Наталья Медведева
Искусство возрождения
Как превратить областной центр в туристический

Город Канадзава — столица префектуры Исикава — сегодня занимает третье место по популярности среди туристов, посещающих Японию, хотя пару десятков лет назад он почти не был известен за пределами страны, а к моменту начала реформ единственной достопримечательностью областного центра являлись развалины старинного замка.
Восточный феникс
Бизнес-элита Канадзавы не только укротила процессы глобализации, беспощадные к малым и средним городам, но и защитила город от крупных строительных корпораций, поначалу не желавших играть по установленным правилам.
Ревитализация Канадзавы не была похожа на возрождение «европейского» феникса из пепла: этот город почти не затронули американские бомбардировки во время Второй мировой войны.

В полном соответствии с восточной традицией, согласно которой появление бессмертной птицы Хоодо, спускающейся с неба, чтобы творить добро, знаменует собой эпоху мира и процветания. Руководство города сумело воспользоваться ее продолжительным покровительством.
Канадзава —
бывший обычный город
Если пользоваться украинской терминологией, Канадзава — это не самый крупный областной центр.
Сегодня он славится фестивалями, выставками, древними искусствами и возрожденными ремеслами. Канадзава возникла около 500 лет назад — выросла вокруг буддийского храма. Через несколько десятилетий здесь построили замок и обосновались феодалы Маэда — один из могущественных кланов эпохи Эдо (1603−1868 гг.).
Благодаря им город процветал почти 300 лет. Сначала он работал «на войну» — большинство местных ремесленников делали оружие, а после окончания эпохи самурайских войн постепенно превратился в центр прикладных искусств и ремесел. По приглашению феодалов Маэда в город съезжались известные мастера со всей Японии, которые открывали здесь свои школы.

Период процветания закончился после переезда феодалов в столицу в середине XIX века. В Японии изменился вектор политического развития, и Канадзава стала стремительно сдавать позиции. Буквально за несколько лет четвертый по величине город страны покинул каждый третий его житель. Несмотря на некоторые успехи в эпоху индустриализации — здесь размещался крупный центр по производству текстиля — отток населения продолжился, и сегодня Канадзава занимает лишь 25 место в стране по количеству жителей. Эдакое японское Ровно, которое ежегодно посещают около 7 млн иностранных туристов.
Начало реформ
в Канадзаве
Избавиться от депрессии национального масштаба, которая началась в 1945 году, японцам во многом помогло возвращение к историческим гуманитарным традициям.
Начали с восстановления архитектуры. Первые законы, которые взяли под защиту государства не просто отдельные архитектурные сооружения, но целые города и местности, появились в 1960-е годы. Они в первую очередь касались трех древних столиц страны — Нары, Киото и Камакуры, но при этом создали определенный тренд в общественном настроении. В других городах и жители, и власти тоже задумались о сохранении своих памятников. Первый практический шаг сделали в Канадзаве.

Сначала там приняли такой же закон, как для Нары, Киото и Камакуры, но на уровне префектуры. В муниципалитете создали отдельные подразделения, отвечающие за восстановление исторического города.
Основали премию для наиболее успешных проектов. Потом постепенно появился целый свод законов, регулирующих охрану памятников архитектуры разных типов, а также природы и ландшафтов вокруг города.

Канадзава никогда не подвергалась серьезным разрушениям из-за войн или стихийных бедствий, поэтому структура и большая часть старой застройки города остались неизменными.

В Канадзаве стали защищать целые районы с сохранившейся в той или иной степени старинной инфраструктурой, где при этом продолжали жить обычные люди. Жителям начали выплачивать специальные субсидии и предоставили муниципальные льготы, чтобы они сохраняли свои дома и содержали их в надлежащем виде.

Основной рывок в развитии Канадзавы произошел в начале 1990-х — с избранием инициативного мэра-энтузиаста Ямаде Тамоцу. Он сыграл огромную роль в жизни города, был восприимчив к позиции горожан, консультировался с местными учеными, деятелями искусств и прогрессивными бизнесменами. Ямаде Тамоцу избирали мэром вплоть до ухода на пенсию — более 20 лет подряд.
Реставрация
и строительство
Для того чтобы восстановить старинные здания и постоянно поддерживать их в жизнеспособном состоянии, власти города пригласили лучших японских специалистов по истории архитектуры и реставрации.
В 1997 году в Канадзаве открыли школу реставраторов, обучение в которой полностью оплачивает город. Первыми студентами стали работающие в соответствующих департаментах сотрудники мэрии, представители частных строительных компаний, художники и университетские преподаватели.

В этой школе студенты разных специализаций, а среди них есть не только собственно реставраторы, но также и другие мастера: плотники, штукатуры, черепичники, садовники и др. — учатся и отрабатывают навыки все вместе, чтобы впоследствии сформировать команду.

