Первые месяцы мы занимались дома — только я, мой муж Денис и дети. А с октября объединились в небольшое сообщество семей, практикующих домашнее образование. Вместе с друзьями мы сняли квартиру и стали учить наших детей. Это место мы называем «микрохоумскул» (от англ. Homeschool — домашнее обучение. — Фокус.) или «Боже, вільна школа».Изначально мы не устанавливали никаких правил. Всё, что мы делаем, пришло с опытом и обсуждалось на демократичных собраниях, где голос ребёнка был равен голосу взрослого.
Обычно у нас бывает семь-девять деток от четырёх до девяти лет. Кто-то ходит на полный день, кто-то — только на вторую половину дня. Разброс по возрасту большой, тем не менее есть универсальные занятия, например, «уроки природы», детская йога, рисование, музицирование. Уроки природы делает моя подруга и соосновательница нашей школы Даша Горобец, и дети от них в восторге. Если тема урока — температура воздуха, то они сами делают градусник из какой-нибудь трубки от капельницы, если круговорот воды — создают облако в банке.
А как же такие предметы, которые невозможно одновременно вести с детьми 4–9 лет? Математика может проходить так: мы играем в банк, кто-то пишет только цифры и получает купюры поменьше, а кто-то следит за временем, курсами валют, процентами и т.д.
Почти все наши занятия мы сопровождаем рисунками. Тетради выглядят одновременно и пугающе и радостно. Там полный творческий беспорядок!
Мы не играем в учительский театр. Чаще всего каждый ребёнок получает индивидуальное задание и «бодает» его по мере сил самостоятельно. Если не может «забодать», я приду на помощь и с глазу на глаз объясню. В ход идут весы, рулетки, часы разных видов, прочие подручные средства. Не скажу, что у меня получается прекрасно, но я стараюсь изо всех сил. Это для меня отличный стимул роста. Терпения у меня, как у блохи, приходится мощно наращивать этот необходимый учителю навык!
У нас есть подобие расписания, но оно плавающее. Урок или занятия длятся до тех пор, пока всем хочется заниматься. С любого урока можно уйти без объяснения причин и совершенно свободно можно пойти в туалет или попить воды. А вернуться на урок можно один раз — это правило придумали сами дети, когда «хождения» были слишком активными и это мешало.
К нам приходят прекрасные учителя музыки, рисования, английского, одна из мам ведёт детскую йогу, на которую, пользуясь случаем, проникают и другие мамы. Это не школа, а клуб по интересам, который живёт вскладчину и даже собирается обзавестись собственным экодомом из соломы.
Ребёнок может находиться на уроке в том положении, в котором ему удобно. Конечно, если это не мешает другим, в том числе учителю-родителю. Очень много времени мы валяемся на полу и болтаем. У нас нет домашних заданий, и дети не носят с собой ничего, всё есть на месте.
В качестве звонков на урок дети сами ставят музыку. Долгое время в фаворе была песня Pink So what, потом ребята переключились на «Ногу Свело», а теперь наступила эра Pink Floyd.
Мы вместе с детьми каждый день готовим. Дети вольны нам помогать по желанию. Еду делаем простую. Пока не было случая, чтобы кого-то принципиально не устраивало то, что мы намудрили на нашей маленькой кухоньке.
Недавно у нас был долгий и интересный разговор о том, когда и как дети получали удовольствие от учёбы. Мы предложили им написать и нарисовать те обстоятельства, что их окружали, те занятия, людей, предметы, погоду и т.д., которые позволили им учиться в кайф. А потом, когда расшифровывали их работы, каждый рассказывал, отвечал на вопросы и докапывался до истинных причин. Вот такой у нас получился полный список обстоятельств, способствующих учёбе в удовольствие: