Всевышний, образно говоря, решил посадить меня на иглу. Иначе это не объяснишь. Конечно, после пережитых эмоций я стал своего рода наркоманом. Вот как алкоголики выпивку, так я иногда камеры втайне от жены покупал (смеётся). Сейчас, правда, уже не скрываю ничего.
Найти правильное место для установки фотоловушки довольно сложно. Бывает, смотрю National Geographic: показывают, как приехал американский исследователь в тропики, повесил камеру на дерево, через какое-то время пришел — и там у него всё как надо. Могу представить, что за этим стоит, чего не видит зритель. Если поставить камеру где попало, можно месяц ждать, и никого не сфотографировать. А рядом, в нескольких десятках метров, постоянно будут ходить животные.
Лучше всего найти тропу. Большинство животных, независимо от видов, предпочитают ходить по дорогам. Может быть, дороги облегчают им маршрут или дают дополнительную информацию — запахи ведь остаются. К сожалению, человек тоже любит дороги. Немало камер, размещённых на тропе, у нас просто украли.
Нужно искать переход через водоём, тропу, мост, дорожку, зажатую густыми зарослями, животные двигаются по ней, как по тоннелю. Я уже не говорю про стены в населённых пунктах или заборы — они тоже подходят, но там всё, опять-таки, сопряжено с риском, что твою камеру украдут.
Важна и ориентировка. В наших условиях лучше ставить камеру по направлению к северу. Тогда уменьшается риск того, что прямые солнечные лучи или зайчики, которые отскакивают от поверхности растительности, почвы спровоцируют ложную тревогу и срабатывание термодатчика.
Лучше, если на расстоянии до десяти метров от фотоловушки будет стена зарослей. Она станет отличным фоном для ночной съёмки. У большинства камер, которыми я пользуюсь, вспышка слабенькая, поэтому если за объектом ничего нет или фон слишком далеко, кадр получится слишком тёмным.
Со второй половины мая и до первой половины августа идёт активный рост травы, кустарников, побегов. Нередко в это время бывают сильные ветра. Поэтому, когда имеющие свою температуру растения колышутся, датчики камеры, реагирующие не на изображение, а на температурное поле, не понимают, что перед ними не животное, и снимают. Можешь прийти и получить порядка 6–7 тысяч кадров с травой и кустами.
Иногда, чтобы поставить камеру, нужно потратить несколько часов только для того, чтобы дойти до этого места. Важно это учитывать. Зимой, помню, нужно было снять камеры. Выпало много снега, он успел подтаять и опять подмерзнуть, образовался наст. А мы с товарищем добирались до фотоловушек на снегоступах. Идти было очень сложно, 11 часов изматывающего похода. Вернулись, когда было совсем темно.
Неожиданные картинки из жизни дикого мира оправдывают любую усталость. Самой большой неожиданностью для меня стали кадры с бурым медведем. Я не мог понять, почему так часто белорусы отмечают у себя в отчётах бурого медведя, а у нас на снимках его нет. Сам я всего раз видел следы на земле, ещё в 2003 году. Мои коллеги замечали задиры на деревьях. Остальные упоминания об этом звере — не более чем байки браконьеров и лесников. Никогда не забуду момент, когда увидел эти кадры. Уже дома перед сном перелистывал отснятый материал, не ожидая ничего интересного, камера в этой точке уже полгода стояла, всех уже знал, и вдруг — медведь. Поверить не мог. С момента начала съемки в октябре 2015 года медведя сняли уже 7 раз. Сколько их всего, трудно сказать, но в нашей коллекции минимум три особи.
Больше года назад мы начали проект с британцами. Одно дело эксплуатировать 5–7 камер, другое — когда их, кроме твоих собственных, еще 42 штуки. Как правило, свои камеры я не двигаю, они стоят в одной точке около года. А фотоловушки британцев мы регулярно перемещали в пределах трёх участков, каждый радиусом по 5 км. В результате получился гораздо больший охват территории, и несравненно больше материала.
Впервые в жизни я рассмотрел рога оленей и лосей. Никогда не подозревал, что они такие разнообразные.
Я был убеждён: выдра должна держаться больших водоёмов, где много рыбы. Благодаря фотоловушкам обнаружил, что этот зверь может обитать в полувысохших каналах вдали от больших водоёмов.
Совершенно не ожидал увидеть серых журавлей в глубине лесных территорий, а не на болотах или лугах.
У нас долго отсутствовала, но теперь «засветилась» на фотографиях бородатая неясыть, крупная сова, которая немного меньше филина. Кстати, самого филина пока не было на фотографиях.
Из-за особенностей работы цифровой техники бывают неожиданные кадры, когда при быстром перемещении изображения животных искажаются. Однажды получилось очень странное фото — лось быстро разворачивался, так что из-за искажения стал напоминать какого-то доисторического уродца. Эту фотографию легко можно было бы выдать за свидетельство существования чернобыльских мутантов. Но этот же лось, уже нормального вида, продолжал ходить вокруг камеры на следующих кадрах.
Все животные, которых мы зафиксировали, были естественными. Другое дело, что в дикой природе бывают свои проблемы — точно так же, как и у людей. Одни рождаются здоровыми, другие — не совсем, кого-то поражают болезни.
Африканская чума, от которой в последнее время страдают свиньи в Украине, Беларуси и России, прошлась и по диким кабанам Чернобыля. Подозреваю, что именно с этим было связано огромное количество фотографий, на которых кабаны выглядят истощёнными, худыми, с очень разреженной щетиной, будто полысевшие.
Попадают в объектив и животные с травмами или повреждениями. На одной фотографии перед камерой прошёл треногий лось. Он каким-то образом потерял заднюю конечность. Как он выжил? Как до него не добрались волки? Мы не знаем.