олимпиада

Великолепная шестёрка


В подборке Фокуса истории о том, как складывалась судьба шести видов спорта до того, как они попали в олимпийскую программу
Анна Синящик
Журналист
«Быстрее, выше, сильнее!» — этот призыв снова будет вдохновлять спортсменов — участников XXXI Олимпиады, которую в этом году принимает Рио-де-Жанейро. Секрет успеха прост.

«Ярче, удивительнее, интереснее!» — так можно было бы ответить на вопрос о том, как охарактеризовать популярные виды спорта после их исторической трансформации.

Фокус отыскал картины, которые не только демонстрируют отличия между их ранними и современными версиями, но и намекают на то, что эта шестёрка оказалась в программе Олимпийских игр заслуженно.
Гольф
«Гольф — игра, заключающаяся в том, чтобы попасть очень маленьким шариком в ещё меньшее отверстие с помощью орудия, наименее подходящего для этой цели»


Уинстон Черчилль
Перечисляя олимпийские виды спорта, фанаты вряд ли с ходу назовут гольф. Эта дисциплина была включена в программу летних Игр всего дважды — в 1900-м и 1904 году. Соревнование в Рио — третий случай, когда гольфисты смогут побороться за олимпийские медали.

Родиной гольфа долго считалась Шотландия, подтверждение тому — многочисленные картины, изображающие членов благородных семейств со спортивным инвентарём.

Первое официальное упоминание об этой игре датируется 1457 годом. Тогда в Шотландии был издан королевский указ, запрещающий играть в гольф, поскольку игра отвлекала людей от занятий боевыми искусствами. Со временем запрет был подкорректирован: размахивать клюшкой запрещалось только по выходным.

В XVIII веке, когда Уильям Мосман, ученик итальянского живописца Франческо Империале, писал портрет отпрысков клана Макдональд из Слита, о запретах на полюбившуюся игру уже и думать забыли. Любопытна дальнейшая судьба детей, увековеченных на картине. Старший ребёнок, сэр Джеймс Макдональд, который изображён с ружьём, погиб в 1766 году в возрасте 25 лет. В этом же году его младший брат, сэр Александр, унаследовал титул пэра Ирландии. Дослужился до звания бригадного генерала, всю жизнь оставался заядлым гольфистом.

Пастушья забава — гольф — эволюционировала в популярный олимпийский вид спорта. Вместо посохов, камней и кроличьих нор — клюшки, мячи и лунки. Добавьте сюда внушительный свод правил, который за несколько столетий увеличился от 13 пунктов (в 1744-м) до 34-х.


Картина: «Мальчики Макдональдов в национальных костюмах»,
Уильям Мосман,
1749 год
Бадминтон
«Единственное, чего вы точно никогда в жизни ни от кого не услышите: «Господи, как же он хорош в бадминтоне!»


Деметри Мартин
Сегодня никто не вспомнит, когда и при каких обстоятельствах людям впервые пришла в голову мысль оперить мячик, как птицу, и контролировать траекторию его полёта. Известно одно: схожесть с современным бадминтоном игра обрела в Индии. Именно оттуда в XIX веке английские моряки привезли её в Европу.

В 1873-м английский герцог Бофорт, славившийся любовью к спорту, построил на территории своей резиденции первую площадку для игры. С тех пор об индийском названии «пуна» забыли. За новым видом спорта прочно закрепилось название усадьбы Бадминтон. Не обошлось, правда, без нововведений: британцы добавили в игру сетку, чтобы зрителю было понятнее, как игроки делят между собой корт.

К сожалению, герцог Бофорт не имел возможности оценить свой вклад в историю спорта: в программу летних Олимпийских игр бадминтон вошёл лишь 119 лет спустя, в 1992-м.

Однако среди третьего сословия бадминтон обрёл популярность задолго до постройки Бофортом первого корта и публикации официальных правил игры. Об этом говорит написанная в XVIII веке «Девушка с воланом» кисти француза Жана Батиста Симеона Шардена. Ножницы и подушечка с иголками, которые васильковой лентой привязаны к руке девушки, говорят о том, что перед нами — швея, которая, видимо, пытается решить, может ли она оставить мастерскую и поиграть с подругами.

Портреты детей и подростков у Шардена всегда получались очень трогательными и интимными. Возможно, причиной тому — испытания, через которые довелось пройти художнику. Через два года после первой женитьбы ему пришлось похоронить молодую жену и новорождённую дочь. На руках у него остался маленький сын. Чтобы оправиться от горя, вдовец на 11 лет с головой ушёл в работу. «Девушка с воланом» — одна из картин, написанных в этот период. В 1744-м он женился ещё раз. И снова несчастье: ребёнок от нового брака умер в младенчестве.

