Уровень — боги
Как ученики харьковской студии Aza Nizi Maza творят мир, населённый плавающими в банке с огурцами мальчиками, канатоходцами, которых тошнит, и социально незащищёнными пиратами

Любовь Морозова

Журналист
Любовь Морозова
Журналист
Умиление и снисходительные улыбки, которыми вы привычно одариваете детские рисунки, прячьте подальше — работы учеников харьковской студии Aza Nizi Maza загонят вас в тупик, собьют с толку и не дадут притворяться. Нет, это не гении и не вундеркинды, а обычные дети, чьи фантазии материализуются в картинах, чьи глаза смотрят с автопортретов с иконографическим вниманием. Это освобождённые фантазии, а иногда и страхи, от которых художественные школы обычно заслоняются классическими портретами и натюрмортами.

Студия, название которой взято из заклинания, звучащего в фильме Феллини «8 ½» (обыгрывается слово ANIMA — к каждому слогу добавлен суффикс «za»), сама по себе волшебна. Здесь ребёнок с первого дня чувствует себя творцом, а не учеником, каждая работа создаётся по нескольку месяцев и в итоге обрастает смыслами так же интенсивно, как и слоями краски. В сентябре студии исполнилось три года. О методах работы с детьми рассказывает основатель студии Николай Коломиец.
О свободе
Я не верю в то, что если ребёнку дать полную свободу, он выдаст что-то гениальное. Даже в работах взрослых художников, которые делают ставки на безграничную импровизацию, проступает нечто ограниченное и не слишком свободное. Человеческое сознание прыгает от одного клише к другому, и в итоге побеждает тот, у кого набор этих типовых схем богаче.

Поэтому в своей мастерской я стараюсь дать детям доступ как можно к большему числу репродукций и фотоальбомов. Сама придумка может быть очень простая — «хочу зайчика нарисовать», а вот вариативность очень большая. Сначала необходим простой набросок, эскиз, а дальше, грубо говоря, мы рассматриваем тему Зайца в мировом искусстве или Заяц как персонаж поп-культуры. Из всей этой визуальной информации рождается какой-то десятый образ.

Мне очень важно, чтобы ребёнок не нарисовал точку-точку-запятую, а полюбовался блеском зайца, его отточенными ушами, тем, как эти уши розовеют в закате. Хочется показать красоту сложной пластической ситуации и остроумие самой идеи.
«Мне важно, чтобы все образы были сложными, мне не по душе упрощения. Сложность — это шаг на пути к изживанию агрессии»
Самая долгая работа
Один из основных методов студии — рисовать нужно долго, тогда первоначальный замысел обрастает смыслами.

