От интервью в багажнике до многотысячной арены в Минске
Как стать звездой аналитики в CS:GO
Проект Twelve – это 12 историй про 12 значительных людей в украинском киберспорте. Про тех, кто создал фундамент украинской индустрии и представил ее на мировой арене. Мы расскажем, как выглядит киберспорт изнутри, сколько времени занимают тренировки и с каким сложностями сталкиваются даже настоящие чемпионы. Вторым материалом цикла стала история киберспортивного аналитика Александра Петрика. Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.
Проект Twelve – это 12 историй про 12 значительных людей в украинском киберспорте. Про тех, кто создал фундамент украинской индустрии и представил ее на мировой арене. Мы расскажем, как выглядит киберспорт изнутри, сколько времени занимают тренировки и с каким сложностями сталкиваются даже настоящие чемпионы. Вторым материалом цикла стала история киберспортивного аналитика Александра Петрика. Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.
Шестилетний Саша раскладывает мягкие игрушки по полу. Он проводит серьезный футбольный турнир. Тут Каркуша - главная звезда, а Дракоша - вратарь нового поколения, ну просто новый Александр Шовковский! Сам Саша увлеченно ведет статистику игрушечного матча и записывает результаты лучших бомбардиров и ассистентов. Исписанные тетради аккуратно складывает в шкаф.
Сейчас Александру Петрику 25 лет, но на полках до сих пор пылятся тетрадки с цифрами и таблицами. Только теперь это не итоги футбольных матчей, а статистика игроков по Counter Strike: Global Offensive, популярному киберспортивному шутеру. А Сам Александр, мечтавший работать футбольным обозревателем, стал одним из самых востребованных киберспортивных аналитиков. И ему для этого не понадобилось побеждать на турнирах.

Сейчас на YouTube-канале у Александра почти 200 тысяч подписчиков, которые ждут выхода новых видео с профессиональными киберспортсменами. Но если прокрутить ленту роликов до самого начала, можно обнаружить необычный контент - молодежную телепередачу г. Селидово про рэперов и готов. Самого Саши на видео нет, но именно с этих роликов началась журналистская карьера Петрика.

Сейчас Александру Петрику 25 лет, но на полках до сих пор пылятся тетрадки с цифрами и таблицами. Только теперь это не итоги футбольных матчей, а статистика игроков по Counter Strike: Global Offensive, популярному киберспортивному шутеру. А Сам Александр, мечтавший работать футбольным обозревателем, стал одним из самых востребованных киберспортивных аналитиков. И ему для этого не понадобилось побеждать на турнирах.

Сейчас на YouTube-канале у Александра почти 200 тысяч подписчиков, которые ждут выхода новых видео с профессиональными киберспортсменами. Но если прокрутить ленту роликов до самого начала, можно обнаружить необычный контент - молодежную телепередачу г. Селидово про рэперов и готов. Самого Саши на видео нет, но именно с этих роликов началась журналистская карьера Петрика.
"До кружка по журналистике я ходил на футбол, теннис, кикбоксинг. А потом приехала преподавательница из России, и я решил попробовать себя в новой студии, - рассказывает Александр. - В том видео в кадре ребята, которые были чуть старше меня. Я не писал сценарии, не монтировал, не стоял за камерой. Я участие принимал только в опубликовании. Оказалось, что я был единственный, кто тогда знал, как поделиться этим с людьми в интернете".
Сначала журналистика была просто интересным увлечением, а в конце концов превратилась в профессию. Когда речь зашла о поступлении в университет, оказалось, что это ремесло Петрику ближе всего. Только первокурснические иллюзии о прекрасной жизни спортивного журналиста разбились во время первой же практики.
"Я пришел на журфак в надежде, что я буду крутым футбольным обозревателем. Новым Артемом Франковым! Буду писать в журнал "Футбол" или работать на телеканале "Футбол". Но чем больше я узнавал про спортивную журналистику, тем меньше мне хотелось туда идти, - делится Александр. - На первом курсе я попал на практику в газету "Команда", флагман спортивной журналистики. Я там многому научился. Но обстановка была настолько ужасной, что это вообще не вписывалось в мои представления. Какой-то убогий ангар, где все работают на допотопных компьютерах. Все пишут, пьют водку и жрут семечки! Поэтому я решил, что это клево, но я так не хочу".
Новый профиль оказался совсем рядом. Еще со школьных времен, как и многие мальчишки, Александр увлекался видеоиграми. В Селидово ходил в компьютерный клуб, играл в PES и CS. Там же посмотрел свою первую трансляцию киберспортивных турниров. Так увлекся миром соревновательного шутера, что в 9 классе сорвался в Донецк, чтобы посмотреть своими глазами на чемпионат с участием Андрея B1ad3 Городецкого, уже тогда иконы киберспорта.