Во времена Шардена в бадминтон играли исключительно деревянными ракетками. Сегодня перечень материалов, из которых изготавливают этот вид инвентаря, гораздо шире: титан, сталь, алюминий, углепластик или другой композитный материал. Перьевые воланы, состоящие из пробковой или синтетической головки и гусиных перьев, популярны и теперь. Правда, чаще всего ими пользуются профессионалы. Новички и любители предпочитают более долговечный пластиковый аналог. Ещё одно отличие — длина сетов: в XIX веке они были 15-очковыми, а в наше время игра ведётся до 21 очка.

Картина: «Девушка с воланом», Жан Батист Симеон Шарден, 1737 год
Бокс
«Самое трудное в боксе — собирать свои зубы с пола рукой в боксёрской перчатке»


Кин Хаббард
Бокс по праву считается одним из древнейших видов спорта: турниры по кулачным боям были популярны среди древних греков, а первым рисункам — упоминаниям об этом виде единоборства, как утверждают спортивные историки, не менее пяти тысяч лет.

В программу античных Олимпийских игр бокс попал в 688 году до н. э. Считается, что первые правила игры предложил и утвердил сам Геракл.

До второй половины XIX века бокс мало чем отличался от обычных кулачных боёв, служивших развлечением для публики. Боксёры дрались без перчаток, наносили удары локтями и головой, могли использовать захваты и броски. Как организаторы, так и участники матчей нередко впадали в немилость местной полиции за нарушение правопорядка и непомерную жестокость на ринге.

Картина Джона Хоппнера, придворного художника Георга IV, даёт возможность представить, как выглядел боксёр в XVIII веке: голые кулаки, отсутствие кляпа для защиты зубов, каблуки (чем острее, тем лучше).

В 1867-м бокс выходит из тени: заручившись поддержкой маркиза Куинсберри, журналист Джон Чемберс создаёт свод правил для любительского чемпионата в Лондоне. Неограниченные по времени бои, неодинаковые по прочности перчатки (или отсутствие таковых), удары коленями — всё это остаётся в прошлом. К началу ХХ века бокс обретает статус вида спорта, и с 1904-го он включён в программу летних Олимпийских игр.

Боксёр Ричард Хамфриз, которого изобразил Джон Хоппнер, был бы очень удивлён тем, насколько отличаются современные боксёрские поединки от того, что происходило в ринге в XVIII веке. Ведь, в отличии от своих предшественников, современные боксёры, помимо спортивного инвентаря и соблюдения строгих правил, используют более эффективные стойки и усовершенствованные тактики ведения боя.

Картина: «Боксёр Ричард Хамфриз», Джон Хоппнер, 1787 год
Регби-7
«Регбисты делятся на пианистов-виртуозов и грузчиков, которым приходится это пианино двигать. К счастью, я из тех, кто может сыграть»


Пьер Данос
Не каждый болельщик может похвастать красивой историей возникновения своего любимого вида спорта. У фанатов любой из разновидностей регби такая возможность есть.

Спортивная легенда гласит, что в далёком 1823-м, во время выступления за футбольную команду колледжа Регби, Уильям Эллис возмутился ограниченностью этой игры, схватил мяч в руки и побежал с ним к воротам противника. Конечно, арбитр столь грубого нарушения терпеть не стал, но зрителям и игрокам выходка показалась зрелищной и интересной. Так студент-бунтарь стал родоначальником новой игры, которую назвали в честь колледжа, на территории которого всё и произошло.

Через какое-то время сформировалось много вариантов игры. Один из них — регби-7, шотландская версия классического регби, которая отличается количеством игроков, укороченными таймами и более компактным размером поля. В этом году регби-7 дебютирует в статусе олимпийского вида спорта.

Полотно художника-примитивиста Анри Руссо «Игроки в футбол» посвящена первому международному матчу по регби между Францией и Англией, состоявшемуся на Чемпионате домашних наций 1908 года в Париже. Тогда французы с горечью наблюдали за тем, как их команда проиграла сборной Англии со счётом 0:19.

Однако Таможенник, как прозывали Руссо друзья и коллеги, «переиграл» матч по-своему: в его работе игра ведётся не на поле, а посреди парковой аллеи, победа достаётся французам, а хукером-нападающим становится сам художник.