Есть у нас студийная работа, где мужчина в камуфляже смотрит на город, над которым летит что-то вроде кометы. Для неё рисовали сотни элементов, составляли сложные композиционные комбинации. Вначале было лишь звёздное небо, а под ним — город. Но потом юный художник услышал новость о том, что над Челябинском пролетел метеорит и что-то там повредил, и тогда содержание картины трансформировалось в конфликт небесного и земного мира. Вот есть Земля, на ней работают люди, обживают её, строят города, а сверху — тёмный и непредсказуемый мир космоса, который может всё разрушить и превратить налаженный быт в хаос.
Макс Зубенко, 12 лет. «Соглядатай»
Ну а потом грянула вся эта история с Луганском, Донецком и чуть было не с Харьковом. И тогда даже дети заметили, что теперь эта картина — не про Землю и космос. И даже комета уже больше похожа на ракету. Вот тогда на переднем плане появился человек в камуфляже, наблюдающий за развитием событий.
О важности декораций
Если у ребёнка не получается придумать идею, можно начать с абстракции, в которую потом вписывается сюжет. Дети очень любят этот момент — что-то налить, поставить пятна и угадывать, на что похоже.
Макс Зубенко, 12 лет. «Подворотня»
Другой вариант — нарисовать декорацию, не думая о сюжете, а потом насыщать её персонажами и играть с ними, как в театре. Например, мальчик хотел создать стену, обрисованную граффити. Потом в этой обшарпанной стене проделали проём — арку, выводящую на освещённую улицу. Мальчик на отдельных листах прорисовал персонажей, мы их вырезали и начали разыгрывать ситуации. Нашли эффектный момент, когда два пацана заслоняют арку так, что невозможно пройти. Получилось очень стрёмно. Эта эмоция стала ключевой, и мы усилили её ещё одним персонажем — главарём, который эту работу сделал композиционно правильной, и горящим мусорным баком, оживившим картину. Получился мощный образ проходных дворов.
О самом важном
Мне кажется, самое важное в искусстве — это детали. Смыслы через них работают. Норштейн очень интересно говорил о сверхреальной точке, при помощи которой можно организовать визуальный хаос. Например, лес в «Сказке сказок» сделан с помощью линий, пятнышек, клякс. Чтобы организовать это пятно, сняли на плёнку стекающую по стеклу каплю и монтировали на этот хаос. Эта капля и была той сверхреальной точкой, которая, вспыхивая, придавала эффект совершенного правдоподобия происходящему. В то же время размытость оставляла ему таинственность и сказочность. Я тоже стараюсь научить изображать предмет самым эффектным боком к зрителю, но при этом оставляя ощущение тайны, волшебства. Мне важно, чтобы все образы были сложными, мне не по душе упрощения. Сложность — это шаг на пути к изживанию агрессии. Важно ведь не методику и технику преподавать, а усложнять мировосприятие.
«Сначала в художественной школе, потом в училище, потом в академии человеку прописывают очень примитивные правила игры, которые чем лучше он выполняет, тем выше оценка. Отношение к искусству, как к стометровке, очень плохо влияет на мозги»
Мальчик в банке с огурцами
Есть вот у нас Дан Родионов, парень с очень интересным мышлением. У него была картина — огромная банка с огурцами, в которой плавает законсервированный мальчик. Или канатоходец, который натянул канат между двумя небоскрёбами, причём на заднем плане — самый большой небоскрёб мира «Парус», и мне всё казалось, что для композиции необходимо дерево, которое не дорастает до небоскрёбов, но он категорически отказался от этой идеи, и мы, наоборот, нарастили ещё один, более высокий небоскрёб. Начали эту работу раскрашивать, он говорит: «Коля, где зелёный?» Берёт и зарисовывает этому канатоходцу лицо. Спрашиваю: «Ну почему зелёное?» Он отвечает: «Но его тошнит!» Как это понимать — я не знаю, но мне нравится привкус чего-то такого дремучего, архаичного в этих работах. Такое же послевкусие от сказок братьев Гримм.
Квадратный мир
Часто хотят рисовать героев Майнкрафта, это сейчас игра №1 в сознании детей. Одна мама сказала: «Что может быть страшнее квадратного мира!» А я подумал, что вот это ощущение мира как некоего пространства, в котором есть только углы и фактуры, это очень крутой концептуальный образ и отличная метафора. У нас есть такая практика: если берём поп-элемент, его обязательно нужно обыграть с какой-то другой стороны. И тут очень помогает важный приём — сочинение стихов. Для детей до 10 лет это вообще одна из самых эффективных техник развития смыслов. Мы начали разговаривать про этот квадратный мир, и я предложил ребятам представить, как бы они себя повели, очутись там. Стих начинался с заданной ситуации:
Я играл в Майнкрафт, и вдруг
Всё переменилось.
Существо моё в игру
Вдруг переместилось.

А дальше — осознание себя внутри этого квадратного мира, странного дурацкого пространства:
И стою я как дурак —
Всё вокруг квадратно.
Даже собственный кулак
Видеть неприятно.

