Мне 25 лет. Я окончил Киевский институт журналистики, потом год работал на войне, сейчас учусь в Датской школе журналистики. Так сложилось, что как фоторепортёр я больше сотрудничаю с зарубежными изданиями: до войны — со всеми ведущими новостными агентствами, которые писали об Украине, а когда она началась — с газетой Bild.
С журналистом Bild Полом Ронзхаймером мы приехали в Донецк 8 апреля 2014 года, за четыре дня до начала войны. Мы пытались понять, что происходит и как будет развиваться эта история. Ещё 11 апреля думали, что, наверное, всё успокоится, но на следующий день в Славянске захватили горотдел милиции. В итоге наша командировка продлилась полтора месяца вместо запланированных четырёх-пяти дней. Было много событий, мы катались по всей Донецкой области, делали новостные видеоистории.
Серия «Мосты Донбасса» — совершенно другое направление. Новости новостями, но они не позволяют осмыслить эту войну. Меня в первую очередь интересует информация и коммуникация, наверное, это профессиональная деформация. Неспособность коммуницировать, нежелание общаться и привели к войне.
На выставке к панорамным снимкам мостов прилагаются небольшие тексты с моими воспоминаниями о случаях, которые иллюстрируют разрушение коммуникационных цепочек, мостиков, неспособность понимать друг друга.
Вечером 12 апреля вооружённые люди в балаклавах (думаю, это был спецназ) захватывали горотдел милиции в Краматорске. Когда они выводили из здания сотрудников милиции, которые вопреки ожиданиям толпы «не перешли на сторону народа», вырисовалось три стороны конфликта. Милиция, которую по традиции не любят. Спецназ, который стал искрой и хотел разжечь конфликт. И толпа, пытавшаяся сориентироваться в происходящем.
Когда милиционеров вели к автобусам, толпа начала недоумевать: это же наши земляки, может быть, они тоже за референдум, за «ДНР», куда вы их ведёте? Страсти накалились, люди в балаклавах начали стрелять в воздух. Это были первые выстрелы на этой войне. То есть горожане начали что-то понимать и бунтовать, но этот бунт быстро погасили. Те, кто не присутствовал при этом мини-конфликте, показывающем всю искусственность ситуации, узнавали о произошедшем из новостей: дээнэровцы захватили горотдел, город за городом поднимается, мол, наша возьмёт. С ними это сработало.
Видеть работу артиллерии не так страшно, как наблюдать за тем, что с людьми делает телевизор. Информация — страшная штука. Даже если её легко проверить, у многих нет желания это делать. Главный вывод, который я сделал, побывав там, — о самом себе. Смысл профессии журналиста в том, чтобы рассказывать о чём-то, делать какие-то умозаключения, но мне всё меньше хочется обобщать и делать выводы, всё чаще хочется молчать. Потому что обобщение — это манипуляция.
К выставке я подготовил звуковые инсталляции: взял звуки из своих новостных видеорепортажей двухгодичной давности. Интересно получилось: один украинский генерал в день объявления антитеррористической операции произнёс для прессы очень длинный спич — патриотический, сухой, канцелярский. В это время за ним прилетел вертолёт, садясь, он заглушал слова. Это происходило долго-долго. Всё это хорошо иллюстрирует то, что тогда происходило: за пафосными речами наших политиков, их словами о том, что АТО продлится несколько часов, скрывалась безответственность. Это до сих пор вспоминают на востоке и будут вспоминать.
Серию «Мосты Донбасса» я начал готовить в 2015 году, большую часть снял в прошлом марте, отдельные точки доснял в течение года. Все снятые мною мосты находятся на территории, подконтрольной Украине.
На той стороне я в последний раз был в сентябре 2014 года. После пытался туда поехать, совершенно официально. Понимал риск этой затеи, поэтому постарался обезопасить себя, взял письмо своего декана в Датской школе журналистики, минимизируя связь с украинскими медиа. Но «министр информации» «ДНР» отказала мне во въезде.
Я проводил исследовательскую работу, все взорванные мосты у меня отмечены на карте. Их около шестидесяти, включая небольшие пешеходные. Сниму их, когда появится возможность туда поехать. Но это будет уже не стандартная фотосерия из 12 кадров, а скорее визуальная документация разрушений.
Если ты приезжаешь на войну делать не новости, а что-то своё, чаще всего тебе достаются только разрушения. Как бы это ни было грустно, разрушения — это эстетично. Разрушенные дома, разбитую военную технику снимают на каждой войне. Мосты — нечто объединяющее и разрушения, и военных
, и мирное население. Причём это не только метафора — сожжённые мосты между двумя сторонами конфликта. В буквальном смысле взорванный мост в Славянске — раздражающий фактор для местного населения. Пока он в руинах, а рядом проложен понтонный мост, люди будут помнить о войне, говорить о том, что украинская власть не может ничего поменять. Это отдаляет их от страны. Разрушенные мосты затрудняют логистику, мешают коммуникации. То есть, как ни крути, эта тема затрагивает многие уровни.