русском музее и новым проектом под названием «Пипл».
Кирилл Проценко, 48 лет, Киев
Триптих «Кулинарный урок»
24 х 22 (3)
Техника: дерево, огонь, темпера.
Петриковская роспись Татьяны Радченко
2015

Кирилл Проценко:

«Общение — это постоянный урок и познание нового»


В своё время именно Кирилл Проценко ввёл в концептуальное искусство тему «пионерского выжигания». Участник Венецианской биеннале 2003 года и легендарной Manifesta 5 в Сан-Себастьяне в 2004 году. Проценко известен также поддержкой и продвижением творчест­ва школьного друга, фронтмена панк-группы «Гоголь Борделло» Евгения Гудзя.
Константин Лизогуб, 30 лет, Харьков
«1, 2, 3...»
100 х 100
Техника: холст, масло
2015

Константин Лизогуб:

«В обществе потребления всё воспринимается количественно. В итоге человек выбирает альтернативную реальность, общается и воспринимает мир через цифровые носители. Таковы реалии сегодняшнего времени, диалог не с реальным миром, а с альтернативным. Пиксельное яблоко — символ нового восприятия красоты, не природной, а виртуальной»


Представитель нового поколения украинских художников, победитель многих международных конкурсов и выставок, Константин Лизогуб считает, что искусство — это космос. И всегда включает в своё творчество элементы случайности и неожиданности.
Андрей Сидоренко, 32 года, Киев
«Сенсорная депривация»
110 х 130
Техника: холст, масло
2015

Андрей Сидоренко:

«Чем свободнее общество, тем большее значение в коммуникации приобретают не социальные роли, а возможность делиться полезным опытом»


Талантливый сын художника Виктора Сидоренко, как и отец, совмещает художественную практику с кураторской работой. Кроме выставок в Киеве, в его активе — проект «Длинный путь к свободе» в Чикаго и Premonition в Saatchi Gallery. В последнем Сидоренко выступает сокуратором Найджела Херста, Александра Соловьёва, Марины Щербенко и Игоря Абрамовича.
Юрий Соломко, 53 года, Киев
«Мой герб»
130 х 198
Техника: холст, масло
2014

Юрий Соломко:

«Красота нашего тризуба идёт сквозь века и проявляется в природе как диалог с вечностью»


Известен украинскому зрителю своим многолетним проектом «художественной картографии», в котором объединил мировую географию и национальное концептуальное искусство. Его работы — в коллекциях Национального художественного музея Украины, Русского государственного музея (С.-Петербург, РФ), Музея университета Дюка (Северная Каролина, США) и многих других.
Елена Домбровская, 30 лет, Киев
«Баррикады»
200 х 400
Техника: холст, масло
2014

Елена Домбровская:


«Отсутствие диалога способно привести к трагедии»


Молодая художница создаёт драматичную живопись. Кроме того, Елена Домбровская продолжает традиции украинских авангардистов. Её творчество уже сравнивают с работами самой известной украинской авангардистки начала XX века Александры Экстер.
Артём Волокитин, 34 года, Харьков
«Диорама»
40 х 120 (2)
Техника: холст, масло
2015

Артём Волокитин:

«Соединение неба и земли. Некая константа, передающая цикличность бытия. Динамика и статика. Вечное и преходящее. Взаимодействие времён и эпох.
Диалог вне времени. Ощущение бесконечности»

Многолетний фаворит PinchukArtCentre, первый лауреат самой знаковой в Украине Премии современного искусства. В этом году Волокитин приглашён кураторами поддержать своей живописью инсталляции, фото и видеоработы молодых украинских художников, представлявших Украину на Венецианской биеннале. Свой стиль Волокитин определяет как нечто среднее между реализмом и символизмом.
Даниил Галкин, 30 лет, Днепропетровск
Инсталляция «Капсулы с фантомной болью»
Гипс, бинты, воздушные шары
2015

Даниил Галкин:

«Ощущение праздника и фантомные боли — это симптомы состояния современного общества»

Даниил Галкин в свои годы уже довольно известная личность в украинском искусстве. В 2011-м художник получил Гран-при конкурса «Молодые украинские художники» (МУХі 2011) и стал номинантом PinchukArtCentrePrize. Он же выступил создателем уникальной экспериментально-художественной группы «2222», которая в 2013 году была номинирована на престижную международную премию Кандинского.
Ольга Селищева, 31 год, Харьков
«Контурная карта»
100 х 180
Техника: коллаж, смешанная техника
2015

Ольга Селищева:

«События складываются так, что мы постоянно оказываемся в состоянии левитации — парения без точки опоры. Поиск себя во времени и обществе — главная тема всех наших диалогов и коммуникаций»


Самобытная художница и прекрасный дизайнер-график. В течение нескольких лет преподавала в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Член Ассоциации дизайнеров графиков «4-й Блок», Молодёжной секции Союза художников Украины. А ещё очень светлый человек, что видно во всех её проектах, которые покорили многие столичные галереи.
Виктор Сидоренко, 61 год, Киев
Из серии «Левитация»
190 х 190
Техника: холст, масло
2014

Виктор Сидоренко:

«События складываются так, что мы постоянно оказываемся в состоянии левитации — парения без точки опоры. Поиск себя во времени и обществе — главная тема всех наших диалогов и коммуникаций»

Основатель Института проблем современного искусства Виктор Сидоренко всегда находится в водовороте отечественного искусства, как современного, так и классического. Об этом говорят и герои его любимых серий «Левитация» и «Люди в исподнем», захваченные лавиной времени и одурманенные неожиданной внутренней свободой.
Татьяна Малиновская, 35 лет, Харьков
«Опасная трапеза, или Щекотливый диалог»
140 х 100
Техника: холст, масло
2015

Татьяна Малиновская:

«Что-то опасное, что можно использовать вполне беззаботно, утилитарно. Это обозначение соотношения возможностей и их использования или неиспользования. Своего рода игра. Когда внезапная перемена настроения во время трапезы может заставить сделать выбор»

Прекрасный самобытный художник, лидер харьковской арт-тусовки, куратор, жена знаменитого художника и мать четырёх детей. Кураторский проект Татьяны Малиновской «Ноль без палочки», показанный в харьковском Ермилов-центре, открыл новое украинское женское творчество и уже несколько раз цитировался другими галереями.
Тиберий Сильваши, 68 лет, Киев
Диптих «Живопись. Монохром»
180 х 400
Техника: холст, масло
2015

Тиберий Сильваши:

«В современном искусстве коммуникация — это разделение ответственности, и именно от зрителя зависит, как он увидит произведение. Собственно, опыт включения произведения в пространство, это возможность рождения Другого»


Украинский абстракционист, чьи персональные выставки в этом году прошли в Киеве и Днепропетровске. Кроме того, художник выпустил книгу «Тиберий Сильваши. Эссе. Тексты. Диалоги». В сборник вошли искусствоведческие эссе, интервью и беседы с художником. Но главным инструментом общения Сильваши всё же называет живопись.