Валера Даугул, 9 лет. «Майнкрафт»
Раз железный человек съел железный чебурек
Другой мальчик очень ревностно относился к железному человеку — это такой неуязвимый супергерой типа Бэтмена. Когда мы начали сочинять, пришла рифма «человек-чебурек»:
Раз железный человек
Съел железный чебурек.
Поломал железный зуб —
Очень зол он стал и груб.
Треснул дерево рукой —
Руку изогнул дугой.
Повалился на забор —
Важный поломал прибор.
В ярости он камень пнул —
В пятке дырочку проткнул.
Страшным рёвом заорал —
Челюсть медную сломал.

Ещё один мальчик, Валера, говорит, что в конце всё должно закончиться коротким замыканием. Тогда мы придумали мораль:
Ты, железный человек,
Добрым становись и кротким,
А не то закончишь век
Замыканием коротким!

После этого на рисунке появляется не супергерой, а вот этот железный человек, с ржавчиной, помятый, рука изогнулась дугой, огонёк из пятки.
Никита Немцов, 9 лет. «Железный человек»
О традиционном образовании
Беда наших учебных заведений в том, что они основываются на постоянном оценивании работ, и мотивация в этом методе — навязанная соревновательность. Сначала в художественной школе, потом в училище, потом в академии человеку прописывают очень примитивные правила игры, которые чем лучше он выполняет, тем выше оценка. Отношение к искусству, как к стометровке, очень плохо влияет на мозги.

«Ты научись, а потом твори» — совершенно ошибочный лозунг художек. Мне это кажется чудовищной глупостью, учиться нужно именно творчеству. Жизнь коротка, чтобы привыкать делать некие выпады в сторону цели, никогда её не достигая. А институт и многие художественные школы на этом построены. Это культ набросков. Отличие студии в том, что мы делаем каждую работу как законченное произведение, должен быть итог. Не важно, как ты мотивируешь ребёнка, как заинтересуешь, но произведение должно быть закончено.

Иногда бессмысленные «упражнения» дают интересный художественный эффект. Помню интересный момент, когда я шёл мимо одной харьковской школы с большими окнами и заглядывал туда. И вот вижу: дети рисуют какую-то удивительную трубу, с кучей эллипсов, из которых вырастает другая труба, а из неё — третья. И мне стало так интересно — что это за удивительная труба, проект канализации, что ли? А потом я заметил в конце зала ветку в вазе и понял, что им дали задание нарисовать её так, словно она прозрачная, чтобы видны были эти соединения. В этой странности, несоответствии ветки, задания и трубы мне почудился такой художественный образ, что я даже пришёл и нарисовал картину, где живое дерево становится сложно разветвлённой трубой.

Не имея понятия о перспективе и теории теней, ребёнок может простыми приёмами уже на первом занятии сделать хорошую работу, если правильно организовать ему процесс. Это первое соприкосновение с искусством очень важно. Когда всё в конце приобретает какой-то законченный вид, многих распирает от радости. Мне хочется, чтобы первые шаги в искусстве были замешаны на радости. А потом надо учить побеждать свою ограниченность, развиваться и выходить на максимальные возможности, работать на вырост и — да — создавать шедевры. Это и есть воспитание личности.
«Мне хочется, чтобы первые шаги в искусстве были замешаны на радости. А потом надо учить побеждать свою ограниченность, развиваться и выходить на максимальные возможности, работать на вырост и — да — создавать шедевры»
Дан Родионов, 7 лет
Маленький Коля, играя в пловцов,
Плавал в рассоле промеж огурцов.
Даже ко дну он нырял без труда,
Не замечая, что близко беда.
Всё оттого, что бабушка Коли
Жизненный смысл нашла в алкоголе.
Горечь во рту закусив огурцом,
Банку закрыла, и дело с концом.
Внука, увы, не заметив на дне,
Тут же забылась старушка во сне.
Так дети страдают от ошибок взрослых!


