Вы часто входите в состав жюри международных конкурсов, в частности World Press Photo. Отслеживаете модные тенденции в фотографии? Что сейчас чаще всего снимают?
— Модно делать фотографии про себя. Не обязательно селфи, речь о снимках, на которых запечатлены личные переживания. Вместо того чтобы поехать в Чернобыль и снимать людей оттуда, люди фотографируют себя — что мы думаем или переживаем из-за Чернобыля. Или, например, человек решил показать отношения с отцом, а вместо отца фотографирует только себя. Или если у вас, к примеру, проблемы с психикой, можно сфотографировать физические проявления психического расстройства. Модное веяние — порезал себе вены и щёлкнул это дело на камеру. Иногда это нормально выглядит, но в некоторых случаях видно, что автор снимка не понимает — у фотографии тоже есть своя аудитория. Точка. Если ты фотографию никому не адресуешь, в чём тогда её смысл?
На вашей фотографии, которая победила на World Press Photo, запечатлён уроженец Чернобыля Виктор. В одном интервью вы сказали, что если бы родились в Чернобыле, были бы как герой снимка, а если бы он родился в Канаде, то был бы как вы.
— Возможно, я переборщил тогда с этой фразой. Виктор стал бы алкоголиком, где бы ни родился. Хотя он — хороший пример жертвы обстоятельств. Так выглядит человек, который родился и живёт в Чернобыле. Это место определило его бытование — ни работы, ни денег, ни перспектив.
Вы часто бываете в Чернобыле, почему?
— Там спокойно. Я люблю фотографировать простые вещи, не ищу трагедии, наверное, поэтому люблю ездить в Чернобыль. Когда говоришь «Чернобыль», люди напрягаются, хотя там нет трагедии, просто жизнь.
Если говорить о призвании фотографа, можете сказать, какая черта в вашем случае является определяющей?
— Мне кажется, я от природы очень любопытен — это слово хорошо передаёт мою сущность. И это забавно, потому что в обычной жизни меня не очень интересуют люди. Не то, чтобы я их ненавидел, просто мне некомфортно с ними, я стеснительный, люблю одиночество. Но как только в руки попадает камера — всё меняется.
В детстве родители называли меня мечтателем. Я мог сидеть часами и размышлять о том, как было бы хорошо уехать из родительского дома. Дело в том, что моя мама развелась с папой, когда мне было восемь лет. Она вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила до моих 22 лет. Это был ужасный человек, один из самых худших людей в истории человечества, он меня ненавидел. И побег был одним из способов избавиться от чувства опасности. В детстве я всегда был начеку, как бы поджидал момент. Я до сих пор всё время начеку, наверное, поэтому мне нравится фотографировать людей в неожиданные моменты, неприглядные, неудобные. Тогда виден характер, становится ясно главное про человека.