— Что с точки зрения античности происходит сейчас с Украиной? И что с нами будет в ближайшее время?
— Древнегреческие «политологи» сказали бы, что в Украине одна олигархия сменилась другой (произошла рокировка олигархических группировок), потому что для античных авторов наша представительная демократия — это разновидность олигархии. А поскольку греки не очень-то верили в прогресс (они сторонники циклической теории), то, скорее всего, их прогноз был бы пессимистичным. Римские авторы, пожалуй, оценили бы нашу ситуацию иначе — как переход от монархии к республике — и сравнили бы историю современной Украины с историей Рима конца VI — начала V века до нашей эры. С тем периодом, о котором мы говорили выше: майдан, изгнание царя, реформы, война с враждебным этрусским окружением, неоднородность римского общества (условный «Схід» и «Захід»), проэтрусские реставрационные настроения (типа «Путин, приди»), зарождение феномена римского гражданства. Впрочем, история ранней Римской республики носит полулегендарный характер, и, вероятно, сами римляне с трудом себе представляли, каким образом из их ничем не примечательного маленького полиса возникло самое могущественное государство мира, поскольку многие эпизоды своей истории объясняют вмешательством богов. Так что, думаю, римляне пожелали бы нам удачи.
— А почему украинцы не имперцы?
— Древние греки делили весь мир на эллинов и варваров, и это было не шовинистическое разделение, а ментальное: мы, эллины, элевтеры (свободные), а в Персидской империи, у варваров, только один человек свободен — царь, а все остальные — рабы. И когда афиняне попытались создать империю в самом греческом мире, она быстро развалилась, потому что «мы, жители Самоса, такие же свободные, как вы, афиняне, и не собираемся терпеть ваш диктат».
Империи и имперская ментальность существуют, поскольку существует рабская (в широком смысле) психология. А украинцы, как показывает история, и недавняя тоже, не любят царей и не хотят быть варварами. Другое дело, что в современной Украине живут, если можно так сказать, разные украинцы. Два Майдана (2004-го и 2013–2014 годов) и война с Россией консолидировали только часть общества, которая осознаёт себя украинцами, причём независимо от национальной принадлежности. Другая часть общества продолжает существовать в семантическом поле украинской советской республики, встречает Новый год по московским курантам и заражена ксенофобией по отношению к «западенцам». Наконец, есть и третья часть — просто беспринципные приспособленцы. Подобная картина была характерна и для греческих полисов, тех же Афин, в разные периоды истории: с одной стороны — патриоты, с другой — люди, мечтающие о сильной руке («как раньше было»), а между ними — «философы» в плохом смысле этого слова. И верх одерживали то одни, то другие, то третьи в зависимости от политической и, в большей степени, экономической ситуации.
— А сам Майдан — это что?
— Если «Майдан — это государственный переворот, спланированный в кабинетах ЦРУ и осуществлённый быдлом, радикализированным американскими деньгами», то, к сожалению (для любителей теории заговора, не имеющих никакого понятия ни о теории общественного договора, ни о праве народа на восстание), подобная чушь не имеет ни параллелей, ни аналогий с античной историей, как, впрочем, и с историей позднейшей.
Если же Майдан — это борьба за демократию и верховенство закона, права свободной человеческой личности, гражданское общество, тогда это борьба за ценности, сформулированные и выработанные античными гуманистами. Подобных народных выступлений в античной истории было очень много: практически весь VI век до нашей эры в полисах Древней Греции демос боролся против аристократии; Афины на пути к демократии пережили несколько революций; Римская республика — также результат майдана. Народные выступления, а не добрая воля тиранов привели к созданию нового типа государства — демократии.
— Какой урок древней истории Украине следует усвоить и остерегаться повторения?
— Древние историки считали, что все беды и несчастья в жизни происходят либо по воле богов (ибо боги завистливы), либо в силу человеческой природы, либо из-за невежества и непрофессионализма. С волей богов мы, скорее всего, ничего поделать не можем, но сделать общество более культурным и образованным — эта задача нам вполне по силам. И тогда мы сможем избежать повторения многих совершённых до нас и совершённых нами ошибок. Ведь образованные и культурные люди не приговаривают Сократа к смерти. Они не устраивают тупые политические перформансы по требованию начальства, не строят рай с коллекционными будильниками в собственных домах, а за порогом — хоть трава не расти; и не голосуют на выборах за косноязычного царя-дурачка или клоунов-популистов с хорошо подвешенным языком.
— А каков универсальный императив истории? Чего она требует не делать?
— История даёт, точнее, старается дать ответы на три вопроса: когда, как и почему? Последний вопрос подводит нас к более серьёзному вопросу: каковы законы истории? Я не думаю, что существуют какие-либо универсальные императивы (они же законы), которые работают во все времена и в любых эпохах и которые требуют чего-то не делать. История — это не набор запретов, она гораздо сложнее. Если не ошибаюсь, филолог-классик Михаил Гаспаров писал, что история помогает нам понять, кто мы такие, потому что даёт ответ на вопрос: откуда мы такие взялись? Может быть, это и есть то, что ты называешь «универсальным императивом истории».