Один мальчик хотел поесть огурцов и случайно свалился в банку, которую ему передала бабушка. С тех пор он любит плавать в банках, ему и моря не нужно. В море-то рыбки живут, мешают плавать. А в банке спокойно, ещё и огурцы можно кушать. Поговорить с ними тоже можно, послушать, значит, истории из жизни огурцов. И в догонялки поиграть. У всех огурцов есть имена, загвоздка только в том, что это одинаковые имена. Этот мальчик иногда выныривает из банки, когда хочет навестить друзей. Но обязательно берёт с собой баночку огурцов, чтобы при случае туда нырнуть.
Дан Родионов, 7 лет

Маленький Коля, играя в пловцов,
Плавал в рассоле промеж огурцов.
Даже ко дну он нырял без труда,
Не замечая, что близко беда.
Всё оттого, что бабушка Коли
Жизненный смысл нашла в алкоголе.
Горечь во рту закусив огурцом,
Банку закрыла, и дело с концом.
Внука, увы, не заметив на дне,
Тут же забылась старушка во сне.
Так дети страдают от ошибок взрослых!

Один мальчик хотел поесть огурцов и случайно свалился в банку, которую ему передала бабушка. С тех пор он любит плавать в банках, ему и моря не нужно. В море-то рыбки живут, мешают плавать. А в банке спокойно, ещё и огурцы можно кушать. Поговорить с ними тоже можно, послушать, значит, истории из жизни огурцов. И в догонялки поиграть. У всех огурцов есть имена, загвоздка только в том, что это одинаковые имена. Этот мальчик иногда выныривает из банки, когда хочет навестить друзей. Но обязательно берёт с собой баночку огурцов, чтобы при случае туда нырнуть.
Это канатоходец. Ему ничего не страшно, а позеленел он из-за того, что его тошнит от высоты. Иногда у него кружится голова или он засыпает, и тогда падает, а на земле люди подставили острые и тонкие иголки, чтобы легче было проколоть его тело. Это испытание, на которое канатоходец добровольно согласился. Когда он падает и вот-вот уже должен дотронуться до иголок, он хватается рукой за здание и лезет вверх. Иногда он запрыгивает к кому-то в окно и стаскивает еду, а взамен оставляет денежку. Когда-то он жил в этом доме с семьёй, но ушёл от неё, потому что хотел остаться сам. Иногда он залезает к себе в окно и тогда съедает все-все припасы, а на стол кладёт записку: «Я всё съедаю, потому что я тут жил».
Это канатоходец. Ему ничего не страшно, а позеленел он из-за того, что его тошнит от высоты. Иногда у него кружится голова или он засыпает, и тогда падает, а на земле люди подставили острые и тонкие иголки, чтобы легче было проколоть его тело. Это испытание, на которое канатоходец добровольно согласился. Когда он падает и вот-вот уже должен дотронуться до иголок, он хватается рукой за здание и лезет вверх. Иногда он запрыгивает к кому-то в окно и стаскивает еду, а взамен оставляет денежку. Когда-то он жил в этом доме с семьёй, но ушёл от неё, потому что хотел остаться сам. Иногда он залезает к себе в окно и тогда съедает все-все припасы, а на стол кладёт записку: «Я всё съедаю, потому что я тут жил»..
Маша Пояркова, 8 лет
У пирата, у пирата
Невысокая зарплата,
Да и социально он
Вообще не защищён.
Для пирата взять больничный
Совершенно неприлично.
И на склоне трудных лет
Пенсионных выплат нет.
Потому идут в пираты
Только ярые фанаты.




Раньше мой герой был простым пиратом, а потом решил стать писателем. Правда, он ещё ничего не написал. Чего-то ждёт, может, музу. Борода у него такого цвета, потому что этот пират — Синяя Борода. Он был страшным модником, красил бороду в синий цвет. Впрочем, губы и ногти тоже красил. Своих жён он запирал в комнате, а потом убивал, потому что был очень злой. А погиб от рук трёх братьев своей последней жены, когда они её спасали.
Маша Пояркова, 8 лет

У пирата, у пирата
Невысокая зарплата,
Да и социально он
Вообще не защищён.
Для пирата взять больничный
Совершенно неприлично.
И на склоне трудных лет
Пенсионных выплат нет.
Потому идут в пираты
Только ярые фанаты.


