ФОТОПРОЕКТ

Фотограф, который больше не снимает



Виктор Марущенко — о том, почему в современной фотографии важны не навыки, а идеи, о снимке, который не сделал, о том, как перестал снимать, и о лучшем способе стать успешным фотографом в Украине — купить несколько квартир и сдавать их
Кто он
Известный украинский фотограф, основатель Школы фотографии
Почему он
Пытается объяснить ученикам, что без работы с образами и смыслами в фотографии делать нечего. Работает над созданием арт-рынка современной авторской фотографии в Украине
Мой путь в фотографию был прозаичным. Когда закончил вуз, трудился в Институте пищевых технологий, в лаборатории технических средств, туда входили и фотография, проекторы, звук. Быстро понял, что в коллективе работать не могу. Знакомый рассказал про своего друга-фотографа, который работал на киностудии. Вот это жизнь! Его прикрепляют к фильму, там он говорит, что ему нужно пойти куда-то по делам, а сам идёт на пляж.

Мой выбор профессии определила её полная свобода. Фотограф — это была такая вольная профессия, даже в газете. Говоришь: «Я пошёл снимать», и тебя три дня нет. Потом приносишь три фотографии, которые снял за полчаса.

Однажды моя жена-пианистка поехала в Париж, привезла шмотки. Я всё это продал и купил за 300 рублей «Практику». Начал снимать, у меня быстро стало получаться. Видимо, потому что в детстве учился рисованию.

Снимал портреты известных людей: скрипачку Ольгу Пархоменко, с которой работала моя жена, трио Мареничей, Ротару. И очень много снимал гастролёров: Рихтера, Высоцкого. Газета «Культура і життя» стала у меня брать эти портреты и публиковать. Затем в «Советской культуре» проработал до развала Союза.

Иногда я выставляю эти портреты, у меня их покупают в Берлине. Там есть люди, которые давно уехали — ещё из Советского Союза. Они покупают у меня фотографии, потом сидят, плачут вместе с портретами.

Когда я начинал фотографировать, в Украине было четыре классика: Яков Давидзон, который снимал ЦК, Николай Козловский в «Огоньке» работал, Борис Градов — в журнале «Украина», Ирина Пап — в «Известиях». Я испытывал большое уважение к предыдущему поколению. Хотя мы критиковали их фотографию, потому что они были постановщиками. Чтобы токаря снять, надо было заранее договориться: токаря отмоют, переоденут, станок почистят, всё зальют светом. А мы, «отравленные» Картье-Брессоном, были ближе к жизни.
1970-е
Конец 1970-х, Нежин. В этой фотографии время показано одним лозунгом. Слепок эпохи Наверное, 1979 год, Киев. Этот снимок я сделал на Подоле — на заднем плане видна Андреевская церковь. В те годы иногда цирковые артисты выступали на улицах 1976 год, Киев. Концерт авторской песни в медицинском институте, тогда барды были очень популярны 1978 год, Киев. Открытие фестиваля «Молодые голоса» на Октябрьской площади, которая теперь называется майдан Незалежности. Этот снимок был сделан для газеты «Культура і життя»
Конец 1970-х, Нежин
В этой фотографии время показано одним лозунгом. Слепок эпохи
Наверное, 1979 год, Киев
Этот снимок я сделал на Подоле — на заднем плане видна Андреевская церковь. В те годы иногда цирковые артисты выступали на улицах
1976 год, Киев
Концерт авторской песни в медицинском институте, тогда барды были очень популярны
1978 год, Киев
Открытие фестиваля «Молодые голоса» на Октябрьской площади, которая теперь называется майдан Незалежности. Этот снимок был сделан для газеты «Культура і життя»
Я много лет работал в театре. Сценограф, народный художник Данил Данилович Лидер научил меня образно мыслить, он называл это «условным мышлением». Лидер, несмотря на то, что работал с режиссёром-реалистом, делал абстрактные, концептуальные декорации. Например, в Малом театре ставили «Короля Лира». Вся сценография заключалась в том, что был такой трансформер из кубиков, они вставлялись друг в друга. В зависимости от того, как развивались события на сцене, кубики либо рассыпались, либо собирались в один. Условно говоря, это был символ Вселенной в разных состояниях, он показывал микро и макро. Поработав с Лидером, я понял, что это абсолютно другой язык.

