Дорога к Марсу

Настоящих буйных мало

Владимир Хомяков
Журналист
ДОРОГА К МАРСУ

НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО

Владимир Хомяков
Журналист
В сентябре на Международной конференции по астронавтике в мексиканской Гвадалахаре основатель Space X Илон Маск рассказал, как его компания будет колонизировать Марс. Пока речь шла о полётах Falcon 9 и будущем запуске построенной из трёх таких ракет Falcon Heavy, аудитория внимала молча. Когда Маск заявил, что первый беспилотный корабль Dragon 2 отправится к Красной планете в 2018 году — раздались недоверчивые смешки. Они переросли в ропот — «это билет в один конец!» — после анонса первого пилотируемого полёта к Марсу, назначенного на 2025 год.

Но Маску этого было явно мало. Владелец Space X продолжал рассказывать о планах по производству метана для ракет из марсианской воды и CO2; о 10 000 межпланетных рейсов в ближайшие 70−100 лет; о возможности возвратиться на Землю и падении стоимости визита на соседнюю планету с нынешних $ 10 000 000 000 до $ 100 000. И даже о начале терраформирования Марса уже в нынешнем столетии — последнее заявление «доконало» аудиторию, присутствовавшие в зале учёные едва ли не через одного крутили пальцем у виска. И совершенно зря.
В 2002-м в только что созданной компании Илона Маска работало полтора десятка гиков — и после объявления планов по освоению космических полётов маститые учёные тоже крутили пальцем у виска. Но уже в 2009 Falcon 1 компании Маска вывел на орбиту первый коммерческий спутник, в 2012-м космический корабль Dragon состыковался с МКС, а в 2015-м первая ступень Falcon 9 v1.2 вернулась к месту запуска и удачно приземлилась.

Всего за десять лет частной компании удалось то, над чем безуспешно на протяжении полувека трудились десятки тысяч учёных в CША и СССР. Она научилась возвращать на Землю целыми ракеты стоимостью в сотни миллионов долларов каждая, которые раньше сгорали в твёрдых слоях атмосферы, делая космические полёты заоблачно дорогими.

Сегодня американские компании Boeing и Lockheed Martin, точнее, их совместное предприятие United Launch Alliance, берёт с NASA за один пуск $380 млн. То же самое в исполнении Space X обходится налогоплательщикам в $133 млн, а пуски для коммерческих клиентов — без особых требований NASA — компания проводит за $60 млн. Просто потому, что Space X не отягощена цепочками посредников, раздувающих цены, не паразитирует на госзаказе и не руководствуется в разработках принципом «делаем как все».

И ещё. Спустя месяц, уже на онлайн-форуме Reddit, Илон Маск почти всю ночь отвечал на въедливые вопросы пользователей по поводу своей Межпланетной транспортной системы. Как оказалось, большинство из упомянутого в презентации или теоретически возможно, или исследовано, или уже работает. Воды и CO2 на Марсе в избытке, реакция Сабатье (метан из диоксида углерода и водорода) существует, метановый двигатель Raptor Space X проходит испытания, ракеты возвращаются, космический челнок Dragon научился летать в космос и благополучно приземляться.

В общем, из всего изложенного на презентации самым невероятным выглядит: а) терраформирование Красной планеты; б) аккумулирование сотен миллиардов, необходимых для программы. Причём поиски финансирования будут едва ли не сложнее растапливания полярных шапок и запуска на Марсе фреоновых фабрик.

Всё это так. Но не забывайте, что полтора десятка лет тому назад Маска точно так же, как и сейчас, считали сумасшедшим.
«Нет ничего особо дорогого в ракетах. Просто те, кто их строил и обслуживал в прошлом, делали это ужасно неэффективно»

Илон Маск
«Нет ничего особо дорогого в ракетах. Просто те, кто их строил и обслуживал в прошлом, делали это ужасно неэффективно»

