«Я не чувствую себя
единорогом в киберспорте
»
Как учительница английского из Донецка стала звездой киберспортивных трансляций
Проект Twelve – это 12 историй про 12 значительных людей в украинском киберспорте. Про тех, кто создал фундамент украинской индустрии и представил ее на мировой арене. Мы расскажем, как выглядит киберспорт изнутри, сколько времени занимают тренировки и с каким сложностями сталкиваются даже настоящие чемпионы. Третьим материалом цикла стала история ведущей киберспортивных трансляций Тони Предко. Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.
Проект Twelve – это 12 историй про
12 значительных людей в украинском
киберспорте. Про тех, кто создал
фундамент украинской индустрии
и представил ее на мировой арене.
Мы расскажем, как выглядит
киберспорт изнутри, сколько
времени занимают тренировки
и с каким сложностями сталкиваются
даже настоящие чемпионы.
Третьим материалом цикла стала
история ведущей киберспортивных
трансляций Тони Предко.
Проект был инициирован компанией
Parimatch, которая регулярно проводит
множество ярких активностей
и турниров и по праву
считается ведущим
букмекером в киберспорте.
"Тоню – в каждую студию", "Тоня – лучшее, что случалось с киберспортом" – в чате на Twicth.tv летит бесконечный поток сообщений от зрителей трансляции. В кадре студию аналитики киберспортивного турнира ведет очаровательная блондинка, Антонина Предко. Это сейчас она со знанием дела расспрашивает про раскидки в CS:GO и драфты в Dota 2 . А семь лет назад преподавала английский у детей и сбежала из Донецка от войны.
"Вот я знаю, что существует квантовая физика. Но я с ней не соприкасаюсь. И если меня поставят читать про нее лекцию, я ничего не скажу. Вот примерно то же самое было с киберспортом, когда я только начинала", – рассказывает Тоня.
Тоня в детстве – классическая
девочка из книжек. Изучала
английский, пробовала учить
немецкий, ходила в музыкальную
школу по классу фортепьяно
и с 14 лет подрабатывала
моделью. Университет,
студенческая команда КВН,
работа в частной школе
учительницей английского
языка – в этом списке
совсем редко находилось
место для видеоигр. Да и
зачем, когда и так все хорошо?
Тоня в детстве – классическая девочка из книжек. Изучала английский, пробовала учить немецкий, ходила в музыкальную школу по классу фортепьяно и с 14 лет подрабатывала моделью. Университет, студенческая команда КВН, работа в частной школе учительницей английского языка – в этом списке совсем редко находилось место для видеоигр. Да и зачем, когда и так все хорошо?

Но в 2014 году жизнь Тони резко изменилась. В Донецке началась война.
Но в 2014 году жизнь Тони резко изменилась. В Донецке началась война.
"Сначала я поехала к брату в Евпаторию – «пересидеть перестрелки», как всем тогда казалось. С собой в сумке из вещей были шорты да купальник. Уезжала буквально под свист пуль", – делилась Антонина.
В Евпатории работы не нашлось, в Одессе – тоже. Она хотела работать переводчиком, а ей предлагали обманывать богатых мужчин из-за границы, строча им романтические письма на сайте знакомств. Вместе с подругами, оказавшимися в таком же положении, Тоня отправилась в Киев.

Двухкомнатная квартира, шесть человек и сон на полу. Сейчас девушка смеется, что так жили все. А тогда судорожно искала любую работу и устроилась секретарем в агрофирму. Заработать особо не получилось, а работать в офисе перехотелось на всю жизнь.
В Евпатории работы не нашлось, в Одессе – тоже. Она хотела работать переводчиком, а ей предлагали обманывать богатых мужчин из-за границы, строча им романтические письма на сайте знакомств. Вместе с подругами, оказавшимися в таком же положении, Тоня отправилась в Киев.
Двухкомнатная квартира, шесть человек и сон на полу. Сейчас девушка смеется, что так жили все. А тогда судорожно искала любую работу и устроилась секретарем в агрофирму. Заработать особо не получилось, а работать в офисе перехотелось на всю жизнь.
"Коллектив был – просто кобры! – вспоминает Тоня. – Я уволилась очень резко, потому что наступил момент, когда мне все надоели. Но у меня не было никаких финансовых сбережений. Зарплата-то была – копейки, съемная квартира. Финансовое положение не то что нестабильное, а очень и очень плохое. Нужно было что-то срочно искать, а я даже не понимала, чем хочу заниматься!"
Вариантов осталось только два. Первый – уехать в Китай и работать там учителем английского языка, одной в незнакомой стране. Второй – отправиться работать аниматором в Египет с компанией знакомых. Конечно, не работа мечты, но денег могло хватить на первое время. И буквально в день покупки билета в Каир ей написал Степан Шульга из студии Starladder, занимающейся организацией и освещением киберспортивных турниров.
"Мы с ним уже общались на тему киберспорта, но я сказала, что мне нужна стабильная работа. А тут он мне пишет и спрашивает: "А почему ты не сказала, что уволилась? Не бери билеты, давай попробуем тут!" Я даже не помню, объяснил ли он, что мне нужно будет делать. Мне так не хотелось никуда лететь, что я решилась за секунду. Чем черт не шутит!"
Работа оказалась незатейливой. В перерывах между матчами на турнире по Dota 2 Тоня на английском языке зачитывала рекламу спонсоров. И пока одно ее появление производило фурор среди зрителей, сама девушка с трудом представляла, что происходит вокруг. Тоня на тот момент даже не знала, что такое Twitch и как найти трансляцию, на которой ее показывают!

