— В детстве вы мечтали стать фотографом?
— В детстве я мечтал стать художником, как мой дедушка. До седьмого класса интересовался искусством. Я рисовал какие-то спортивные сцены, например, игроков в баскетбол, зависших в воздухе во время броска мяча. Но в седьмом классе преподаватель плохо отзывалась о моём художественном стиле. Когда умер мой дедушка, мне досталась старая камера Argus 1950-х годов. В школе была «тёмная комната», где можно было проявлять плёнки. К тому же учитель по английскому оказался фотографом, он открыл клуб фотолюбителей. Сначала результаты были ужасными, но сам процесс казался фантастическим. Всё начало получаться во время обучения. Я действительно хотел рисовать, но фотография лучше подходила для той тематики, с которой я хотел работать: спорт, жизнь улиц, портреты.
В старшей школе мы с другом соорудили «тёмные комнаты» в своих домах. Тогда я работал с 50-милиметровыми линзами с диафрагмой 1,8. Люди постоянно шутили: «Наверно, ты спишь со своей камерой», потому что никогда не видели меня без нее. Я даже рад, что мой преподаватель так скептически ко мне относилась, потому что фотография мне действительно больше подходит.
— Что повлияло на ваш выбор профессии?
— Недавно я нашёл коробку со старыми вещами, сувенирами, документами и газетой, которую делал в детстве со своим двоюродным братом. У моей бабушки было 13 детей, а у меня около 90 двоюродных братьев и сестёр. Каждое воскресенье мы собирались, это было классическим польским воскресным ужином. Тогда с одним из братьев мы решили делать газету. Нам было по девять лет. Вечерами мы расспрашивали родственников, что с ними произошло за неделю, писали их истории. Конечно, мы не могли делать много копий — нам приходилось использовать кальку, поэтому у нас каждый раз выходило всего четыре экземпляра газеты. Мы продавали их за копейки знакомым, потом забирали у них газеты и снова перепродавали. Конечно, моя история не связана с фотографией, но она объясняет, почему я увлёкся фотожурналистикой, — мне было интересно, что происходит в жизни людей.
Камера была ключом к закрытому миру. Если где-то недалеко от дома проходил концерт, я писал письмо организаторам, чтобы получить пропуск за кулисы. Это были времена великих групп, таких как AC/DC и Black Sabbath. Мне было пятнадцать, а я мог снимать бэкстэйдж концертов. Ещё я фотографировал футболистов и политиков. Сейчас рассказываю детям, что мне не очень нравится наблюдать за футбольным матчем с трибун, потому что я привык следить за игрой с бровки футбольного поля.
Всегда чувствовал, что я прежде всего журналист, а не фотограф. Просто я лучше говорю о том, о чём хочу сказать, с помощью камеры, чем с помощью слов.
— Как вы учились фотографии?
— С самого начала я хотел учиться в школе, где все уроки были бы посвящены фотографии. Рад, что я так не поступил. Для того чтобы быть фотожурналистом, не нужно огромное количество фотоклассов — достаточно просто учиться работать с камерой. Я допускал много ошибок и учился на этих ошибках.
Но больше всего я учился во время стажировок. Все десять месяцев стажировки в газете я делал то же, что и журналисты, которые работают в штате. После выпуска получил работу в The Denver Post, за четыре года научился там всему. Хотя поначалу было ужасно скучно. Я был младше всех, фотографировал каких-то кошек и собак, которым нужен был новый дом. В то же время мои коллеги фотографировали, к примеру, Олимпиаду, у них выходили интересные истории. Наконец понял, что они сами предлагали свои истории, а не ждали заданий от редакции. Тогда я начал слушать национальное радио, читать The Washington Post и New York Times, искал там истории, которыми смогу заинтересовать редакторов. Помню, как мои старшие коллеги злились, когда им отказали в поездке в Мексику: «Вы не можете туда поехать, потому что эту историю уже предложил Чемберлин». Конечно, я наделал много ошибок за эти четыре года, но понял, как должен работать журналист.
Редакторам не нужны отдельные фотографии, если речь не идёт о моменте убийства российского посла в Стамбуле. Ваши фотографии могут быть просто великолепными, но это не поможет, если в них нет никакой истории. Издания покупают идеи, истории, а не отдельные снимки.
— Насколько важна увлечённость фотографа тем, что он делает?
— Без страсти фотожурналистика невозможна. Я вспоминаю о чешском фотографе Йозефе Куделке. Он один из самых известных фотографов в мире, наверное, за последние сто лет. Я помню, как зашёл в кабинет главного фоторедактора одного крупного журнала. На стене висели несколько фотографий, подписанных Куделкой. Я спросил, работал ли Куделка на этот журнал. Редактор сказал: «Конечно нет. Этот парень сумасшедший. Для него дедлайны не значат ничего, и он может прислать фотографии с опозданием на два года. Он гений, но он не может на нас работать так, как нам нужно». Иногда, выбирая между кем-то невероятно талантливым и тем, кто очень много работает, нужно нанимать того, кто много работает.
Хороший журналист — тот, кто одержим работой 24 часа в сутки. Это как с врачами. Если врач в отпуске, и он видит, что кому-то плохо, он ведь будет спасать человека. Так же и хороший журналист будет работать всегда, даже если он не на работе. Именно эта страсть, которая не позволяет выключиться, важнее всего.
— Кто ваш кумир в фотожурналистике?
— Когда я был совсем юным, кумиром был Уильям Юджин Смит. Я читал о нём всё, что только возможно найти, и просмотрел все доступные фотографии. Помню, как на стажировке в газете Рочестера я попал в лучший в стране Музей фотографии Нью-Йорка. Там были работы Смита, и они были такого качества, которого я никогда не видел в своей жизни. Внезапно я заметил фотографию, на которой вместо головы человека развевался американский флаг. Снимок сделал Роберт Франк. Со временем стали говорить, что мои фотографии композиционно и стилистически напоминают снимки Франка. Следующим фотографом, который сильно меня заинтересовал, и был как раз Йозеф Куделка. Особенно поразили его истории о ромах. Когда я перешёл к цветным работам, меня вдохновлял Сэм Эйбл.