Раньше мой герой был простым пиратом, а потом решил стать писателем. Правда, он ещё ничего не написал. Чего-то ждёт, может, музу. Борода у него такого цвета, потому что этот пират — Синяя Борода. Он был страшным модником, красил бороду в синий цвет. Впрочем, губы и ногти тоже красил. Своих жён он запирал в комнате, а потом убивал, потому что был очень злой. А погиб от рук трёх братьев своей последней жены, когда они её спасали.
Аня Гребенюк, 7 лет
Вначале я рисовала свой автопортрет — поставила перед собой маленькое зеркало и срисовывала. А потом он превратился в изображение русалки. У всех русалок должен быть хвост и чубчик. Вот у меня тоже чубчик есть, значит, я могу быть русалкой. И у моей подруги, но она, честно говоря, может быть не только русалкой, но и лешим.

В волосах у русалки — водоросли и улитки, которые там живут. Они все из одной семьи — папа, братик, младшая и старшая сестра. Младшая выше всех, потому что она выспалась, а старшая всю ночь уроки делала. А папа вообще смотрел телевизор. Но в целом они все счастливы.

Русалка смотрит на паука, а стрелочка — чтобы было понятно, на что она смотрит. Я люблю пауков, они милашки, и мне совсем не страшно. Через неделю мы купим мне морскую свинку, и я её тоже нарисую — точно так же, на паутинке. Она будет свисать, а другая тётя будет на неё смотреть и улыбаться. Видите, какая у неё улыбка? Она её долго тренировала. Стояла перед зеркалом и улыбалась сама себе.

Обычно я не знаю, какие у моих героев характеры. Надо бы спросить, но не знаю как. Но вот про эту точно могу сказать, что она ревнивая, — лицо такое, знаете ли, ревнивое. А нос длинный из-за того, что она хочет в него засунуть змею. Все русалки ковыряются в носу своими змеями, не только моя, вы разве не знаете?
«Паук и Дама»
Вот ситуация: паук и дама —
Сто раз поэтами воспета эта драма.
Исход её обычно предсказуем —
Паук до смерти тапкой наказуем.
Нашатырём приводят даму в чувство.
Вот на таких сюжетах строится искусство.
Аня Гребенюк, 7 лет

Вначале я рисовала свой автопортрет — поставила перед собой маленькое зеркало и срисовывала. А потом он превратился в изображение русалки. У всех русалок должен быть хвост и чубчик. Вот у меня тоже чубчик есть, значит, я могу быть русалкой. И у моей подруги, но она, честно говоря, может быть не только русалкой, но и лешим.

В волосах у русалки — водоросли и улитки, которые там живут. Они все из одной семьи — папа, братик, младшая и старшая сестра. Младшая выше всех, потому что она выспалась, а старшая всю ночь уроки делала. А папа вообще смотрел телевизор. Но в целом они все счастливы.

Русалка смотрит на паука, а стрелочка — чтобы было понятно, на что она смотрит. Я люблю пауков, они милашки, и мне совсем не страшно. Через неделю мы купим мне морскую свинку, и я её тоже нарисую — точно так же, на паутинке. Она будет свисать, а другая тётя будет на неё смотреть и улыбаться. Видите, какая у неё улыбка? Она её долго тренировала. Стояла перед зеркалом и улыбалась сама себе.

