В какой-то момент перестают что-либо значить приличия, притупляются инстинкты, уходит даже страх. И весь мир становится похож на фотографию. Её можно отбросить в любой момент, а можно не отбросить. Это настолько мучительный выбор, что наступает миг, когда выбор этот становится слишком лёгок. Решение бороться за жизнь или отказаться от борьбы принимается где-то там, на последней глубине.
Бывший узник фашистского концлагеря, австрийский психиатр Виктор Франкл вспоминал об особом состоянии духа, которое переживали заключённые в пограничной ситуации: «Телесно-душевный упадок зависел от духовной установки, но в этой духовной установке человек был свободен! Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него всё вплоть до очков и ремня, но у него оставалась эта свобода, и она оставалась у него буквально до последнего мгновения, до последнего вздоха». Иногда, полагал психиатр, жизнь обретает свой окончательный смысл лишь в самом процессе умирания. Кстати, в теории Франкла выживание не самоцель, а лишь полезный побочный эффект в ходе мучительного взросления души. Что касается цели целей, то это тайна, ближе всех к которой подобрался Достоевский, боявшийся только одного — «оказаться недостойным своих страданий».
Такова теория. На практике люди, пережившие шоковую травму, формулируют свои впечатления не столь красиво, хотя и не противоречат классикам. Почему одни выживают, а другие нет? После долгих размышлений некоторые врачи и больные советовали: «Вам обязательно надо поговорить с Назаренко». Казалось, они боятся упустить что-то очень важное, а Вячеслав Николаевич этот пробел обязательно восполнит. Солодкий вообще ничего не хотел говорить под диктофон без своего коллеги: «Чтобы интервью нормальное получилось, здесь должен сидеть не только я, но и Назаренко».
Заведующий ожоговым отделением для взрослых хирург Вячеслав Назаренко занимает особое положение среди здешних волшебников. Встречи с ним я ждал долго: доктор служил в АТО. Егорова меня предупредила, что он не любит официоза… Но никакого официоза и не было — договорились встретиться на «нейтральной территории». Место, где можно выпить кофе, нашли не сразу:
— Туда не пойду, это заведение принадлежит гражданам подлой страны, — сказал он.
— Россиянам, что ли? — не сразу догадался я.
— Да.
Если честно, Назаренко больше похож не на доброго волшебника или светило медицины, а на военного: холодный взгляд, походные штаны, серые берцы. Кофе выпивает почти залпом. Для завязки разговора заявляет о том, что в этой войне «во многом виноваты журналисты». Я догадываюсь, что речь идёт, скорее всего, о российских телевизионщиках, но на всякий случай не уточняю. На все вопросы отвечает как-то неохотно, сжато, с прохладцей в голосе, немного оживляясь, лишь когда речь заходит о том, как он уходил в АТО:
— Эдик Масько нас позвал, меня и коллегу, анестезиолога, усадил перед собой: «Слушайте внимательно!» И начал рассказывать, как и когда прыгать с брони, как искать укрытие… Инструкции давал. Потом Вадик Долгорук говорил о растяжках и о том, как их обходить.
Мои вопросы звучат нелепо и не к месту:
— Чудеса в вашей работе часто случаются?
— Чудеса? Постоянно. Но я не буду об этом говорить. Как почему? Обидятся чудеса и больше не случатся. Мне-то всё равно, а пациентам… От них ведь люди выздоравливают, — несмотря на ироничный тон, нотка серьёзности в голосе доктора присутствует.