Я снимал всё, не сделал только один кадр. С моей коллегой, журналисткой «Советской культуры» Лидией Аркадьевной Вириной мы поехали на Чернобыльскую атомную станцию в первые дни после аварии — 8–9 мая. Тогда ещё не было зоны, никакого контроля. Подъехали под самый реактор, потом отправились в детский лагерь, куда эвакуировали смену четвёртого блока, — до ста человек. Им можно было пойти в специальный киоск, где каждому выдавали бутылку красного вина и чекушку водки в день. Возле ларька стояла абсолютная тишина, никто ни с кем не разговаривал, молча курили. Я достал камеру, мне один дядька говорит: «Не надо». Все же физики, все понимали, какую дозу получили, сколько им осталось. Сейчас жалею, надо было всё-таки тихонько снять, хотя передать эту фантастическую ситуацию при помощи фотографии сложно.
1980-е
Середина 1980-х, Сумская область
То, как отмечали дни партизанской славы, напоминает акцию «Бессмертный полк», россияне теперь часто копируют всё советское
8 мая 1986 года, Чернобыль
Эвакуация из зоны

1983 год, Сорочинская ярмарка
На ярмарке было принято проводить много мероприятий типа «молодые хлеборобы»
1987 год, Быковня
В этом месте захоронили заключённых киевских тюрем, которых расстреляли в 1941 году, перед отступлением Красной армии. На памятном мероприятии случилось коллективное проявление поддержки перестройки. Горбачёв уже стал символом времени

1987 год, Киев
В музее Ленина, в котором сейчас располагается Украинский дом, детей принимают в октябрята. Снимок делал не по работе: знакомый попросил сына снять. Получилось интересно

1984 год, Жданов, нынешний Мариуполь
Там расположены два огромных завода, на которых работало по 50 тыс. человек. Получился контраст — яхты на фоне индустриального пейзажа
8 мая 1986 года, Чернобыль
Эвакуация из зоны
Середина 1980-х, Сумская область
То, как отмечали дни партизанской славы, напоминает акцию «Бессмертный полк», россияне теперь часто копируют всё советское
1983 год, Сорочинская ярмарка
На ярмарке было принято проводить много мероприятий типа «молодые хлеборобы»
1987 год, Быковня
В этом месте захоронили заключённых киевских тюрем, которых расстреляли в 1941 году, перед отступлением Красной армии. На памятном мероприятии случилось коллективное проявление поддержки перестройки. Горбачёв уже стал символом времени
1987 год, Киев
В музее Ленина, в котором сейчас располагается Украинский дом, детей принимают в октябрята. Снимок делал не по работе: знакомый попросил сына снять. Получилось интересно
1984 год, Жданов, нынешний Мариуполь
Там расположены два огромных завода, на которых работало по 50 тыс. человек. Получился контраст — яхты на фоне индустриального пейзажа
После нескольких зарубежных выставок в 1990–2000 годах я утратил интерес к документальной фотографии. Начал понимать, что всё сместилось в область смыслов и идей.

После биеннале в Сан-Пауло в 2004 году я перестал фотографировать. Там выставил результат большой работы: снимал нелегальных шахтёров. Проект хорошо прошёл, попал в десятку или двадцатку лучших, я его ещё потом несколько раз крутил по миру. После биеннале подумал, что достиг потолка, да и сильно поменялась картинка — молодёжь снимает значительно лучше, хорошо владеет техникой.