Обычно я не знаю, какие у моих героев характеры. Надо бы спросить, но не знаю как. Но вот про эту точно могу сказать, что она ревнивая, — лицо такое, знаете ли, ревнивое. А нос длинный из-за того, что она хочет в него засунуть змею. Все русалки ковыряются в носу своими змеями, не только моя, вы разве не знаете?
«Паук и Дама»

Вот ситуация: паук и дама —
Сто раз поэтами воспета эта драма.
Исход её обычно предсказуем —
Паук до смерти тапкой наказуем.
Нашатырём приводят даму в чувство.
Вот на таких сюжетах строится искусство.

Ира Тронь, 8 лет
Это девочка со своей любимой рыбой. Она нашла её лежащей на песке у моря, вынянчила и запустила в аквариум. В аквариуме рыба росла так долго, как и должна расти каждая маленькая рыба. Ей лет пять, маленькая ещё. Девочка ходит со своей рыбой на прогулки и даже отпускает в море, а рыба потом возвращается, и её снова запускают в аквариум.

Эта девочка раньше плавала на корабле с Джеком-воробьём и своими ленточками ловила рыбу. Но потом ей надоело быть пиратом, и она пошла в школу. В школе девочка научилась разговаривать со своей рыбой на её языке. Рыба выпускает столько пузырьков, сколько букв в одном слове, и девочка по количеству пузырьков его угадывает. А когда она сама хочет что-то сказать рыбе, то рисует пузырьки на записке и прикладывает к стеклу аквариума. Я тоже знаю эту азбуку и могу передать привет — это шесть пузырьков.
Ира Тронь, 8 лет

Это девочка со своей любимой рыбой. Она нашла её лежащей на песке у моря, вынянчила и запустила в аквариум. В аквариуме рыба росла так долго, как и должна расти каждая маленькая рыба. Ей лет пять, маленькая ещё. Девочка ходит со своей рыбой на прогулки и даже отпускает в море, а рыба потом возвращается, и её снова запускают в аквариум.

Эта девочка раньше плавала на корабле с Джеком-воробьём и своими ленточками ловила рыбу. Но потом ей надоело быть пиратом, и она пошла в школу. В школе девочка научилась разговаривать со своей рыбой на её языке. Рыба выпускает столько пузырьков, сколько букв в одном слове, и девочка по количеству пузырьков его угадывает. А когда она сама хочет что-то сказать рыбе, то рисует пузырьки на записке и прикладывает к стеклу аквариума. Я тоже знаю эту азбуку и могу передать привет — это шесть пузырьков.
Данил Шушляков, 13 лет
Это рассказ об эволюции человека. Обезьяна взяла косточку, подумала, посмотрела на неё, и в этот момент у неё появилась первая здравая мысль. Что интересного с ней можно сделать? Можно драться, колоть орехи, да много всего. И обезьяна, подумав так, ужасно обрадовалась, подбросила косточку в воздух, она полетела и полностью растворилась. Это не я придумал, это отсылка к одному фильму. А мальчик на другом рисунке поймал. Поймал — и сразу понял, какими были его предки. Всё-таки они были обезьянами. Я бы тоже хотел поймать такую косточку, потому что это очень сильная вещь, как письмо в бутылке. Я никогда не бросал, но хотел бы бросить. Обезьяна — символ прошлого, а мальчик — символ настоящего, новое поколение и новая косточка. Хотя не обязательно кость. Мальчик может запустить в космос послания внутри воздушных шариков, которые не будут лопаться. Напишет о том, куда зашла цивилизация, в какие настольные игры мы играем, про интернет, про дружбу… Обязательно про дружбу, потому что это самое главное.
Данил Шушляков, 13 лет

