Здание на Круглоуниверситетской улице, где размещалась администрация Киевресторантреста, в XIX веке какой-то купец строил под богоугодное заведение — пансион для старушек. Пережив войны и революции, дом одряхлел. Когда началась приватизация, коллектив треста приватизировал здание и решил открыть в нём ресторан «Деловые встречи», оформив отдельные кабинеты, — большую перепланировку ветхое строение не выдержало бы.
«Думаю, я тогда ухватил жар-птицу за хвост, — улыбается Фельдман. — Идея ресторана подразумевала клуб для конфиденциальных встреч. 90-е годы были жёстким временем, тогда правили криминальные элементы, которые проводили много времени в ресторанах. Тогда все следили друг за другом: ну как прокурор может прийти в ресторан с бизнесменом? Сразу возникнут вопросы. А ко мне ходили, потому что все десять кабинетов были отдельными маленькими банкетными зальчиками от 6–8 до 20 мест, где можно было провести конфиденциальную беседу».
Каждый участник клуба может попасть в него круглосуточно. Заказы принимал лично Фельдман. Мест было мало, а членов клуба — около 300 человек. Чтобы они не пересекались друг с другом, их просили приехать в определённое время: если кто-то сделал заказ на 18:00, следующий принимали на 18:30, затем на 19:00 и так далее. К тому же охрана ресторана надевала на номера автомобилей мешки, чтобы никто не мог определить их владельцев.
Дела Фельдмана шли в гору. Члены клуба очень дорожили заведением, считая его своим личным, поэтому уважали установленные правила. Однако спустя несколько лет пришлось переезжать. Здание клуба выкупили застройщики, снесли и построили на его месте несколько многоэтажных домов. А коллектив перебрался в помещение ресторана «Винничанка» на улице Заболотного на окраине Киева, сменив название и профиль — так появился ресторан «Будьмо!».
С «Винничанкой» связана история, характеризующая нравы 90-х. Её директор готовила приватизацию предприятия, когда на неё наехала местная бригада с предложением, от которого было трудно отказаться, потребовав после приватизации отдать ресторан им. Директор обратилась за помощью к Фельдману, предложив объяснить бандитам, что он и является владельцем. «Моя фамилия тогда была известна и в криминальных кругах, потому что все бригады города бывали в ресторанах. Я обратился к руководителю одной из таких бригад, который считался в Киеве лидером номер один. Он угомонил теремковских, сказал, чтобы меня не трогали».
Как стать успешным ресторатором?
— Все преуспевающие рестораторы владеют искусством заводить и поддерживать связи. Без них будет трудно найти клиентов. У меня в клубе 300 человек, это мои клиенты, которые надеются, что я их привечу, обласкаю. Не я, так метрдотели, которые знают всех членов клуба. А знаете, когда приходишь с каким-то человеком, а тебе официант говорит: «Уважаемый Николай Николаевич», ваше реноме, престиж растёт в глазах вашего гостя. Сейчас в Киеве 2 тысячи ресторанов, но даже в период бездефицитности мест хочется идти к знакомому. Так уж устроен наш человек, он всегда желает, чтобы ему сделали что-то по блату.
Сейчас понятие «ресторан» несколько размыто: так называют и пафосное заведение со швейцаром на входе, и фастфуд, где нет официантов. Дайте своё определение, что это такое.
— Я бы ресторан сравнил с театральным действием, где шеф-повар выходит в зал в белоснежном колпаке, чтобы узнать мнение о его блюдах, где официанты — это актёры, а метрдотели — режиссёры, и всё это составляет единый ансамбль, — произносит Фельдман после долгой паузы и ещё раз говорит о том, насколько важно уделять внимание гостю. В пример приводит традиции столетней давности. До революции в Москве был большой ресторан «Яр» на 800 мест, его владелец, купец Серебряков, лично встречал каждого гостя, поднося на хрустальном подносе рюмку водки. Такого обращения больше не встретишь, зато теперь в столице есть заведения на любой вкус.