Название проекта «Победы побеждённых» связано с мыслью философа и эссеиста Вальтера Беньямина. Он писал о том, что мы читаем лишь историю, написанную победителями. Мы вживаемся в победителя, чтобы продолжить его судьбу. Выставка, над которой мы работали вместе с куратором Татьяной Кочубинской и архитектором Иваном Мельничуком, задаёт вопрос: можем ли мы услышать историю, написанную побеждёнными? Что это будет за история и останутся ли люди в ситуации побеждённых, если их голос будет услышан? Название проекта стремится перевернуть ситуацию поражения, найти в ней место для множества индивидуальных и общих побед.
Весь проект развивался на освобождённых территориях, вдоль линии разграничения. Люди не просто остались там, они продолжили работать в шахтах, где им постоянно задерживали и всё ещё задерживают зарплату. Большинство из них устояло перед соблазном услышать российскую пропаганду и пойти в военизированные батальоны. Они не захотели тратить свою жизнь на войну. Меня очень интересовало это решение — жить, как прежде, не участвовать в войне.
Словосочетание «быть побеждённым» для человека в ситуации войны оказывается неприемлемым. Тот, кто принял столько вызовов и прошёл столько испытаний, не считает себя побеждённым. Но герои моей серии фотографий не считают себя и победителями. Ведь сама идея победителя предполагает, что кто-то был побеждён, чья-то жизнь была втоптана в землю. Название «Победы побеждённых» связано с вопросом, который, как бы наивно ни звучал, мы, авторы выставки, задаём украинскому обществу: есть ли в этой войне победители и побеждённые? И если есть, кто они? Кто рассказывает нам об этой войне — победители или побеждённые?
Во время одной из дискуссий на выставке какой-то мужчина поднялся с задних рядов и сказал: «Вы показываете Донбасс через портреты шахтёров, через лица рабочих. А где же бандиты и барыги? Где все те, кто определяет жизнь в Донбассе? Вы сами не показываете нам правдивую картину, хоть и критикуете пропаганду». Есть и другие люди, которые переехали в Киев из Донбасса. Они приходят на выставку и говорят: «Да, мы видим на фотографиях заводы и рабочих. Но ведь Донбасс — это ещё и парки, и красивые места». Так и есть. Но мы говорим о том, что нам сейчас кажется наиболее значимым, определяющим наш взгляд на этот регион.
В ответ на упрёки сгодится и пример Киева. Тут можно фотографировать ухоженную Пейзажную аллею, а можно — разрушительные незаконные застройки, аварийные дома в центре города, где люди обречены на болезни и смерть, потому что дышат испарениями от прорванной канализации. В обоих случаях вы покажете Киев. Дело только в том, на чём фокусироваться, что считать «правдой».
В Донбассе меня интересовал труд, промышленность, государственные шахты. Мы забыли или даже никогда толком не знали, что такое производство в Украине и кто эти люди, которые на нём работают. Мы их совсем не знаем, мы потеряли с ними связь. Представьте, что вы вдруг потеряли связь с собственной рукой, её судьба вас не беспокоит. Много ли шансов, что такая разобщенность не закончится плачевно?