Это рассказ об эволюции человека. Обезьяна взяла косточку, подумала, посмотрела на неё, и в этот момент у неё появилась первая здравая мысль. Что интересного с ней можно сделать? Можно драться, колоть орехи, да много всего. И обезьяна, подумав так, ужасно обрадовалась, подбросила косточку в воздух, она полетела и полностью растворилась. Это не я придумал, это отсылка к одному фильму. А мальчик на другом рисунке поймал. Поймал — и сразу понял, какими были его предки. Всё-таки они были обезьянами. Я бы тоже хотел поймать такую косточку, потому что это очень сильная вещь, как письмо в бутылке. Я никогда не бросал, но хотел бы бросить. Обезьяна — символ прошлого, а мальчик — символ настоящего, новое поколение и новая косточка. Хотя не обязательно кость. Мальчик может запустить в космос послания внутри воздушных шариков, которые не будут лопаться. Напишет о том, куда зашла цивилизация, в какие настольные игры мы играем, про интернет, про дружбу… Обязательно про дружбу, потому что это самое главное.
Олеся Макарова, 8 лет.
«Грибной бог»
Это что за ерунда
Красная, стоглазая?
Я нашёл её когда,
По опушке лазая,
Заглянул под дикий куст,
Кажется, смородины:
Испугался, я боюсь
Этакой уродины.
Отдышался, говорю:
Что же ты такое?
Я — рождённое в раю
Божество грибное.
Олеся Макарова, 8 лет. «Грибной бог»

Это что за ерунда
Красная, стоглазая?
Я нашёл её когда,
По опушке лазая,
Заглянул под дикий куст,
Кажется, смородины:
Испугался, я боюсь
Этакой уродины.
Отдышался, говорю:
Что же ты такое?
Я — рождённое в раю
Божество грибное.

Макс Зубенко. 12 лет. «Малевич»
Вот Малевич Казимир,
Знаменитый на весь мир
Тем, что много раз подряд
Перекрашивал квадрат.
Красный, жёлтый, голубой —
Не подходит цвет такой.
Золотистый и бордо —
Всё не так и всё не то.
И ужасно разозлившись,
Чёрным всё замалевав,
Вдруг, лицом преобразившись,
Словно истину познал,
Закричал: «О, как я рад!
Чёрным должен быть квадрат!»
Макс Зубенко. 12 лет. «Малевич»

Вот Малевич Казимир,
Знаменитый на весь мир
Тем, что много раз подряд
Перекрашивал квадрат.
Красный, жёлтый, голубой —
Не подходит цвет такой.
Золотистый и бордо —
Всё не так и всё не то.
И ужасно разозлившись,
Чёрным всё замалевав,
Вдруг, лицом преобразившись,
Словно истину познал,
Закричал: «О, как я рад!
Чёрным должен быть квадрат!»

Ярик Серый, 8 лет. «Горлум»
Над кольцом согнувшись Горлум
Говорит осипшим горлом
В то кольцо глазами вперясь:
— Моя прелесть, моя прелесть.

Этот Горлум — странный парень,
Безобразен и бездарен,
Морщит жалкое лицо.
Что ты сделало, кольцо!
Ярик Серый, 8 лет. «Горлум»

Над кольцом согнувшись Горлум
Говорит осипшим горлом
В то кольцо глазами вперясь:
— Моя прелесть, моя прелесть.

Этот Горлум — странный парень,
Безобразен и бездарен,
Морщит жалкое лицо.
Что ты сделало, кольцо!

Яся Шепетина, 9 лет. «Ганеша»
Вот великий бог Ганеша.
— Ты узнал его?
— Канеша!
У него слоновья морда,
Длинным хоботом своим
Он помахивает гордо,
зная, что неотразим.
Яся Бондарчук, 9 лет. «Ганеша»

Вот великий бог Ганеша.
— Ты узнал его?
— Канеша!
У него слоновья морда,
Длинным хоботом своим
Он помахивает гордо,
зная, что неотразим.

Настя Коломиец, 11 лет.
«Девочка и ангел»
Если душа болит,
Глупеньким сказкам не верь.
К тебе не придёт Айболит.
Ты ведь, мой милый, не зверь.
Настя Коломиец, 11 лет. «Девочка и ангел»

Если душа болит,
Глупеньким сказкам не верь.
К тебе не придёт Айболит.
Ты ведь, мой милый, не зверь.