Мы живём без прошлого, мы его стираем, уничтожаем, к нему не возвращаемся, не анализируем его. В этом большая беда. Наша воспитанница Оля Костырко делала книгу к 25-летию независимости, она замучалась в поисках фотографий. Мы не снимаем вещи, которые считаем второстепенными, а они потом становятся символом времени. Челноки, 90-е годы. Это же было повальное явление, но оно не зафиксировано, люди не сняли, они не считали это главным. Или наступление на красные флаги флагов кока-колы, тоже красных. Я хорошо помню, как они висели рядом — газировка и серп и молот.
Мы все корреспонденты сегодня. Если посмотреть на события последнего времени — теракты в Париже, Ницце, убийство Шеремета, все снимки и видео сняты случайными прохожими. Войну лучше всех снимают солдаты на телефон. Потому что они ближе, им не нужен допуск: боец одной рукой стреляет, другой снимает. Через прицел. Там просто потрясающие фотографии. Фотографу остаётся аналитика, если он подготовлен, если у него есть образование, которое позволяет ему работать с поиском тем, актуализировать жизнь, находить какие-то важные моменты и работать с ними через визуальные образы. Это и называется документальной фотографией — тот же репортаж, снятый на протяжении большого отрезка времени.
Я не буду никого учить фотографировать, потому что это нереально, сегодня молодые люди лучше меня делают картинку. Но вот три картинки вместе они уже сделать не могут: слова знают, а предложение сложить не в состоянии. Сейчас одна картинка вообще нигде не проходит, кроме газеты. К нам приходит много молодых людей, среди них есть известные фотографы. Например, Андрей Бойко — модный молодой фотограф, который очень рискованно снимает молодёжную среду. Спрашиваю: «Зачем пришёл?» Говорит, что упёрся в тупик, не знает, что дальше делать. У него такие способности, а знаний — ноль. И подобных примеров много. Это можно сравнить с писательским трудом: если нет мыслей, идей, получается графомания.
Сегодня время идей. Абсолютно новая для XX и XXI веков штука — арт-фотография. Мы видим художников, одним из инструментов которых является фотоаппарат. Например, очень востребован Саша Курмаз, но он фотографию переосмыслил. Как бывший граффитчик он стал использовать фотографию для провокаций в городской среде. Вместо того чтобы написать на стенке «х…», ставит какую-то порнографическую открытку или достаёт из лайтбокса рекламу и вставляет свою провокативную или даже страшную картинку, затем документирует, как на это реагируют люди. Сейчас у Саши проходит выставка в очень намоленном месте — одной из самых известных галерей мира C/OBerlin. Называется «Метод». То есть он выскочил туда, наверх, благодаря абсолютно новой фотографии.
Вообще, словосочетание «профессиональный фотограф» — смешное. Мы же не говорим «профессиональный стоматолог», «профессиональный инженер». За этим стоит образование. Пересекая границу Украины — от Польши и туда дальше, вы можете встретить словосочетание «дипломированный врач». То есть образование и мандат позволяет вам называться профессионалом. У нас этого нет.
Коммерческое поле — это услуга. Раньше это называлось коммунальными услугами, куда входили прачечные, ателье мод, фотоателье, в которых фотографировали на паспорт, делали свадебные, семейные фото. Сегодня такие люди называют себя фотохудожниками. Некоторые из них процветают, но к фотографии отношения не имеют.
Уровень коммерческих заказов очень низкий, местные заказчики сбивают прицел. Вот из тебя идеи прут, а заказчик не даст их реализовать. Он хочет, чтобы ты снял ему еду или одежду так, как у Васи. Он это видел, ему понравилось, и перечить бесполезно: тебя выгонит, другого фотографа найдёт.
В Украине появляются новые имена, их можно пересчитать по пальцам, но их и не должно быть много, учитывая среду, отсутствие процесса. Я частично живу в Берлине, у меня немецкая семья. Там 600 галерей, две академии искусств, 179 музеев, несколько из которых связано с фотографией. Это процесс. В него я включаю образование, арт-рынок, которого у нас нет.
Мы хотим запустить процесс, чтобы люди привыкли к тому, что в подарок на день рождения можно было купить авторскую фотографию. Сделали магазин 5,6 store, продаём авторскую фотографию.
Для наших фотографов выставки в Украине неважны. Они работают разве что только на имя. Ну есть у меня имя, а жить мне на что? Главная задача галереи — стать посредником между автором и покупателем. У нас выставки не работают, потому что нет продаж. Я давно говорил: если хотите быть в Украине успешным фотографом, купите пять квартир, сдавайте их и будьте фотографом. Потому что сегодня в мире трудно заработать авторской фотографией, а в Украине вообще практически невозможно.