В начале ХХ века спортивная форма игроков в регби больше напоминала пижамы. Обувь тоже оставляла желать лучшего — первая пара бутс создана Ади Дасслером спустя десяток лет, в 1920-х. Неизменными остались лишь главные ценности этого вида спорта: скорость, мастерство и выбор правильной тактики.

Картина: «Игроки в футбол», Анри Руссо, 1908 год
Гребля на байдарках и каноэ
«Есть такое высказывание: «Если вы не можете поймать, бросить или пнуть мяч, ваш спорт — гребля»


Майкл Джонсон
С незапамятных времён люди создавали средства передвижения по воде. Со временем самодельный водный транспорт совершенствовался, скорость передвижения росла, и гребля превратилась в полноценный вид спорта.

Европейцы не стали изобретать колесо, вернее, лодку: прототипами лодок, использовавшихся ими в XVIII веке для развлекательных путешествий по воде и шутливых соревнований, стали эскимосские каяки и индейские пироги.

На новый более серьёзный уровень гребля вышла в 1924-м, когда в Копенгагене создали Международное представительство каноэ. Новое спортивное ведомство проводило международных чемпионаты. Уже в 1936 году гребля была официально признана олимпийским видом спорта.

Гонки на каноэ, запечатлённые на полотне американцем Джорджем Кэтлином, состоялись задолго до этого. Художник и путешественник, длительное время изучавший жизнь коренных народов американского континента, изобразил на полотне водные соревнования оджибве, одного из самых крупных народов Северной Америки. Согласно преданиям, шаманы этого племени предвидели приход европейцев, поэтому увели народ на запад, чтобы подольше не вступать в контакт с чужеземцами и не растерять свои традиции.

В XIX веке оджибве, как и их предки, использовали для изготовления лодок кору берёз, елей или сосен. Ирокезы, с которыми у них время от времени происходили стычки, предпочитали мастерить пироги из коры ильмового дерева. Сегодня для изготовления каноэ и байдарок используются стеклопластик, пластмасса, карбон, алюминий.

Картина: «Гонка на каноэ у индейцев оджибве возле Су-Сент-Мари», Джордж Кэтлин, 1836–1837 годы
Теннис
«Удручает в теннисе то, что вне зависимости от того, насколько хорошо я играю, мне никогда не стать таким же непробиваемым, как стена»


Митч Хедберг
Жё-де-пом, игра-предшественник тенниса, появилась в Европе в XI веке. Известно, что корты находились в помещении, а мяч, по первым правилам игры, отбивался рукой в перчатке. Позже игроки стали использовать биты и ракетки.

Особо популярным этот вид спорта не стал: залы для зрителей были тесными, а количество игроков строго ограниченным. Постепенно поклонники жё-де-пом, оглядываясь на популярный бадминтон, создали новую игру — «теннис на лужайке». Основы правил сформировались в 1870-е, некоторые пункты были позаимствованы из жё-де-пом, другие, предсказуемо, — из бадминтона. Новый вид спорта постепенно обрастал клубами, ассоциациями, проводились турниры и чемпионаты. А вот с МОК у теннисистов сложились непростые отношения: в 1896-м им разрешили участвовать в Играх, теннис был включён в список летних олимпийских видов спорта, в 1924-м запретили, а заново пригласили в ряды олимпийцев лишь в 1988-м.

Как и другие популярные виды спорта, теннис оставил след в живописи. «Летний ливень» — одна из лучших работ британки Эдит Парвин Хэйллар. На картине, которая участвовала в выставке Королевской академии художеств, молодые люди прервали теннисное соревнование из-за внезапно хлынувшего дождя.

Художница изобразила, какие неудобства доводилось терпеть женщинам: им приходилось играть в платьях с А-силуэтом с длинными рукавами. А ведь на улице стояла немыслимая предгрозовая духота. Однако революция была уже не за горами: в 1905-м американка Мэй Саттон выйдет на корт с закатанными рукавами, а десять лет спустя француженка Сюзанн Ленглен приучит теннисисток к коротким рукавам и юбкам по колено, что позволит им отказаться от корсетов и длинных платьев на корте.

Игроки-мужчины страдали из-за неудобной консервативной формы ещё дольше: француз Ивон Петра, победитель Уимблдонского турнира 1946 года в одиночном разряде, выступал в длинных брюках.

Картинка: «Летний ливень», Эдит Парвин Хэйллар, 1893 год