Илон Маск
Марсианская хроника
Как собирается осваивать Красную планету компания Space X Илона Маска
2016–2017
Доработка и первый запуск Falcon Heavy — сверхтяжёлой ракеты, построенной на основе действующей Falcon 9 и двух её первых ступеней, которые используются в качестве бустеров-ускорителей (третья справа). Носитель позволяет вывести на орбиту 54,4 тонны груза. Для сравнения: самый грузоподъёмный в истории космонавтики Space Shuttle позволял вывести на орбиту 24 тонны. При этом все три первые ступени многоразовые.
Falcon Heavy
2016–2017
Окончание испытаний ракетного двигателя Raptor для вывода на орбиту сверхтяжёлых ракет проекта Interplanetary Transport System (ITS), работающего не на керосине, а на метане и кислороде (CH4 и O2 в соотношении 3 к 8). При тех же габаритах, что и Merlin-1D, на сегодняшних Falcon'ах он выдаёт в три раза больше тяги.
2016–2018
Испытания и доработка межпланетного космического корабля Dragon 2, предназначенного для беспилотных полётов на Луну и Марс. Dragon 2, оснащённый восемью двигателями, способен планировать в плотной атмосфере Земли и разряженной атмосфере Марса, а также использовать парашюты и ракетные двигатели для мягкой посадки.
Как устроен Dragon — инфографика от SpaceX
2016–2019
Разработка сверхтяжёлой ракеты для полётов на Марс. Проект под кодовым названием BFR представляет собой увеличенный Falcon 9 грузоподъём­ностью 450 тонн, и тоже возвращаемый. Первая ступень оснащена 42 двигателями Raptor. Масса на старте — 10 500 тонн.
2016–2019
Первые пуски и тестирование BFR. Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных: диаметр — 12 метров, высота — 122 метра (вместе с головной частью — межпланетным кораблём). Для возвращения первой ступени на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около 7% всего топлива первой ступени. Использовать её предполагается 12–15 раз.




2018
Первое «окно запуска на Марс», когда Красная планета приблизится к Земле на расстояние в 55 млн км, будет использовано для отправки первого беспилотного корабля в рамках программы Red Dragon missions — для изучения марсианских условий и отработки технологии мягкой посадки.

2018–2022
Подготовка следующих беспилотных миссий Red Dragon, в ходе которых на Марс доставляются материалы для поселенцев.
2019–2021
Тестирование нового межпланетного корабля — пилотируемой капсулы диаметром 17 метров, высотой 50 метров и грузоподъёмностью 450 тонн (вместе с топливом). Шесть его двигателей работают в космосе, три — в атмосфере.
2020–2022
Орбитальные испытания сверхтяжёлого ракетоносителя BFR и межпланетного корабля — крупнейшей космической системы, созданной человеком. Через 20 минут после старта носителя с кораблём последний выйдет на орбиту Земли, а первая ступень вернётся «своим ходом» на космодром.
2020
Второе «окно запуска на Марс» и второй пуск в рамках Red Dragon missions спустя 26 месяцев. В полёт должны отправиться первые партии оборудования для будущих миссий как минимум на двух кораблях.
Около 2021
Первая дозаправка на орбите. После вывода межпланетного корабля первая ступень вернётся на космодром, где на неё установят топливный танкер. Он также выйдет на орбиту, состыкуется с уже находящимся там кораблём и заправит его топливом. После чего вернётся на Землю для повторного использования — всего до 100 раз. Корабль будет готов для полёта на Марс, который займёт 3–5 месяцев.




2022
Третье «окно запуска на Марс». К Красной планете отправится флотилия беспилотных кораблей со всем необходимым для организации «марсианской колонии».


2025
Четвёртое «окно запуска». К Марсу отправляется первый пилотируемый корабль — до 10 человек экипажа и около 300 тонн запасов для первых колонистов. Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold — взято из книги «Автостопом по Галактике».
2025–2027
Организация марсианской колонии, поиски запасов воды для добычи кислорода и водорода, необходимого для производства метана для обратных полётов на Землю.
2027
Пятое «окно запуска». К Марсу отправляется экспедиция из 100 землян, а также флотилия беспилотников с оборудованием, необходимым для строительства стационарного поселения Mars Base Alpha — с энергетической установкой и заводом для производства топлива.
2027–2070
Полёты к Марсу будут осуществляться каждые два года в период максимального сближения. Между планетами будет курсировать целый флот «космических автобусов» вместимостью 100 (а затем и 200) человек. Путешествие в одну сторону будет занимать не более 150 суток, стоимость доставки полезного груза составит $140 тыс. за тонну. Численность марсианской колонии должна достичь миллиона поселенцев примерно после 5000 полётов.



Фото: spacex.com, reddit.com, flickr.com, Getty Im, imgur.com, factualfiction.com