Беда наших учебных заведений в том, что они основываются на постоянном оценивании работ, и мотивация в этом методе — навязанная соревновательность. Сначала в художественной школе, потом в училище, потом в академии человеку прописывают очень примитивные правила игры, которые чем лучше он выполняет, тем выше оценка. Отношение к искусству, как к стометровке, очень плохо влияет на мозги.
«Ты научись, а потом твори» — совершенно ошибочный лозунг художек. Мне это кажется чудовищной глупостью, учиться нужно именно творчеству. Жизнь коротка, чтобы привыкать делать некие выпады в сторону цели, никогда её не достигая. А институт и многие художественные школы на этом построены. Это культ набросков. Отличие студии в том, что мы делаем каждую работу как законченное произведение, должен быть итог. Не важно, как ты мотивируешь ребёнка, как заинтересуешь, но произведение должно быть закончено.
Иногда бессмысленные «упражнения» дают интересный художественный эффект. Помню интересный момент, когда я шёл мимо одной харьковской школы с большими окнами и заглядывал туда. И вот вижу: дети рисуют какую-то удивительную трубу, с кучей эллипсов, из которых вырастает другая труба, а из неё — третья. И мне стало так интересно — что это за удивительная труба, проект канализации, что ли? А потом я заметил в конце зала ветку в вазе и понял, что им дали задание нарисовать её так, словно она прозрачная, чтобы видны были эти соединения. В этой странности, несоответствии ветки, задания и трубы мне почудился такой художественный образ, что я даже пришёл и нарисовал картину, где живое дерево становится сложно разветвлённой трубой.
Не имея понятия о перспективе и теории теней, ребёнок может простыми приёмами уже на первом занятии сделать хорошую работу, если правильно организовать ему процесс. Это первое соприкосновение с искусством очень важно. Когда всё в конце приобретает какой-то законченный вид, многих распирает от радости. Мне хочется, чтобы первые шаги в искусстве были замешаны на радости. А потом надо учить побеждать свою ограниченность, развиваться и выходить на максимальные возможности, работать на вырост и — да — создавать шедевры. Это и есть воспитание личности.