Правда, идея совместить два увлечения Александру в голову почему-то не приходила. Он мог так и сидеть часами за просмотром трансляций турниров, если бы к нему не пришел друг и не предложил вполне логичный выход:

"Если ты сидишь все время и смотришь это, то, может, ты и писать об этом будешь?" - спросил он.

После этой фразы Петрик настрочил свой первый материал, посвященный Copenhagen Games, отправил его редактору популярного сайта Gameinside UA - и без проблем получил публикацию. Оказалось, что подобного контента, с разборами и аналитикой, сайту и в целом индустрии сильно не хватает.

За обычными материалами-обзорами пришли интервью и контент с LAN-чемпионатов. Александр купил простенькую камеру, штатив и отправился на съемки на турнир Techlabs.
"Свое первое интервью я записал с Иоанном Edward Сухаревым, когда он играл в Astana Dragons, был на пике своей формы. Они, чемпионы того Техлабса, стояли в толпе где-то сбоку и ждали, пока закончится матч по LoL, чтобы подняться на сцену. К ним раз в пять минут подходили какие-то ребята с просьбой сфотографироваться или за автографами. Никто не прятался от людей, все было лампово - и мне это помогло", - объясняет Петрик.
За несколько лет работы с Gameinside UA Александр примелькался в сообществе: опубликовал сотни текстов, записал десятки репортажей с турниров, организовал множество интервью и даже поговорил с Сергеем Starix Ищуком в багажнике его машины.
"У меня тогда был штатив за 300 гривен и камера. Я не помню, каким образом, но я договорился записать интервью со Стариксом, но не подумал о том, где. Неопытный я был в этих вещах. Я его встретил где-то под офисом Нави. Он приходит и говорит: "ну что, куда пойдем?". А я и не знаю! Офис Нави закрыт, кафе - не вариант. Ну мы и пошли на улицу, открыли багажник его машины, сели туда и записали интервью", - вспоминает Александр.
Вот и на очередной турнир StarLadder i-League StarSeries XIV в Минске Петрик ехал в достаточно привычном амплуа интервьюера, отложив сессию в университете. Только обернулось все совершенно неожиданным образом.
"Несколько дней я брал интервью для трансляций, получил первый опыт общения с зарубежными игроками. Меня там даже в кадре не было - только рука с микрофоном! - рассказывает Александр. - Но в какой-то момент с кем-то из аналитиков, работавших в русскоязычной студии освещения, что-то случилось. Нужна была срочная замена. Они и сказали: "Вот, есть пацан. Пусть садится!" Я был абсолютно к этому не готов, но я уже тогда во всем неплохо разбирался, все понимал."

Интервью - это одно. Ты стоишь перед камерой, практически один на один с игроком и знаешь, что в случае чего на монтаже что-то исправят, а неудачные моменты всегда можно вырезать. Студия аналитики на турнире - это совсем другое. Александра ожидал прямой эфир, во время которого ему нужно будет разбирать прошедшие игры с бывшие и действующими про-игроками, оценивать действия киберспортсменов и давать прогнозы. И при этом работать на аудиторию в несколько десятков тысяч человек перед мониторами и в забитой до отказа Минск-Арене.
"Мне было очень стремно. Я вообще не знал, как это все работает. Когда я услышал в наушниках голоса других людей, которые говорят в микрофон рядом со мной, я был в шоке! Мне еще постоянно твердили: "Говори громче! Мы уже на максимум выкрутили микрофон!" Я пару раз пересматривал этот эфир, за него было стыдно и неловко. Но все говорят, что я был в этот момент милый!", - смеется Александр.
Волнующегося картавого парнишку встретили в эфире на ура. Он, конечно, неловко переминался с ноги на ногу и с нескрываемым волнением посматривал на старших коллег, но за всем этим умудрялся пулеметом выдавать потоки необычной информации.

Тогда-то в кадре впервые и появилась знаменитая тетрадка Петрика. Туда аналитик-дебютант выписывал интересные факты и статистические данные об игроках и командах, чтобы делиться фактами в эфире. Никто другой из участников студии таким не занимался - им просто это не нужно. Ведь большинство из них - бывшие профессиональные игроки. Петрик оказался единственным, кто пробил себе путь в студию не через киберспортивную сцену, а через журналистику и создание контента.
Уже после первого турнира в качестве аналитика Александра пригласили в штат студии Starladder - одной из крупнейших в СНГ, обладавшей правами на освещение большинства значимых турниров по CS:GO. Петрик стал все чаще появляться в эфире, тетрадка с фактами в его руках толстела на глазах. На подготовку к каждому матчу Александр тратил по 20-30 минут, собирая информацию из разных источников. А постоянная работа с бывшими про-игроками показала, как мало на самом деле он знал о CS:GO.