Не остался без внимания и вопрос финансирования восстановительных работ. В среднем восстановление одного дома в Канадзаве стоит $ 32 тыс. — власти города выделяют владельцу половину этой суммы, остальную часть оплачивает он сам. Если дом находится в центральной части города, или в так называемых чайных или храмовых кварталах, муниципалитет берет на себя 80% расходов.
Если здание хоть и старое, но не считается культурным наследием, городская власть не может обязать владельца восстановить его или заплатить за восстановление. Однако и в этом случае почти все граждане соглашаются сотрудничать и поддерживают свои дома собственными силами.

Многие восстановленные здания используются для ремесленного туризма — часть помещений арендуют местные мастера традиционных искусств. Можно посмотреть, как они работают, а также записаться на мастер-классы.

Некоторые возрожденные дома и резиденции, в которых по-прежнему живут их владельцы, в определенные дни и часы открыты для туристов.

Для восстановления атмосферы старинного города построили и новые здания в традиционном японском стиле. С 1998 года каждому, кто принял решение строить дом в центральном районе в таком стиле, муниципальные власти возмещают 10−15% его стоимости.

Немало для возрождения Канадзавы делает и городская бизнес-элита. Главы нескольких местных предприятий объединились в ассоциацию и совместными усилиями обустроили целый квартал, где расположено множество мастерских ремесленников и старых предприятий.

А когда строительная корпорация из Токио вознамерилась построить в историческом центре Канадзавы крупный жилой комплекс, игнорируя старинную планировку города, именно местные бизнесмены сыграли решающую роль в том, чтобы не допустить этого.

Двуликая Канадзава
Новое строительство в Канадзаве, разумеется, не ограничилось стилизациями под старину.
В городе не боятся использовать современные архитектурные решения для общественных зданий. И они становятся визитными карточками Канадзавы.

Один из самых оригинальных проектов — железнодорожный вокзал, в котором ультрасовременную куполообразную стеклянную крышу дополняют установленные у входа две огромные причудливо изогнутые деревянные колонны. Они стилизованы под форму цудзуми — старинных барабанов театра Но, поскольку Канадзава издавна славится этим искусством. Сильное впечатление производит и здание новой городской библиотеки. Оно выполнено в форме строгого белого параллелепипеда, стены которого густо усеяны круглыми окнами разного диаметра.
Такая композиция не только оригинально смотрится, но и решает проблему внутреннего освещения помещений — благодаря множеству небольших окон, света в библиотеке всегда достаточно и при этом не бывает чересчур много.

Отдельного внимания заслуживает Музей современного искусства XXI в. Это музей-парк с бесплатной прогулочной зоной и платным выставочным пространством. Наиболее запоминающийся арт-объект — бассейн-иллюзия. На небольшой глубине он снабжен тонким стеклянным перекрытием, под которым расположена небольшая комната для посетителей.

Стоящим у бортика бассейна кажется, что люди внизу, словно сказочные водяные, ходят под водой. А находящиеся в нижнем помещении видят над собой зыбкие силуэты тех, кто находится сверху.

В Канадзаве стараются не злоупотреблять «скучной функциональной архитектурой». Поэтому оба лица города — старинное и современное — выглядят интересно и привлекательно как для любителей истории, так и для поклонников высококачественного contemporary-арта.
Как оживили
древние ремёсла
Усилить индивидуализацию Канадзавы помогло возрождение местных промыслов.
Местность, в которой расположен город, окружена горными хребтами. В давние времена это делало Канадзаву труднодоступной и сыграло немалую роль в появлении уникальных ремесел.

В наши дни в городе активно работают мастера в 22 видах традиционных ремесел, возникших около 400 лет назад. Наиболее известны канадзавские техники работы с шелком — роспись и вышивка кимоно, а также керамика, золотое напыление, создание лакированных деревянных домашних алтарей, славятся также местные чай и сладости.

В 1989 году в городе открыли муниципальную школу мастеров. Курс рассчитан на три года, обучают гончарному ремеслу, работе с деревом и лаком, есть отделения стеклодувов и кузнецов.

Студенты каждый месяц получают около 1000 евро стипендии. Учащиеся съезжаются со всей Японии и из других стран. Конкурс бывает до семи человек на место.
Многие выпускники школы мастеров остаются в городе и открывают собственный бизнес. В Канадзаве для них создали максимально благоприятные условия — в городе запрещено продавать сувениры неместного производства.

Концепция возрождения старинного мастерства предполагает не формальное копирование техник, форм и сюжетов, а привнесение в традиционные ремесла новых идей, сближающих их с современностью. Благодаря такой политике некоторые, в том числе и иностранные художники переезжают в Канадзаву и остаются там жить.

