Фарцовка процветала не только в гостиницах. Моряков советского торгового флота не случайно в народе называли «торгонавтами» — они фарцевали преимущественно в странах Северной Европы, где алкоголь очень дорог. В рейс официально разрешалось брать по ящику водки и коньяка на каждого члена экипажа. Везли также икру, фотоаппараты, тёплое бельё (100% хлопок) — всего понемногу, чтобы в случае чего заявить придирчивому советскому таможеннику, что это личные вещи, а не на продажу.
В иностранных портах моряки не обменивали товар на товар, а продавали за валюту скупщикам-оптовикам — местным контрабандистам. А потом на вырученные деньги покупали в магазинах то, на что был спрос в СССР.
Оценить выгоду несложно. Бутылку водки моряк покупал дома по 3,62 рубля. В Скандинавии продавал её за $15. На эти деньги покупал в ближайшем супермаркете 150 пластиковых пакетов с изображением джинсов «Монтана». Дома «толкал» их оптовику по 1,5 рубля за штуку. Результат: исходные 3,62 рубля, превращались в 225 рублей.
Также везли домой четыре-пять пар джинсов, модные туфли-стукалки «на платформе», цветные сорочки-«батники», свитеры-«гольфы», которые в Союзе называли водолазками, женское бельё, часы, сигареты, жвачки. Таможеннику говорили, что всё это подарки родственникам.
В каждом порту, где останавливался советский корабль, дежурили переодетые полицейские — они пытались приобрести у моряков бутылку спиртного. Тот, кто попадался, становился «невыездным». Поэтому каждый моряк имел дело только с постоянным покупателем-оптовиком. Моряк-ветеран, которого списывали на берег, передавал контакты «своего» покупателя младшему коллеге.
Среди моряков дальнего плавания была своя фарцовочная солидарность и взаимопомощь. К примеру, если кто-то из моряков заболел или не имел возможности сойти на берег, товарищи продавали за него его товар, а на выручку покупали дефицит. А вот зарвавшихся (например, моряка, взявшего с собой не ящик водки, как все, а пять — мол, на судне места много, спрячу) «сдавала» таможенникам сама же команда. Нарушителя снимали с рейса вместе с товаром.
Фарцевали и водители-дальнобойщики из «Совтрансавто» — организации, занимавшейся перевозкой грузов за границу. Ездили они (по крайней мере в 1970-е годы) преимущественно в страны «социалистического лагеря». Везли на продажу то, что легко спрятать под сиденьем или в кузове: золото, водку, сигареты. Продавали постоянным покупателям на специальных остановках для дальнобойщиков. Назад везли товар в зависимости от страны посещения. Из Польши — дублёнки, духи. Особенно «Шанель №5», которую поляки производили по лицензии, однако худшего качества, чем оригинал. Советские фарцовщики умудрялись продавать парфюм по цене настоящего французского. Из Югославии везли сапоги. Из Восточной Германии — детские вещи, игрушки, платки с люрексом. Из Венгрии — мохеровые нитки. Из Чехословакии — хрусталь, обувь.
Водитель-дальнобойщик — уважаемый человек. Его охотно принимали в любой компании: «законтачить» с дальнобойщиком пытались даже профессора и врачи, чтобы получить доступ к импортным шмоткам. Не чуждались фарцовки и некоторые офицеры советской армии, чьи части дислоцировались в странах Варшавского договора, а после 1979 года — в Афганистане. Также фарцевали многие проводники международных поездов, лётчики и стюардессы зарубежных рейсов «Аэрофлота», работники «Интуриста» и бюро молодёжного туризма «Спутник», сопровождавшие группы за границу.
Часть привезённых из-за рубежа вещей можно было реализовать через «комок» — комиссионный магазин. Однако «светиться» хотелось далеко не всем (в комиссионке требовали паспорт). Поэтому, как и «гостиничные», моряки-проводники-стюардессы отдавали товар оптом скупщику. Продавать самостоятельно было опасно: в случае неприятностей выезд за рубеж закрывали навсегда.