Сегодня в Доме кино — показ фильма, поэтому в буфете аншлаг. Почти за всеми столиками плотно едят и пьют водку, закусывают квашеной капустой и солёными помидорами. Здесь не играет музыка, но если бы на песню «В шумном зале ресторана средь веселья и обмана» решили снимать клип, лучшего места не найти.
Черкасский идёт к буфетчицам — заказывать свои неизменные 350 граммов водки и пюре с котлетой.
— Как вы думаете, 350 граммов — это достойно для пожилого человека? — с гордостью спрашивает он, показывая глазами на графин с тёплой водкой.
Черкасский выпивает здесь три-четыре раза в неделю.
— Я не могу сказать, что это место — моё любимое. Просто оно родное. Я каждую тарелку, каждую рюмку тут знаю, — говорит Черкасский и опрокидывает первую стопку водки. Из-за его плеча я вижу, как на нас пытается сфокусировать взгляд и одновременно не упасть мужчина лет 60 в серой куртке. Рядом с ним на полу валяется шарф, дальше по проходу — перчатка, ещё чуть дальше — вторая. Он точно не заблудится, когда будет искать выход, но идёт не к выходу, а к нам.
— Янович, привет! Ты тут какими судьбами? Сто лет тебя не видел, — мужчина говорит голосом, которым обычно рассказывают анекдоты про пьяных. Черкасский отмахивается от него, говорит, что нет времени, но мужчина не унимается.
— Я от тебя просто так не отстану! Барышня, вы знаете, сколько лет мы знакомы с Яновичем? Вот и я не знаю. Ох, как мы гуляли с ним в «стекляшке» на Шулявке! Янович, ты не знаешь, Богданов ещё жив?
— Жив-жив, наверное. Иди уже, я занят. Потом поговорим, — Черкасский раздражённо отмахивается.
Мужчина, пошатываясь и роняя по пути шапку, уходит, а я спрашиваю:
— Кто это?
— Да откуда я знаю, кто это? Я его впервые вижу. Раньше в Дом кино не пускали всякую шелупень. А теперь видите? — Черкасский опрокидывает вторую стопку.
— Как менялся буфет Дома кино за годы, пока вы сюда ходите?
— При советской власти актёры и режиссёры были богатыми. Занимали весь ресторан. Были шумные застолья, водка лилась рекой. На Новый год в холле были танцы. Я танцевал, не останавливаясь, с 12 ночи до 8 утра. Дамы надевали красивые платья. Если у кого-то не было денег, буфетчицы записывали его счёт в тетрадку, и он мог расплатиться потом. Теперь актёры бедные, тетрадки нет, Новый год здесь не отмечают.
Черкасский из людей, живущих настоящим, и воспоминание о былом лоске Дома кино — почти единственное, которое его расстраивает.
— Здесь я знакомился с женщинами. Столько раз обманывал сам и был обманут, что тоже приятно. Когда соблазняешь женщину, всегда её обманываешь. Степень обмана зависит от вдохновения, а вдохновение — от того, как выглядит женщина. Если у неё большая попа, то и вдохновение большое.
— Вам здесь разбивали сердце?
— Я старый человек, какое на хрен сердце? Хотя когда-то, наверное, разбивали. Я всегда был влюблён безответно и за водкой рассказывал друзьям о своей любви. Любя богиню, я уходил с головой в работу и в друзей. Богини у меня, кстати, всегда были некрасивые. Что уж тут врать? Я-то, конечно, считал их красивыми, но объективно...
Черкасский с удовольствием оглядывается по сторонам. Ему нравится здешняя атмосфера шума и веселья. Нравится смотреть, как за соседним столиком женщина в длинной юбке флиртует с мужчиной лет на 20 его моложе. Черкасский говорит, что когда вокруг тихо и мало людей, не любит ни пить, ни работать.
— О чём вы разговариваете с друзьями здесь?
— Вы читали О'Генри «Короли и капуста»? О чём они говорили? Обо всём. Вот и у нас так. Чуть меньше об искусстве, чуть больше — обо всём остальном. О своих проблемах, о фильмах, о книгах, о женщинах. О работе редко. Уже давно нет такого, чтобы кто-то подходил к кому-то и говорил: «Друг, твоя последняя картина — это шедевр». Может, и говорили бы, но никто ничего уже давно не снимает.
Черкасский не считает себя профессионалом в выпивании. В отличие от своего друга.
— Я никогда не уходил в запой, а он мог месяц пить с утра до ночи. Для меня важна атмосфера застолья, для него — сама выпивка. Правда, он не пьёт уже лет 15, но до сих пор помнит все пьянки. Может в лицах рассказывать, кто что говорил. Он гений. Как-то он рассказывал мне историю. Говорит: «Пришёл я после пьянки домой. Жена, естественно, положила спать на полу. Я в три часа ночи проснулся с одной мыслью: в шкафчике под простынёй лежат три рубля». И представьте, с трёх ночи до шести утра он тихонько открывал этот ящичек, чтобы жена не услышала скрип. Он исходил желанием. И когда таки нашёл эти три рубля, его снова месяц никто не видел. Это трагичная история, но хорошая.
В графине остаётся водки на донышке, Давид Янович становится разговорчивее с каждой рюмкой, которую опрокидывает, не морщась.
— Водка — ваш любимый напиток?
— Раньше я пил коньяк. Но водку пить интереснее. Она требует хорошей закуски — селёдочка, картошечка, лучок, хлеб с маслом, икорочка, — Черкасский мечтательно улыбается. — А коньяк и лимончик — ну что это такое? Это для изысканных людей. Вино я тоже не пью. Его надо понимать. Вот водку я понимаю.
Черкасский торопится вниз, в кинозал. Он уже и так пропустил полфильма, и мы идём к выходу, когда он останавливается, оглядывается по сторонам, как будто не хочет обидеть посетителей буфета Дома кино, и произносит:
— Выпивка хороша не только в Доме кино. Она хороша и в «генделыке». Идёшь ты летним утром с любимой дамой, заходишь в «генделык», а там почти пусто. Один человек лежит лицом в тарелке, второй у бара стоит. Большая роскошь — познакомиться утром в таком месте с записным пьяницей, дать ему денег на водку или пиво. Заказать стопочку, выпить, и чтобы всё вокруг зазвенело от радости. Киев в окне отражается такой красивый, и люди не касаются земли. Только ради этого стоит пить.