ФОТОПРОЕКТ

Личный интерес

Андрей Ломакин рассказал Фокусу о том, что для своих фотопроектов выбирает темы, лично его касающиеся. Серия «Амулет» о владельцах оружия, которую отметили на конкурсе Best of Photojournalism 2016, не стала исключением: когда на Майдане его чуть не застрелил боец «Беркута», Андрей задумался над тем, как беззащитны украинцы
КТО ОН
Фотограф, фотожурналист

ПОЧЕМУ ОН
Стал единственным украинцем, который вышел в финал конкурса Best of Photojournalism 2016, организованного журналистской ассоциацией NPPA. Его работа из серии "Амулет" заняла второе место в номинации «Portrait and Personality»

Творческое начало во мне всегда присутствовало. Я долго занимался музыкой, была команда, и не одна, сейчас поигрываю — пишу саундтреки для своих слайдшоу. Но музыка — это сложно: у каждого из четырёх-пяти человек были какие-то идеи, которые не всегда совпадали с моими. Мне показалось, что творчески реализовать себя в одиночку намного проще.
Во всём «виноват» Гена. Однажды, лет 15 назад, я встретил в троллейбусе старого приятеля Гену Минченко, который похвастался, что работает в газете фотографом. Я этим ужасно загорелся, попросил рассказать, что, как, почему. Пару месяцев он терпеливо объяснял мне основы. Тогда после окончания института я работал айтишником, занимался компьютерными сетями, администрированием. В своей конторе остался работать на полставки, ходил по улицам, снимал какие-то сюжеты, набивал руку. А потом мой приятель привёл меня в газету «Вечерние вести», познакомил с Сашей Ляпиным, Сашей Чекменёвым, Витей Суворовым, Андреем Горбом. Для меня это был серьёзный старт, потому что они были прокаченными фотографами, я многому у них научился.

Когда работаешь штатным фотографом в издании, часто имеешь дело с однообразными рутинными съёмками: пресс-конференции, митинги. Это скучно. Начинаешь искать что-то для себя. Снимаешь, не понимая зачем. А потом вдруг замечаешь какую-то линию, которая, может быть, где-то подсознательно в тебе живёт. Например, проект Calm Waters — это снимки, сюжет которых связан с рекой. Однажды я увидел, что их достаточно много, и понял, откуда они взялись: вся моя жизнь связана с водой, я всегда жил у реки, это мне близко.

Это был первый толчок. Иногда мы не видим очевидных вещей, которые рядом. Фотографы начинают выдумывать проекты, ищут, чтобы такого снять, — мне кажется, это больше ремесло, чем творчество. Я же стал смотреть на проекты, как на вещи, которые есть во мне, снимать то, что мне действительно интересно, что меня волнует, беспокоит. Первомайская серия — это всё у меня под домом происходит, я вижу это каждый год, сам хожу на пикники. Чернобыль — я родом из Припяти. Так что все эти проекты, наверное, где-то обо мне. Мне, например, тяжело решиться на съёмку некоторых социальных тем – поехать в туберкулёзный диспансер или детскую больницу, я пока не знаю, как это снимать, это не моё.
Какой должна быть фотография, чтобы не погибнуть в архиве? Я не знаю, уже давно не думаю одиночными снимками. Серии, проекты — это интересно. Хотя, вот посмотри на серию спортивных коллажей. Работая в спортивном журнале, я снимал спорт несколько лет. Он же погиб в архиве, найден был случайно: на полке валялась коробка с плёнками, которые никому не нужны. Получилось, что они погибли, а потом возродились.

Оружие — это мой личный интерес. Мы в жизни не могли себе представить, что когда-нибудь увидим столько оружия на улице. Когда во время Майдана менты начали стрелять, было страшно. Там я попал в ситуацию, когда они угрожали мне оружием, хотя я был «при исполнении», с журналистской корочкой, пытался разговаривать с ними. Тогда я подумал о том, насколько люди беззащитны: государство не только не способно защитить своих граждан, но и имеет монополию на насилие по отношению к ним. После Майдана всё изменилось — мои друзья начали покупать оружие для самообороны, число владельцев стремительно росло, и мне захотелось исследовать эту тему. Один из главных вопросов — готовы ли они применить оружие, защищая себя и свои семьи.

