Жизнь в стиле Très FRANÇAIS

Жизнь в стиле Très FRANÇAIS
О Франции и гастрономии, искусстве и новых культурных проектах рассказывает управляющий партнёр семьи французских ресторанов Famille Très FRANÇAIS ресторатор Наталья Невядомская

Жизнь в стиле Très FRANÇAIS
О Франции и гастрономии, искусстве и новых культурных проектах рассказывает управляющий партнёр семьи французских ресторанов Famille Très FRANÇAIS ресторатор Наталья Невядомская
Наталья, достаточно долго вы были успешным финансовым топ-менеджером. Как случилось, что вы пришли в ресторанный бизнес?

— Семья французских ресторанов Famille Très FRANÇAIS начиналась как реализация мечты — я всегда хотела создать идеальное место, в котором было бы атмосферно и вкусно. Шесть лет назад, в канун Дня Святого Николая моя давняя мечта осуществилась — вместе с партнёрами мы открыли первый аутентичный французский ресторан и сырную лавку Très FRANÇAIS. В переводе это значит «очень по-французски», и как в кухне, так и в интерьере присутствуют типичные черты региональной Франции.

Место сразу же было оценено иностранцами, проживающим в Киеве (заведения такого формата им близки), и украинцами, которым нравится Франция, романтикам и просто любителям уютной атмосферы. Через несколько лет мы открыли второй ресторан, Très BRANCHÉ, — так родилась «семья» Famille Très FRANÇAIS. Постепенно компания заняла нишу домашней, региональной французской гастрономии доступного сегмента в Киеве, а затем пошла дальше и превратилась в культурный хаб. В нём гастрономия стала уже составной частью французской культуры.

Верхний зал ресторана Très FRANÇAIS мы назвали «Арт», хотели везде развесить фотографии, я связывалась с топовыми французскими фотографами, но они оказались очень дороги. Решили всё украсить старинными французскими плакатами. Приезжая в разные города Франции, заходили в местные туристические офисы, рассматривали современные плакаты, а затем объясняли ситуацию и спрашивали, есть ли у них старые плакаты, которые мы готовы купить. Сотрудники офисов нам улыбались, уходили, что-то искали и, как правило, дарили нам эти плакаты. Из-за некоторых мы совершали правонарушения — снимали их с заборов. Вот так и появился «Арт»-зал.

Затем мы поддержали молодых выпускниц Киево-Могилянской академии и устроили выставку их работ — светлых и милых. А потом художник Саша Клименко, который регулярно заходил на обед, как-то признался мне, что кухня ресторана прекрасна, но вот картины… И я начала сама интересоваться этим, более тщательно подходить к отбору работ, выставки начали устраивать реже, но и работы стали более профессиональными. Хотя картины с той первой художественной выставки я до сих пор храню. Одна из них, как талисман, висит в ресторане на Костёльной.

Потом мы начали проводить День улицы Костёльной, познакомились с интересными художниками. Например, на одном из праздников Матвей Вайсберг рисовал портреты всех желающих, абсолютно бесплатно. Со временем мы осознали, что можем развиваться не только как ресторан, но и как культурное пространство. В ресторанах Famille Très FRANÇAIS по мере возможностей мы поддерживаем молодых фотографов и художников, начали формировать свою собственную маленькую фото- и арт-галерею. Даже впервые официально заявили о себе в таком статусе. Здесь регулярно проходят литературные вечера, художественные мероприятия, выставки, креативные вдохновляющие завтраки-общения с интересными людьми по воскресеньям.
«Креативные завтраки» появились потому, что вы тут встречаете интересных людей?

