Во время переездов их догнала новость о том, что внучка Даша родила ребёнка, который вскоре умер.
— Что-то с сердечком случилось. Взрывы, стресс мамы. Думаю, это повлияло, — вздыхает Галина, устало вытирая слезящиеся глаза ладонью. — Я стараюсь не расспрашивать подробности, до сих пор боюсь беспокоить. Она ведь в депрессии сильнейшей находилась.
Зрение и слух у Галины Ивановны резко ухудшились, как будто не было сил больше видеть и слышать. Ей и сейчас, после нескольких операций на глазах, больно смотреть на свет. Поэтому, когда она выходит на улицу, то надевает чёрные очки в пол-лица. В них темно, а от темноты становится страшно. Но для прохожих она просто пожилая женщина в элегантной шляпке и чёрных очках, за которыми ничего не разглядишь.
Тогда же, в Артёмовске, у Галины случилась диабетическая кома, после которой пришлось заново учиться ходить и говорить.
— Я улетала на небо, но осталась на земле. Наверное, у меня есть какая-то задача, которую ещё предстоит решить.
Всюду, куда бы ни приезжали Галина и Николай, они пытались хоть что-то сделать для поиска дочери — говорили с чиновниками, волонтёрами. Да и в Киев они добрались ради похода в СБУ, но в итоге оказались в Василькове — в больницах в разных концах города. Она с травмой ноги, а он с воспалением лёгких и плевритом.
— Без денег, без питания. В больнице меня обижали, когда узнали, откуда я. Даже судно не выносили. Я расстраивалась, но ничего. Надеялась на друзей, у меня ведь в Киеве много друзей было. Думала, они помогут. Правда, оказалось, что те давнишние друзья на нашу ситуацию смотрели другими глазами. Мы оказались в полнейшем одиночестве… Но потом появились новые друзья.
Спасла бумажка — дорожная карта переселенца, которая была у Галины Ивановны. Пожилая женщина наугад позвонила по одному из телефонов, указанных в карте.
— Я попала на очень хорошего человека — волонтёра Олесю, которая и помогла нам с переездом в Ржищев. Потом о нашей ситуации написали в интернете. Нас поддержали и бывшие коллеги из Горловки и Донецка, переехавшие Киев, и совсем незнакомые люди. Если честно, это было как в сказке. Бог ведь всё уравновешивает, и плохое, и хорошее.
Галина Ивановна проводит рукой по воздуху.
— Мне кажется, что мы попали в рай после всего, что пережили. Эдемский сад — так я называю это место, — улыбается она. — Видели, какой здесь Днепр? Летом красота — зелень, цветочные клумбы, сливы, абрикосы.
Маленькая женщина с карими глазами и короткой стрижкой сидит на кровати, кутаясь в кофту. Сейчас за окном серый пейзаж — в раю немного холодно и не так чтобы сильно уютно. Но именно здесь для неё и её мужа нашлось место — небольшая комната на две кровати с яркими молодёжными обоями.
Жизнь продолжается. Внучка Галины и Николая, Даша, родила второго ребёнка. Малышке полгодика.