Почти все, с кем я беседовал, говорили, что готовы. Но для всех стрельба — это крайний случай, никто не хочет лишить жизни человека. Они считают, что даже демонстрация оружия отпугнёт преступника. Из всех участников проекта только один применял его для самозащиты — стрелял в воздух.

Проект называется «Амулет». Само название подразумевает, что это оружие скорее играет роль современного оберега, придающего уверенности и дополнительных сил владельцу.

Мне не хочется задаваться глобальными философскими вопросами о том, что такое для меня фотография. Понятно, что ты, как фотограф, вмешиваешься в реальность, преображаешь её, вкладываешь в неё немного себя, даёшь ей какие-то формы, идеи. Меня интересует то, что происходит вокруг, и мои снимки — это реакция на то, что я вижу и чувствую. Надеюсь, это останется, и людям потом будет интересно на это смотреть. Как-то так.
Серия Amulet. Роман, художник, Киев, 2014

На конкурсе Best of Photojournalism 2016 серия «Амулет» была отмечена почётным упоминанием (Honorable mentions) в категории Portrait (Series). Когда я задумал этот проект, стал искать владельцев оружия. Первыми снял двух своих друзей, Романа нашёл через общих знакомых.

«Мужчина многое должен уметь делать сам. В том числе защищать свою семью. Я готов применить оружие при обороне собственного жилья. Первые два патрона в ружье травматические, следом патроны с дробью, затем с картечью. Только последние два с пулями» — так Роман объяснял, зачем ему оружие.

Серия Forgotten Victories, 2015

Однажды найдя коробку со старыми плёнками, я увидел, что некоторые из них слиплись, получились коллажи. Так родилась идея этой серии.

В спорте важны герои. Именно их мы чаще всего видим на снимках. Всё остальное уходит в мусорную корзину. Я попытался дать вторую жизнь этим ненужным плёнкам и людям, изображённым на них.

Серия Visitors. Заброшенный кинозал в Припяти, 2015

Я родился в Припяти, уехал оттуда в 12 лет, когда после катастрофы эвакуировали город. Долгое время мне не хотелось туда возвращаться, впервые поехал в 2001 году, но почти ничего не снимал. Просто ходил, смотрел, грустил.

Серию «Visitors» я начал снимать в 2011 году. Начать было тяжело, ведь хочется всё забыть, жить другой жизнью, но, когда попадаешь туда, понимаешь, что воспоминания всё ещё живы.


Серия Maidan Revolt. Европейская площадь, Киев, 2014

Во время затишья на Грушевского несколько ребят поставили ворота, стали гонять мяч, к ним присоединялись разные люди, не только протестующие. Получилась очень мирная картинка, на ней не видно, что где-то рядом идут бои. Этот диссонанс меня и привлёк.

Серия Maidan Revolt. Угол Крепостного и Институтской, 18 февраля 2014

Мне очень хотелось снять события на Институтской со стороны ментов. И во время очередной атаки я решился. Картинка получилась хорошая, но сейчас я уверен, что с моей стороны было не очень умно так близко подойти к вооружённым беркутам во время боя. Через полчаса на этом перекрёстке выстрелами из огнестрела было убито два человека.
Серия MayDay. Киев, 2015

Первомай я снимал несколько лет. Выходил из дому с утра и четыре-пять часов наматывал по 20 километров по своему району. Большая часть серии была снята на Оболони, в прилегающих парках. Но этот пейзаж на Троещине меня покорил.
Серия Amulet. Татьяна, домохозяйка, Кийлов, 2015

Эта фотография заняла второе место на конкурсе Best of Photojournalism 2016 в категории Portrait and Personality. При подготовке серии я выступал в качестве не только фотографа, но и журналиста — здесь важны и снимки, и тексты.

Человек с оружием всегда воспринимается как угроза, но интервью с героями позволили показать их как обычных людей — это не армия вооружённых маньяков, как многие думают. Вот цитата из высказываний Татьяны: «Противники оружия считают, что я для них представляю опасность. Нет, опасен преступник с нелегальным оружием. Для меня оружие — это моя защита. Я нужна своему мужу, ребёнку и имею право защищать свою жизнь».


Серия Calm Waters. Киев, 2013

Снимки из этой серии возвращают меня из повседневного безумства в безмятежное состояние.
Трамвайная остановка, Киев, 2013

Свет, цвет, рифмы. Иногда хочется чистой эстетики, без замысловатых сюжетов, серий и текстов.
Серия Calm Waters. Киев, 2014
Текст: Алексей Батурин