За свою жизнь я снял только две темы. Первая — Чернобыль. Вторая — шахтёрские копанки. Третью тему мне было уже не вытянуть, поэтому решил, что буду делиться опытом, что школа — самое то.
1990-е
1990 год, Киев. Революция на граните
Студенты голодали, требуя изменений в Украине и выступая против подписания нового союзного договора
1991 год
Для «Советской культуры» мы делали очерк о работе милиции в Чернобыльской зоне. Фишка этого снимка — в пятне. Был сильный ветер, радиоактивную пыль занесло в камеру, ею оказались побиты все кадры

9 мая 1997 года, село Барышевка под Киевом
С коллегой мы хотели посмотреть, как в сёлах отмечают День Победы
12 сентября 1991 года, Киев
Снос памятника Октябрьской революции, который был установлен напротив гостиницы «Украина». Сносили цивилизованно: распилили на части и демонтировали
1992 год, Киев
Тогда люди часто блокировали сессии Верховной Рады, энтузиазма было много
1993 год, Севастополь, пляж
1997 год, Киев
В середине 1990-х в выходные дни стали перекрывать Крещатик. В этом снимке есть атмосфера момента: всеобщее веселье, ларьки торгуют в розлив палёной водкой

1997 год, Киевская область
Новый тип бизнеса — некоторые люди перестали ездить на рынки, выносили к дороге столы и продавали свой урожай
1990 год, Киев. Революция на граните
Студенты голодали, требуя изменений в Украине и выступая против подписания нового союзного договора
1991 год
Для «Советской культуры» мы делали очерк о работе милиции в Чернобыльской зоне. Фишка этого снимка — в пятне. Был сильный ветер, радиоактивную пыль занесло в камеру, ею оказались побиты все кадры
9 мая 1997 года, село Барышевка под Киевом
С коллегой мы хотели посмотреть, как в сёлах отмечают День Победы
12 сентября 1991 года, Киев
Снос памятника Октябрьской революции, который был установлен напротив гостиницы «Украина». Сносили цивилизованно: распилили на части и демонтировали
1992 год, Киев
Тогда люди часто блокировали сессии Верховной Рады, энтузиазма было много
В 2004 году с моим партнёром из галереи «Ра» Андреем Трилисским решили организовать как бы курсы повышения квалификации для фотожурналистов. Школа была построена очень просто. Мы делали мастер-классы, моя жена-немка, которая работала медиаэкспертом от германского правительства, провела пару лекций на тему этики в журналистике. Об этике наши журналисты тогда не задумывались. Я поставил этот вопрос, когда представительница Femen пилила в Киеве крест. Понятно же, что всё это на картинку делалось. Репортёры, большинство из которых православные, могли просто дать ей по заднице и прекратить мероприятие. Но никто не вмешался.

Когда в 2008 году начался кризис, я подумал, что мы не будем готовить безработных, навязывать профессию, которой нет. Поскольку в выставочном пространстве очень резко изменилась фотография — она стала концептуальной, и мы перестали её понимать. Я решил, что лучше, если школа будет больше внимания уделять пропаганде современной фотографии, современного искусства. Этим мы занимаемся до сих пор.

Практически всех, кто к нам приходит, я отговариваю фотографировать. Многие после школы бросают фотографию, и я этому очень рад. Они продолжают снимать телефоном семью, но амбиции у них исчезают. Вопрос не в уровне, а в том, что навыки не к чему приложить: вилка есть, а розетки нет.

Учить фотографии или изучать её можно на двух уровнях: первый — ремесленный, второй — раскрытие способностей человека. Мы даём людям какой-то мыслительный инструментарий, чтобы они могли им пользоваться. Учим думать. Даже не думать, а мыслить образами. Наше мышление очень буквальное, репортажное. Как сделать образ киевлянина? Это сложно, потому что столько всего намешано. Тогда может прийти идея снять не одного человека, а сто и сложить их вместе в одну мозаику, это и будет образом киевлянина. Или как создать образ троещинского хлопца? Кто это? Ну, спортивный костюм, пиво, семечки, малая под мышкой. Усиль действительность, покажи её. Не нужно мне десять фотографий, дай мне одну, заменяющую их.