"Одно дело цифры и статистика, а другое дело - это внутриигровые моменты, - поясняет Петрик. - В том же 2016 году мой уровень понимания был на уровне самого обычного зрителя. Я не вникал в детали тактик, раскидок, микродействий игроков. Со временем я больше играл, больше общался с игроками, которые лучше меня во всем этом разбираются. Гости эфиров открывали для меня новый мир!"
Александр успевает выпускать по несколько видео в месяц, появляться
в студии аналитики, участвовать в интервью
и подкастах
и даже играть
на аматорских турнирах
по CS:GO.
И при этом не уставать
ни от работы,
ни от самой игры.
Он признается,
что именно такое трудолюбие и любовь
к киберспорту
сделали его
уникальным человеком
для сцены -
он стал уважаемым аналитиком,
не имея за спиной
киберспортивного
прошлого.
Сейчас на счету Петрика сотни проведенных эфиров, десятки чемпионатов в онлайн и LAN-формате, его приглашают в ведущие студии. Но сам Александр признается, что несмотря на всю престижность работы, аналитика становится скучной. Поэтому сейчас больше сосредоточен на другом. Его новое серьезное увлечение, превратившееся в работу, - YouTube.
"Мне хотелось сделать видео, и на тот момент почти никто этим не занимался. И мне казалось, что этого не хватает, - рассказывает Петрик о создании своего YouTube-канала. - Я делал все без какой-то цели, по фану. Заливал на Ютуб интервью, видео из-за спин игроков, потому что больше некуда было залить. Ситуация как с той программой на телеке".
За несколько лет публикации репортажей на канале накопилась первая тысяча подписчиков. Сейчас очень странно видеть интервью с легендами CS:GO, которые едва набрали 7 тысяч просмотров. Вот Seized развалился на пуфиках и рассказывает об обстановке в команде. А здесь S1mple, еще зеленый токсичный школьник, расселся в кресле и еще не носит спонсорскую футболку. Но на тот момент и такие цифры впечатляли. Изменилось все после мейджора в Кракове в июле 2017 года, когда Александр опубликовал видео с разбором ключевого раунда финала.

"Там буквально трехминутное видео, снятое в подсобке на Старладдере, - рассказывает Петрик. - Я его запостил и забил. А спустя какое-то время заглянул и увидел на канале 30 тыс подписчиков! И в тот момент я понял, что я сделал что-то прикольное, раз у сообщества была такая реакция. Этот ролик до сих пор самый просматриваемый на канале".
Сейчас YouTube-канал Петрика - один из самых популярных тематических каналов по CS:GO в СНГ. Бессистемный подход и поиск подходящих форматов перерос в регулярные рубрики. Если раньше Петрик стоял за спинами игроков, снимая контент, то теперь сами киберспортсмены приходят на его шоу, чтобы поиграть и поделиться игровыми секретами. А 200 тысяч просмотров на одном ролике превратились в обыденность. Секрет успеха оказался прост: баланс между своими желаниями и запросами зрителя.
"Аудитории нравятся хайповые темы и ролики, где в названии ты указываешь игроков NAVI. Команда NAVI - это единственное, что интересует зрителей, - сетует Петрик. - Меня больше интересует узнать что-то новое. Я лучше послушаю фишки из уст какого-то не слишком популярного игрока, но зато они будут полезны, чем нарежу очередной ролик с хайлайтами".
Александр успевает выпускать по несколько видео в месяц, появляться в студии аналитики, участвовать в интервью и подкастах и даже играть на аматорских турнирах по CS:GO. И при этом не уставать ни от работы, ни от самой игры. Он признается, что именно такое трудолюбие и любовь к киберспорту сделали его уникальным человеком для сцены - он стал уважаемым аналитиком, не имея за спиной киберспортивного прошлого.

Yana Medvedeva
Моя жизнь - сказка. Занимаюсь любимым делом, получаю
за это деньги -
все шикарно.
Моя мама у меня
вела литературу.
И как-то на уроке
я очень размыто
отвечал на вопрос
и она мне сказала:
"Хватит нести
словесный понос!"
А я сделал словесный понос своей работой.
И доказал маме,
что CS:GO может
приносить деньги.
Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.
Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.