— Хотелось вместе собираться и что-то обсуждать. Отчасти это был личный опыт. Когда я только начинала ресторанный бизнес, меня несколько раз просили дать интервью и рассказать свою историю — как из успешного финансового бизнеса я переключилась на тогда ещё один маленький ресторан. И однажды я подумала: «Это же классно — сколько таких историй! Ими можно вдохновляться и вдохновлять других». Родилась идея демократичного формата мероприятия, когда за французским завтраком гости слушают интересного рассказчика. А название Soyez Fous — Soyez Vous («Будь сумасшедшим — оставайся собой») мы «содрали» вместе с плакатом с какого-то французского забора — это была выставка авангардистов.

А как «родился» ресторан Très BRANCHÈ?

— Très BRANCHÉ переводится как «в тренде». Это слово ввели в обиход студенты Сорбонны, а затем оно вошло в лексикон французских политиков и опустилось в массы. Ему не более двадцати лет. Мы открывали Très BRANCHÉ в декабре 2014-го, после революционной зимы, которую пережили вместе со всеми, так как ресторан Très FRANÇAIS находится в самом начале улицы Костёльной, практически на Майдане. Всю зиму у нас грелись протестующие, собирались политики, чтобы в перерывах между выступлениями попить чаю, обсудить планы, а иногда и просто поспать. Мы всех поили согревающими напитками, ресторан работал в режиме нон-стоп.

Это казалось безумием — в год начала войны открыть новое заведение, ведь многие закрывались или уезжали, но хотелось выплеснуть свои эмоции. Поэтому Très BRANCHÉ, наш «младшенький», — другой. Он молодой, мятежный, свободный, как и наша страна, которая практически родилась в тот же год. В интерьере — граффити. Свои рисунки и автографы на наших стенах оставляют лучшие мировые «стрит-артщики».

Кстати, о граффити и визуальном искусстве. Недавно вышла книга комиксов «Французька прогулянка» — проект семьи ресторанов Très FRANÇAIS. Почему комиксы?

— На самом деле, это совместный культурно-социальный проект семьи французских ресторанов Famille Très FRANÇAIS, компании Renault и дизайн-студии BRATY Studio. Идея проекта родилась с появлением TrèsBRANCHÉ —мы стали думать, как связать два ресторана, даже сделали собственную план-схему, как попасть из одного в другой, получая удовольствие, идя по старым киевским улицам. И однажды в разговоре с Мариной Чайкой, экскурсоводом-франкофоном, выяснилось, что мы находимся в центре «французского треугольника», что вокруг всё «дышит» французскими местами. Я попросила собрать информацию, и на день рождения ресторанов Марина впервые провела двухчасовую экскурсию для всех желающих — начиналась она в Très BRANCHÉ и заканчивалась в Très FRANÇAIS.

А потом мы были в Бордо и там познакомились с искусством французских комиксов, оно сродни гастрономии — этим увлечены все южные регионы Франции. Культура комиксов Бордо распространена не меньше, чем культура вина. Знаменитый Charlie Ebdo очень популярен во Франции. Нам понравилась сама идея комиксов, и мы захотели её воссоздать здесь. Но нужно было к чему-то привязаться. Такой точкой отсчёта стал «французский треугольник».

В книге комиксов «Французька прогулянка» объединена французская культура с украинской историей, архитектурой и с нашими художниками. Кстати, во Львове уже несколько лет издают прекрасные комиксы, недавно мы встретились в Киеве в молодыми художниками, которые открывают Школу комиксов в Киеве.

Мы долго осуществляли эту идею, нашли группу единомышленников — ими стали дизайн-студия BRATY Studio и компания Renault. По мере её реализации мы пошли дальше и решили, что эти комиксы будут интересны школьникам, особенно тем, кто изучает французский язык. Раз уж мы делаем проект, он должен быть социально-культурологическим, тем более что готовили его профессиональные историки. Мы обратились во Французский институт в Украине, им эта идея понравилась, и они предоставили нам список французских школ Киева, стали партнёрами данного проекта. В конце октября была проведена презентация, и с ноября книжки украинско-французских комиксов «Французька прогулянка» будут бесплатно распространяться во французских специализированных школах Киева. Для нас это первый подобный опыт, и он вдохновляющий.