Из теперешней жизни нужно вычленять образы — то, чего не хватает большинству фотографов. Сегодня очень популярна уличная фотография. Наши фотографы считают, что нужно снимать на улице, и всё. Нет. Уличная фотография — это выявление места и времени, это снова работа с образами: ты должен показывать очень характерные вещи. У нас ходят снимать без плана, что видят, то поют.

На Западе работают с образами, потому что протестанты — концептуальные. Мы же в церковь как ходим? Смотрим, нам нравится, но мы ничего не понимаем — какая литургия, что там поп говорит. Мы — по форме, а они — по содержанию. Так вот мы пытаемся наших учеников не думать научить, а немцев из них сделать, хотя бы чуть-чуть.
2000-е
Наверное, 2000-й год, Администрация президента
Премьеру Виктору Ющенко вручают награду
2006 год, Днепропетровская область
Владимир Литвин шёл на парламентские выборы с Народной партией, устроил предвыборное турне
2004 год
Северодонецкий сепаратистский съезд
2010 год, Киев
Арсений Яценюк вышел из здания ЦИК, где ему вручили удостоверение кандидата в президенты
Наверное, 2000-й год, Администрация президента
Премьеру Виктору Ющенко вручают награду
2006 год, Днепропетровская область
Владимир Литвин шёл на парламентские выборы с Народной партией, устроил предвыборное турне
2004 год
Северодонецкий сепаратистский съезд
2010 год, Киев
Арсений Яценюк вышел из здания ЦИК, где ему вручили удостоверение кандидата в президенты
Мы живём без прошлого, мы его стираем, уничтожаем, к нему не возвращаемся, не анализируем его. В этом большая беда. Наша воспитанница Оля Костырко делала книгу к 25-летию независимости, она замучалась в поисках фотографий. Мы не снимаем вещи, которые считаем второстепенными, а они потом становятся символом времени. Челноки, 90-е годы. Это же было повальное явление, но оно не зафиксировано, люди не сняли, они не считали это главным. Или наступление на красные флаги флагов кока-колы, тоже красных. Я хорошо помню, как они висели рядом — газировка и серп и молот.

Мы все корреспонденты сегодня. Если посмотреть на события последнего времени — теракты в Париже, Ницце, убийство Шеремета, все снимки и видео сняты случайными прохожими. Войну лучше всех снимают солдаты на телефон. Потому что они ближе, им не нужен допуск: боец одной рукой стреляет, другой снимает. Через прицел. Там просто потрясающие фотографии. Фотографу остаётся аналитика, если он подготовлен, если у него есть образование, которое позволяет ему работать с поиском тем, актуализировать жизнь, находить какие-то важные моменты и работать с ними через визуальные образы. Это и называется документальной фотографией — тот же репортаж, снятый на протяжении большого отрезка времени.

Я не буду никого учить фотографировать, потому что это нереально, сегодня молодые люди лучше меня делают картинку. Но вот три картинки вместе они уже сделать не могут: слова знают, а предложение сложить не в состоянии. Сейчас одна картинка вообще нигде не проходит, кроме газеты. К нам приходит много молодых людей, среди них есть известные фотографы. Например, Андрей Бойко — модный молодой фотограф, который очень рискованно снимает молодёжную среду. Спрашиваю: «Зачем пришёл?» Говорит, что упёрся в тупик, не знает, что дальше делать. У него такие способности, а знаний — ноль. И подобных примеров много. Это можно сравнить с писательским трудом: если нет мыслей, идей, получается графомания.

