Наша цель — оцифровка памятников архитектуры и культурного наследия, создание базы данных по зданиям, с разбивкой на каждый элемент, чтобы всё хранилось на облачном сервисе и это можно было использовать при реставрации и реконструкции.
Научными исследованиями мы занимаемся вместе с Институтом кибернетики НАН Украины, используя в работе их суперкомпьютер. С его помощью мы сможем обрабатывать и превращать колоссальные объемы фотографий в 3D модели, создавать саморастущую 3D модель городов Украины.
Мы работаем с геодезистами, архитекторами, урбанистами, чтобы понять, какие существуют международные нормы в создании цифровых паспортов фасадов. Имея цифровые паспорта фасадов, вы можете взять любую модель декора, распечатать на 3D-принтере её мастер-модель и отдать скульпторам на тиражирование, сохраняя идеальную точность оригинала.
Хотим мы или не хотим, но цифровые методы придут. Раньше не использовали ксерокс, а кальки перерисовывали руками. Почему пришёл ксерокс — потому что это технологический прогресс, это даёт возможность сделать больший объём работы дешевле и за меньшее время. И сейчас кальки существуют, и это всех устраивает, но если увидят, что цифровые методы сокращают расходы, возможно, мы сможем сделать шаг вперёд, к современным технологиям.
У нас есть компании, которые профессионально занимаются лазерным сканированием в области геодезии. Лазерный сканер — это самая точная штука, она, как лазерная рулетка на стероидах, берёт миллионы точек, создавая очень точное их облако. Самое прекрасное, что фотограмметрия и лазер дают наиболее точный материал, как в геометрическом плане, так и в текстурном. Получаются живые здания с фотографической точностью передачи. Есть ещё BIM-системы. Это интеллектуальное моделирование, когда на 3D-модели здания виден не только фасад, но и вентиляция, трубы, электричество. В BIM-системе все объекты взаимосвязаны. Если вы убираете один из них, BIM-система пересчитывает планы, сметы.
Какая у нас проблема? Всё стоит в запустении, а реставрировать все здания очень дорого. У нас, например, в Одессе, больше чем в Киеве, гипсовых зданий. Они сделаны из камыша и гипса, но с помпезными и классными скульптурами. А гипс быстро разрушается. Есть ещё проблема крыш, которые текут. Чтобы этот фасад постоянно ремонтировать, необходимо иметь мастер-модели декора. При советской власти все они хранились централизованно, где-то на чердаках, но СССР ушёл, и вместе с ним в суете утратилось много чего. В советские время реставрировали тысячелетним методом формовки, используя резину и гипс. При каждой такой формовке затирались швы, терялась точность, а чтобы её восстановить, нужно время, которого у мастеров обычно всегда немного. В случае 3D-сканирования, если говорить про лазерное или оптическое, мы можем достигать точности до микрона. И брать на этапе облака одну модель, вторую, третью, смешивать эти облака вместе, получать одно целое в виде геометрии. Рентабельнее сделать современным методом и материалами на 70 лет, чем древним методом на 10–20 лет.
Такие модели сегодня позволят создать реконструкцию зданий, которые уже исчезли, то есть, условно говоря, провести историческую реконструкцию. По фотографиям и видео мы хотим создать часть метавселенной, которая будет хранить образы из прошлого, пока есть интернет. Чем больше усилий мы приложим, тем убедительнее она будет выглядеть в виртуальной реальности. То есть это скорее реконструкция прошлого для будущего поколения. Такой метод применяется в Польше, там восстановили в виртуальной реальности городок, который во времена Второй мировой войны был уничтожен. Сейчас благодаря технологии виртуальной реальности там можно пройтись, увидеть персонажей из прошлого. По сути, оказаться
в живом довоенном городе.
Историю можно изучать, путешествуя в прошлое. Представь, что можешь зайти в ресторан столетней давности, услышать музыку тех времён, увидеть одесского Костю-моряка с морячкой Соней или Мишку Япончика со своими бандюками, которые едят рыбу и пьют пиво. Одеваешь наушники и вообще выпадаешь из этого мира, потому что там и качество картинки лучше, и звук можно делать 3D. Такие путешествия в прошлое возможны сегодня. По сути, мы строим машину времени.