— Вы запускаете проект BEAUCOUP — что это будет?

— Кейтеринг BEAUCOUP существует уже несколько лет на базе ресторанов семьи Très FRANÇAIS, однако сейчас мы решили выделить его в отдельную структуру. Сегодня в Украине набирает обороты европейская привычка праздновать дни рождения, корпоративные праздники или особенные даты не дома и не в ресторане, что порою кажется банальным, а в новых интересных местах — галереях, на крышах небоскрёбов, в оранжереях или промышленных ангарах. В ответ на эту тенденцию мы преобразовали выездной ресторан в ивент-кейтеринговую компанию.

Имея такой мощный ресурс, как ресторан, мы решили пойти дальше и вступили в коллаборацию с культурными центрами, чтобы предлагать нашим гостям больше, чем кейтеринг — кейтеринг +, с подбором площадки, музыки, концепции. Мы также можем посоветовать ивент-агентство, которое займётся организацией всего мероприятия. А BEAUCOUP («Боку») по-французски означает «много». Много веселья, еды, напитков, развлечений, позитивной энергии и радости. «Боку» реализует любое мероприятие «под ключ» — от коктейля, где гости свободно общаются друг с другом за бокалом шампанского и лёгкими закусками, до банкета, когда посреди оранжереи или бывшего промышленного здания драпируются столы, зажигаются свечи, выкладываются приборы, и праздник начинается. Кстати, французская диаспора Киева доверяет нам свои праздники, начиная с гастрономического сопровождения и заканчивая культурологическим партнёрством. Пусть и не сразу, но мы начали сотрудничество по культурно-гастрономической программе с Французским институтом и посольством Франции в Украине. И они оценили наш перфекционизм, подход к рецептуре и качеству блюд различных регионов Франции, а ещё — нашу привычку работать много и с удовольствием.

Скоро территория праздника расширится: Famille Très FRANÇAIS готовит новую площадку — галерею-бар в центре Киева, в самом сердце «французского квартала», где можно будет устроить дружескую вечеринку, провести бизнес-встречу или тренинг для своей команды. Естественно, с угощениями от BEAUCOUP.

— Галерея-бар — ваш новый проект?

— Мне всегда нравился арт и художники, но я не думала, что к этому приду. Однако в нашем бизнесе работают люди творческие, и, разрабатывая один проект, мы вдохновляемся тем, что нашли во время работы над ним, поэтому часто проект видоизменяется. Так случилось и сейчас. Мы искали новую площадку для расширения кейтеринга, хотелось, чтобы это было недалеко от наших локаций, и когда нашли данное помещение, оказалось, что потенциал его намного больше. Тут я вспомнила о своей давнишней идее — арт-пространстве, где можно было бы оставаться дольше, чем в обычной галерее: расслабиться, присесть, выпить кофе, чаю или бокал «Кир-рояля», совместить это с приятной беседой. Так мы пришли к созданию бара-галереи, который днём работает как галерея, а вечером приглашает в бар. Ведь есть же у нас пространства, где совмещаются книги и еда — и это удачный формат с эмоционально-психологической точки зрения. Бар-галерея тоже позволит совместить два в одном.

Посещая художественные выставки в галереях, я обратила внимание, что туда ходит одна и та же аудитория, причём весьма узкая — художники, их друзья и поклонники ходят к таким же художникам. Очень хочется эту аудиторию расширить. У меня возникла идея «подвинуть» галереи к более молодой аудитории, которая понимает и принимает бары и коворкинги, а галереи воспринимает как пережиток прошлого либо ходит только на современное искусство с масштабными инсталляциями. Локальных пространств, где от искусства можно получить удовольствие, как от чтения, совмещая его с приятным общением за бокалом вина или чашкой кофе, у нас нет. Ну а кейтеринг BEAUCOUP будет выносить праздник наружу! Это вписывается во всю концепцию Famille Très FRANÇAIS — жить «по-французски», с любовью и радостью в каждом дне.