Сегодня время идей. Абсолютно новая для XX и XXI веков штука — арт-фотография. Мы видим художников, одним из инструментов которых является фотоаппарат. Например, очень востребован Саша Курмаз, но он фотографию переосмыслил. Как бывший граффитчик он стал использовать фотографию для провокаций в городской среде. Вместо того чтобы написать на стенке «х…», ставит какую-то порнографическую открытку или достаёт из лайтбокса рекламу и вставляет свою провокативную или даже страшную картинку, затем документирует, как на это реагируют люди. Сейчас у Саши проходит выставка в очень намоленном месте — одной из самых известных галерей мира C/OBerlin. Называется «Метод». То есть он выскочил туда, наверх, благодаря абсолютно новой фотографии.

Вообще, словосочетание «профессиональный фотограф» — смешное. Мы же не говорим «профессиональный стоматолог», «профессиональный инженер». За этим стоит образование. Пересекая границу Украины — от Польши и туда дальше, вы можете встретить словосочетание «дипломированный врач». То есть образование и мандат позволяет вам называться профессионалом. У нас этого нет.

Коммерческое поле — это услуга. Раньше это называлось коммунальными услугами, куда входили прачечные, ателье мод, фотоателье, в которых фотографировали на паспорт, делали свадебные, семейные фото. Сегодня такие люди называют себя фотохудожниками. Некоторые из них процветают, но к фотографии отношения не имеют.

Уровень коммерческих заказов очень низкий, местные заказчики сбивают прицел. Вот из тебя идеи прут, а заказчик не даст их реализовать. Он хочет, чтобы ты снял ему еду или одежду так, как у Васи. Он это видел, ему понравилось, и перечить бесполезно: тебя выгонит, другого фотографа найдёт.

В Украине появляются новые имена, их можно пересчитать по пальцам, но их и не должно быть много, учитывая среду, отсутствие процесса. Я частично живу в Берлине, у меня немецкая семья. Там 600 галерей, две академии искусств, 179 музеев, несколько из которых связано с фотографией. Это процесс. В него я включаю образование, арт-рынок, которого у нас нет.

Мы хотим запустить процесс, чтобы люди привыкли к тому, что в подарок на день рождения можно было купить авторскую фотографию. Сделали магазин 5,6 store, продаём авторскую фотографию.

Для наших фотографов выставки в Украине неважны. Они работают разве что только на имя. Ну есть у меня имя, а жить мне на что? Главная задача галереи — стать посредником между автором и покупателем. У нас выставки не работают, потому что нет продаж. Я давно говорил: если хотите быть в Украине успешным фотографом, купите пять квартир, сдавайте их и будьте фотографом. Потому что сегодня в мире трудно заработать авторской фотографией, а в Украине вообще практически невозможно.
Шахтёры
2002 год, Брянка Луганской области
Серию о шахтёрах-нелегалах я снимал год, за это время хорошо узнал, чем они живут. Эти люди никогда не видели денег. Они добывали уголь, меняли его на еду и водку, работали за пайку

Красный Луч, окраина посёлка Хрустальный
Торез
Ещё одна представительница женской шахтёрской бригады, в которую входили три человека. Они жили в бараке, одну стену которого обклеили фотообоями. Когда напивались, смотрели на этот пейзаж
Торез
Нелегальной добычей угля промышляли и женщины

Красный Луч
За углём приехал покупатель
2002 год, Брянка Луганской области
Серию о шахтёрах-нелегалах я снимал год, за это время хорошо узнал, чем они живут. Эти люди никогда не видели денег. Они добывали уголь, меняли его на еду и водку, работали за пайку
Красный Луч, окраина посёлка Хрустальный
Торез
Нелегальной добычей угля промышляли и женщины
Торез
Ещё одна представительница женской шахтёрской бригады, в которую входили три человека. Они жили в бараке, одну стену которого обклеили фотообоями. Когда напивались, смотрели на этот пейзаж
Красный Луч
За углём приехал покупатель
Подготовил Алексей Батурин