Один из самых ярких примеров — всемирно известный американский художник Клифтон Карху (умер в 2007 году). Он был выдающимся мастером техники японской гравюры. В сюжетах и колористике его работ гармонично переплелись старинные японские и современные мотивы. В Канадзаве есть дом-музей Карху, который стал еще одной достопримечательностью города.

Интересен пример того, как даже, казалось бы, неудачный опыт все равно работает на благо города. В Канадзаве живет мастер-зонтичник, которому уже почти 90 лет. Он последний, кто владеет особым секретом техники создания бамбуково-бумажных зонтов. И он не хочет ни с кем делиться этим секретом. Говорит, что это искусство уже отжило свое и умрет вместе с ним. Именно поэтому сейчас многие стремятся зайти в его мастерскую, увидеть, как он работает. Он стал как бы объектом категории «это должен увидеть каждый».
Современные
публичные пространства
В Канадзаве поощряют и развитие современных искусств. Один из наиболее масштабных проектов — публичное арт-пространство Деревня искусств, которое устроили на территории заброшенного прядильного комбината.
Пустующие цеха и складские помещения реконструировали и открыли там культурный центр, где разместили выставочные пощади, зрительный и театральный залы, помещения для семинаров. Территорию оформили как прогулочное пространство с парковым бассейном, игровыми площадками, скульптурами современных художников. Культурный центр открыт для всех горожан и гостей города круглосуточно.
Основная особенность Деревни искусств заключается в том, что аренда помещений стоит там так дешево, что вырученных денег не хватило бы даже на отплату счетов за электричество. Арт-пространство содержится за счет мэрии. А смысл его в том, что благодаря максимальной доступности помещений Канадзаву давно и основательно облюбовали организаторы международных семинаров, музыкальных и театральных фестивалей. График аренды залов Деревни искусств расписан на несколько лет вперед. Это значит, что поток приезжих в городе не иссякает — благодаря им пополняется городской бюджет, процветает гостиничный и ресторанный бизнес.

Деревня искусств очень популярна и среди канадзавцев. В парковой зоне гуляют с детьми, а помещения используют для занятий и встреч местные общества и клубы — от курсов гавайских танцев и чайной церемонии до заседаний комитета матерей Канадзавы и организации выставок-продаж детских рисунков.
Общественные
и личные инициативы
Власти Канадзавы приложили титанические усилия для ревитализации города, но без поддержки общественности таких впечатляющих результатов достичь не удалось бы. Каждый муниципальный проект в той или иной степени зависит от взаимодействия с горожанами.
Одна из масштабных инициатив канадзавцев — создание организации гидов-добровольцев, работающих в историческом центре города.
В организацию входят около сотни людей разных профессий, которые в свободное время бесплатно проводят экскурсии для туристов. В сопровождении такого гида можно посетить чайные кварталы, замок и храмовый район, где ранее проживали боевые монахи — защитники замка, увидеть знаменитый «храм Ниндзя», пройти по недавно созданной «Дороге сердца», соединяющей в общую сеть небольшие обители на городских склонах, или погулять по одному из трех лучших в Японии ландшафтных садов — Кенрокуэну. Гиды-добровольцы проводят в среднем по 3−4 четырехчасовых экскурсий в месяц. Для кого-то из них это просто хобби, а кто-то и пользу извлекает: отрабатывает на туристах навыки разговорного английского.
Так может каждый
К моменту начала реформ в Канадзаве не было ни одного исторического памятника уровня ЮНЕСКО.
От старинного замка сохранились только ворота, стены и одна настенная башня. В Японии много городов, обладающих гораздо более мощными исходными данными. Однако же столь ошеломительного успеха добились именно в Канадзаве. Это произошло благодаря продуманной политике ревитализации, приведшей к объединению сил и инициатив на всех уровнях и во всех сферах.
В Украине более 130 населенных пунктов получили статус города еще несколько сот лет назад. Многие из них имеют богатую историю и в свое время обладали магдебургским правом. Кроме того, у нас есть исторические населенные пункты, которые до XIX века имели статус города, но теперь его утратили. Практически везде имеется архитектурное и культурное наследие, свои знаменитые имена, традиционные ремесла и искусства, индустриальное наследие и природные диковинки. Все это весьма эффективно может помочь оживить настоящее и обеспечить будущее небольших городов Украины.
В статье использованы материалы исследований Галины Шевцовой, PhD, доктора архитектуры, профессора КНУСА, гостевого профессора Киотийского университета, а также магистерской работы Анны Шевцовой,
университет Вайоминга (США)
| Фото: Галина Шевцова | Видео: youtube euronews |