Пианист без рояля напоминает самолёт, который рулит по полосе до взлёта или после посадки. Громоздкий, с нелепыми на земле крыльями, с трудом вписывающийся в повороты разметки. И так до момента отрыва, когда всё, что казалось лишним, оказывается главным.
Об этом думаешь, глядя на Алексея Гринюка. Невысокий, походка «уточкой». Гринюк — пианист, бывший киевлянин, больше двадцати лет живёт в Лондоне, выступает по всему миру. Минувшим летом накануне выступления, где Тина исполняла фортепианный концерт Грига, ей повезло взять несколько мастер-классов у Алексея.
Дождавшись окончания занятия в Киевском музыкальном училище имени Глиэра, спрашиваю у него о Тине, о том, как удаётся пианистке с опытом 11-летнего ребёнка играть Бетховена, Листа, Грига, Шопена, Рахманинова, о том, куда, взрослея, исчезают вундеркинды.
Он говорит, что дар Тины мощнее, чем у всех, с кем ему приходилось работать прежде. Что сейчас главное для неё — не частить, не переборщить с выступлениями. Фальстарт в музыке погубил немало талантов. Всё, что ей сейчас нужно, — не изнурительный труд на репетициях и концертах, а расширение репертуара, общение и путешествия.
Ещё он говорит о том, что у детей-музыкантов есть важное преимущество перед взрослыми. Непосредственное восприятие мира заменяет им опыт, часто ложный. Взрослея, человек начинает думать, что его представления о жизни и есть сама жизнь, которую можно расписать как по нотам, внести в бизнес-план и проконтролировать исполнение каждого из пунктов.
Гринюк знает, о чём говорит. Несколько лет назад с ним произошло несчастье. Падение с шестого этажа, перелом позвоночника, одна операция за другой. Первая мысль после того как он приходит в себя — сможет ли играть? Шесть месяцев спустя, несмотря на протесты врачей, он выходит на костылях на сцену и играет концерт Рахманинова.
Тогда он учился делать первые шаги. Сейчас делать их учится Наташа.
Когда она рассказывает о муже, переходит на украинский — автоматически. А когда у неё спрашиваешь о каком-то событии, привязанном к календарю, до сих пор начинает отсчёт с того дня: «Так, Гена умер 3 мая...»
Стоя на балконе ирпенской многоэтажки с видом на строительную площадку и перекрикивая шум экскаваторов, мы разговариваем о Крыме. О том Крыме, по которому она до сих пор скучает, и о море, которое ей всё ещё снится. Она вспоминает, как в детстве на месяц ездила с мамой в Ленинград. И помнит возвращение домой. Как ихтиандр, она не могла дождаться, когда вернётся в Черноморское, бросит вещи и побежит к морю.
Конечно, она скучает. И, конечно, понимает, что отняли у её детей. Но, отвечая на вопрос, хочет ли, чтобы Крым вернулся, надолго задумывается. Наконец, говорит: «Для меня до сих пор загадка, как люди, настолько не любившие Украину, могли жить здесь, рожать и воспитывать детей, ходить в магазины, работать, стареть, умирать и передавать из поколения в поколение эту нелюбовь. Почему они предпочли жить в ненависти вместо того, чтобы уехать в Россию в 91-м или раньше?»
Помнит она и о других людях. Этим летом её подруга-переселенка, которая тоже сейчас живёт с семьёй в Ирпене, ездила с маленьким сыном в Крым. Гуляя по ялтинской набережной, пятилетний малыш бегал и играл в «киевское метро»: «Обережно, двері зачиняються, наступна зупинка — метро «Хрещатик». К ним подошла немолодая женщина и со слезами сказала: «Поцілуйте від мене рідну землю…»
Я спрашиваю Наташу, что изменилось в ней самой за два года.
«Мне теперь не страшно говорить правду, — отвечает она. — Но вообще я сейчас мало говорю. Мне нравятся люди, которые мало говорят. Раньше для меня было важно мнение окружающих. Сейчас всё равно, что обо мне думают. Раньше у меня был такой ритм, что руки некогда было помыть после туалета. Сейчас стараюсь жить медленно. Замечать жизнь вокруг себя. Гена, мне кажется, всегда так жил. Он никуда не торопился».