— Мне кажется, на максимальное раскрытие темы претендует твоя серия фотографий «Киевские инсталляции». Каждый день ты выкладываешь в Сеть новые изображения города. Так сильно любишь его или это взгляд наблюдателя, бывшего одессита, который пытается ощутить себя местным?
— Мне нравится Киев, иначе я не уделял бы ему столько времени. Каждая фотография — это попытка понять город. Впервые я приехал сюда в 13 лет, сам. Днём продал свою первую работу, а вечером приехал. Была зима со снегом и сугробами. Киев показался мне прекрасным белым городом. Я сразу пошёл в Русский музей и увидел живопись Коровина, фанатом которого был с детства. Провёл там день, вечером сел в поезд и уехал. Потом вернулся сюда поступать в НАОМА (Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. — Фокус) и поступил. Ощущение восторга меня долго не покидало.
Последние два-три года я фотографирую очень много. Это связано с появлением айфона. Камера всегда под рукой, удобно.
— Сказалось ли подробное знакомство с Киевом на твоей восторженности?
— Образ города стал другим. Киев очень советский, что особенно бросается в глаза, когда знакомишься с архитектурой. Рядом с образцами совковости появляются очаги современности — киоски, вывески, реклама. Город полон нелепых контрастов. Мы не успеваем отследить, насколько медленно уходит старое и насколько быстро появляется новое. И снова меняется, мигрирует. Но старая советская стена пока что за нами. Она, конечно, разрушается, плесневеет. Но очень медленно.
— Как долго будешь заниматься «Киевскими инсталляциями»?
— Коллеги призывают издать альбом с этими фотографиями. Проект из камерного, сакрального может превратиться в массовый. Я пока не решил, как я к этому отношусь. К тому же, чтобы заниматься альбомом всерьёз, надо снимать камерой. А мне пока не хочется. Это всё усложнит. В телефоне можно быстро обработать фотографию, разместить в соцсети. Но то, что имеет историческую ценность, стоит переснять, наверное. Очень быстро натура исчезает.
— Как ты относишься к декоммунизации? К решительным разборкам с советской стеной?
— Мне жаль, когда исчезают объекты, представляющие художественную ценность. Советская архитектура и скульптура имеют её. Важно знать, каким всё это было. Уметь обращаться с прошлым. Когда в Париже я вышел на станции метро «Сталинград», то понял, как нужно работать с историей. Все же понимают, что такое Сталинград, кто такой Сталин, что это за личность. При этом во всей Европе есть памятники коммунистическому прошлому. Их оставляют. Надевают сверху прозрачный щит и на нём пишут текст — что за событие или личность, как они повлияли на общество. Нет отрицания негативных фактов, есть анализ их последствий, наглядный и доступный каждому. Художники могут чему-то учиться, разглядывая такие объекты.
— В твоём творчестве преемственность очевидна. При этом нет ощущения повтора, бессилия. Скорее созерцание и движение дальше в полном согласии с прошлым.
— Меня порой упрекают в том, что «всё уже было». Я пытаюсь убедить всех с помощью тех же «Киевских инсталляций» в том, что они, инсталляции, здесь живут. Что это не плагиат, а естественное состояние города. Другое дело, что мы позже других стран стали работать с таким материалом. Как бы то ни было, ситуация в Киеве уникальная. Срезы эпох находятся очень близко друг к другу, как ни в какой другой стране. И на моих фото это можно отследить.
— Почему ты называешь свои картинки инсталляциями?
— Долгая история. В 2012-м я сделал первую инсталляцию, «Синхронию», для «Я Галереи» в Днепропетровске. А потом ещё одну — «Татлин», тоже для «Я Галереи», но в Киеве. Они выставлялись на террасах, выглядели эффектно. Я ощутил новое пространство, вкус нового жанра, абсолютно неизведанного у нас. На Западе об этом написаны тома. Второе, а то и третье поколение художников работают с инсталляцией. У нас — редкие вспышки в 1990-х годах, и те негде увидеть. Об этом даже не с кем поговорить.
Изучал литературу, смотрел объекты в западных музеях, на биеннале — инсталляции есть везде. Начал работать с материалами «бедного искусства», в итальянском стиле 1960-х годов. Художники брали предметы быта вроде табуретки и делали какие-то вещи. Я тоже работал с предметами, которые могу легко достать и применить.
Потом до меня дошло, что всё это «бедное искусство» можно не делать своими руками, а снять готовое. Я стал всё больше присматриваться к Киеву в плане его инсталляционности. Это другой взгляд. Ты заряжен на поиск инсталляции. Ты её ищешь и находишь.
— Вернёмся к твоему стремлению менять мышление. Сегодня, на мой взгляд, это необходимость — не только в арт-среде, но и во всём обществе. Насколько гражданское, социальное тебя затрагивает?
— Я не разделяю в себе художника и гражданина. Гражданин живёт внутри меня, в чём-то участвует, на что-то влияет. Но важнее другое — насколько я могу быть художником в этой социальной среде. Насколько я могу её выразить художественными средствами. Я не буду разбираться в политических событиях, чтобы понять, что сейчас происходит. Гораздо больше мне об этом скажет архитектура, ландшафт, городской пейзаж. Образ впитывает в себя всю информацию и может быть выражен без слов.
— В твою почти документальную фотореальность украинский язык не залетает вообще. Хотя он присутствует повсюду — на тех же вывесках, надписях. Почему?
— Я отлично отношусь к украинскому языку, говорю на нём. Но мыслю на русском, это важно. Мне не нравится, что языковой вопрос такая острая проблема в нашем обществе. Это разобщает людей. Использовать украинский в работах — тренд. Я не люблю тренды. Не хочу даже косвенно лить воду на мельницу какой бы то ни было пропаганды.