клюнуть и растереть
Яркий образ
В подборке Фокуса — несколько примеров использования образа петуха в изобразительном искусстве: гордого, сексуального, загадочного, недалёкого, умного, кровожадного, доброго и зловещего
Алексей Батурин
Журналист
По китайскому календарю 2017-й — год Петуха. Китайцы заметили у петуха массу добродетелей, однако художники всего мира не раз подчёркивали своими работами, что петух — создание крайне противоречивое. Образ яркой птицы привлекал как мастеров, чьи шедевры украшают коллекции знаменитых музеев, так и любителей, к которым можно отнести Карлсона, который живёт на крыше. Пусть он и называл себя лучшим в мире рисовальщиком петухов, ему удалось изобразить лишь «красненькую петухообразную козявку». Впрочем, с помощью сильного образа Карлсон сумел добиться главного — эмоций: картина «Очень одинокий петух» получилась столь прекрасной и печальной, что у автора при взгляде на неё поднималась температура.

Похоже, за способность выжимать из зрителя эмоции красивую птицу ценили и другие художники, вкладывая в её изображение множество смыслов.
Петух как мужское начало
Бартоломео Пассаротти
«Торговки курами»
Основатель жанра натюрморт в итальянской живописи Бартоломео Пассаротти видел в петухе символ мужского начала — на картине «Торговки курами» женщина, приобняв, норовит поцеловать в клюв задиристую домашнюю птицу.

В правом нижнем углу картины увековечен ещё один символ — птичка, сидящая на бокале с вином. Это автограф художника, чья фамилия переводится как «воробей», причём автограф ироничный, ведь Пассаротти не считал зазорным как следует выпить.
Петух как средство передвижения
Пабло Пикассо
«Петух и нож»
Пикассо не мог обойти традиции мастеров эпохи Возрождения. Он написал немало натюрмортов, правда, на картины старых мастеров они похожи только сюжетами.

Это сейчас Пикассо считается самым дорогим живописцем, а в 1940-х годах он хоть и не бедствовал, но не имел доходов, удовлетворяющих его самолюбие. Не раз просил своего агента — французского галериста Даниеля Анри Канвейлера повысить цены на картины, однако тот сопротивлялся. Тогда Пикассо сошёлся с нью-йоркским торговцем живописью Сэмом Куцом. Чтобы подразнить Канвейлера, художник стал продавать картины американцу, а иногда и менял их на дорогие вещи. «Помню, «олдсмобил» Пабло выменял на большой натюрморт со столом, на котором лежит петух с перерезанным горлом, нож и миска с кровью», — вспоминала в автобиографии «Моя жизнь с Пикассо» экс-супруга художника Франсуаза Жило.

Шантаж сработал: Канвейлер согласился на повышенный ценник, лишь бы не терять Пикассо, ставшего для него курицей, несущей золотые яйца.
Петух как загадка
Рембрандт
«Ночной дозор»
Групповой портрет «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», более известный под названием «Ночной дозор», Рембрандт писал на заказ в 1642 году. Заказчиков было 18, но кроме них мастер добавил ещё 16 персонажей, в том числе девочку в золотистом платье. Исследователи его творчества до сих пор ломают голову над тем, зачем художник изобразил на её поясе петуха (или курицу).

В те времена эмблемами мушкетёров считались лапы хищных птиц, ведь в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь. При чём здесь домашняя птица, похоже, знал только Рембрандт.
Петух как проводник
Иван Генералич
«Смерть моего приятеля Вириуса»
Хорватский художник, классик наивного искусства Иван Генералич образ петуха использовал во многих работах. Он признавался, что этой птицей восхищался ещё в раннем детстве. «Для меня он был самым красивым из всех питомцев в нашем хозяйстве. Я его чаще всего рисовал, ведь у него самые яркие цвета. Рисовал его на дереве, на доме, ощипанного и «побеленного», как цыгане делают для запекания, во всех возможных и невозможных видах и ситуациях… Для меня он был как «будильник», но ведь петух известен и как возвестник пожара, траура и т. д.», — говорил Генералич. В картине «Смерть моего приятеля Вириуса» петух предстаёт в образе проводника души в мир иной.
Петух как боец
Барельеф храмового комплекса Байон
С древних времён петушиные бои были популярны практически повсеместно, этот сюжет встречается в произведениях художников Америки, Европы, Азии. Стены построенного в XII веке храмового буддийского комплекса Байон в Камбодже украшают барельефы со сценками из жизни древнего города. На одном из них запечатлён поединок петухов на торговой площади.
Петух как избавление
Баттиста Досси
«Ночь»
Итальянский художник эпохи Ренессанса, ученик Рафаэля Баттиста Досси видел в петухе существо, способное разогнать любую нечисть. Центральному персонажу картины «Ночь» — спящей женщине — остаётся надеяться только на его крик: жутковатые твари наседают, видимо, это следствие неудобной для сна позы.

Досси не был оригинален. В те времена в качестве лекарства от ночных кошмаров эскулап мог прописать гребень петуха.
Петух как намёк
Мозаика базилики Сан-Марко.
«Похороны лисы»
Древняя венецианская базилика Сан-Марко украшена множеством мозаик, одна из них иллюстрирует средневековую басню. Наткнувшись на притворившуюся мёртвой лису, сердобольные куры решили её похоронить. Похороны были пышными, собрался весь курятник, тогда-то лиса и ожила, съев всех птиц. Весть об этом разнеслась по всем курятникам, но лиса ещё не раз проделывала свой фокус, зная, что у кур короткая память.

Так авторы мозаики передали наставление верующим: бдите, не поддавайтесь обману, как петухи, дьявол коварен и хитёр.
Петух как зловещий знак
Марк Шагал
«Красный петух в ночи»
Искусствоведы обнаруживают в картинах Марка Шагала отсылки к религиозным сюжетам. Художник часто использовал традиционные для иудаизма символы петуха и рыбы, как проявления мужского и женского начала. Однако во время Второй мировой войны мастер стал вкладывать в этот образ и другой, более зловещий смысл.

В 1930 годах по приказу министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса из музеев империи изъяли образцы «дегенеративного искусства», к которому нацисты причисляли все авангардные направления. «По приказу Геббельса мои картины сжигали в Мангейме, уничтожали их в других городах Германии. Но, к счастью, сожгли не все», — говорил художник. Впрочем, огонь (идиома «пустить красного петуха» означает устроить пожар) сопровождал художника с первого дня жизни. Он любил рассказывать, что в день его рождения всё местечко Лиозно под Витебском, где жила его семья, было охвачено пожаром.
Петух как способ заработка
Фэн Инцзе
«Петух»
Для китайцев петух — одна из самых почитаемых птиц, символизирующая храбрость, славу, бдительность, предвидение, ум, гуманность, веру, мужскую силу, солнце и т. д. Их дарили на удачу государственным мужам, выбирая птиц с гребнем побольше, ведь название петушиного гребня «куан» имеет второе значение — «чиновник».

Современные китайские художники нередко обращаются к этому образу, в том числе из коммерческого интереса: в год Петуха спрос на такие картины растёт не только в Китае.