Разбираться во всем пришлось в процессе. Задавать стыдные вопросы, работать на камеру без суфлера и впервые запускать игры на компьютере подруги, потому что у самой Тони были только кнопочный телефон и старенький планшет. Она попробовала себя в качестве ведущей новостного дайджеста в Dota 2, а потом перебралась в эфир World of Tanks. Девушка зачитывала "танкистам" информацию о спонсорах и новости из соцсетей, они строчили ей восторженные сообщения. Мило, увлекательно, но не слишком серьезно.
Все изменилось, когда в World of Tanks появилась студия аналитики.
Между играми ведущий и эксперт разбирали прошедшие матчи
и оценивали силы участников. В один из эфирных дней в студии
остался только один эксперт. Менеджер проекта не смог найти другого выхода, кроме как попросить Тоню занять место в студии.
Все изменилось, когда в World of Tanks появилась студия аналитики. Между играми ведущий и эксперт разбирали прошедшие матчи и оценивали силы участников. В один из эфирных дней в студии остался только один эксперт. Менеджер проекта не смог найти другого выхода, кроме как попросить Тоню занять место в студии.
"Ко мне подходит Виталик и говорит: "Ты садишься в аналитику!" И я такая: "Чего?!", – вспоминает Тоня. – Я в танках не понимала ничего. Я следила за лигой, но не понимала, что происходило в игре. Но я села и на каком-то испуге провела аналитику. И это получилось прикольно! Даже не сносно, а хорошо для первого раза. Ко мне после эфира подошел Виталик и сказал: "Капец, а я не ожидал, что это сработает!" Мне кажется, что с того момента меня начали воспринимать серьезней".
В первые месяцы в Starladder Тоня занималась созданием контента для турниров и канала по Dota 2, освещала финалы по карточной игре Hearthstone, работала в эфирах World of Tanks. Затем ее пригласили на турнир по CS:GO в Минске. Правда, в качестве координатора команд: она разбиралась с трансферами, заказывала пиццу для гостей в три часа ночи и отбивала фанатов от Юры Страйка. Но Тоня в один момент поняла, что ее такая роль не устраивает, и вызвалась брать интервью у игроков вместо заболевшего сотрудника. И в итоге стала одним из ведущих интервьюеров Starladder.
Но главный переломный момент в ее карьере случился чуть позже.
Девушку, практически не знакомую со сценой в CS:GO,
пригласили в качестве ведущей студии аналитики
на один из крупнейших турниров в дисциплине.
На трансляции собиралось до 200 тыс. зрителей –
огромные цифры после ламповых стримов по "танкам".
И все они были готовы осудить за малейшую ошибку в эфире.
Но главный переломный момент в ее карьере случился чуть позже. Девушку, практически не знакомую со сценой в CS:GO, пригласили в качестве ведущей студии аналитики на один из крупнейших турниров в дисциплине. На трансляции собиралось до 200 тыс. зрителей – огромные цифры после ламповых стримов по "танкам". И все они были готовы осудить за малейшую ошибку в эфире.
"Было очень страшно. Я пыталась подготовиться, правда. Но практически ничего не получилось. Я и сама знаю, что это было ужасно. Меня отвратительно приняло сообщество. И сделало правильно.

Но я и не строю из себя храбреца. Я нервничаю, у меня потеют ладони, я заикаюсь. Первые эфиры очень переживала и пропускала через себя весь негативный фидбек. Были моменты, когда я плакала в туалетах после трансляции. Это нервы и переживания, потому что ты ответственно относишься к своему делу. И через это никак не переступить. Ты или принимаешь решение, что ты попытаешься, или говоришь: "Нет, это слишком" – и уходишь. Выбор очень прост".
Тоня выбрала остаться. Штудировала истории команд, пересматривала записи турниров, следила за англоязычными коллегами. И все это – сразу в нескольких играх. Случались дни, когда работать приходилось одновременно в эфире и CS:GO, и World of Tanks. И вот Тоня, которая только что вела аналитику по CS:GO, молится, чтобы эфир не затянулся, а потом несется по коридору и переодевается на ходу. Все – чтобы поспеть на эфир в соседней студии.
"У меня однажды был рабочий день в 20 часов. Я работала на венью все это время. Я не выговаривала слова. Это было такое истощение, что я просто не могла говорить. Твой мозг просто не работает. Ты можешь выпить что угодно – кофе, энергетиков, всякой фигни. Вот говорят: если выпить достаточное количество воды, она будет действовать на тебя как энергетик. Нет! Врут! Проверено! Твой мозг просто перестает функционировать".
Зрители достаточно быстро привыкли к прыткой блондинке в кадре, умело дирижирующей эфиром. Постепенно также и Тоня привыкла и к режиму, и к зрителям, не находящим ничего умнее, чем написать "ябвдул" в чат. Оскорблений становилось все меньше, признания со стороны аудитории и коллег – больше. Но осталась главная проблема: многие так и продолжали воспринимать Тоню как просто "девочку в киберспорте".
"Многие люди обращаются ко мне и думают, что я чувствую себя неким единорогом в киберспорте. Или особенной. Или ущемленной. Я такой себя не чувствую! Очевидно, что есть разница, но мне действительно надоело, что люди считают своим долгом задать мне вопрос: "Каково это – быть девушкой в киберспорте?" Отлично. Супер. Спасибо, что спросили!"
За несколько лет Тоня стала настоящим лицом Starladder и трансляций по CS:GO. Кажется, она перепробовала все возможные роли. Она по 18 интервью за пять часов в разных концах света вела студии аналитики на онлайн-трансляциях и оффлайн-турнирах, работала ведущей на сцене на чемпионатах в Украине, России и Китае и даже успела "позаводить толпу" на многотысячных аренах. А список дисциплин, за освещение которых бралась Тоня, побольше, чем библиотека игр у некоторых геймеров. Hearthstone, Dota2, CS:GO, Point Blank, Танки, PUBG, PUBG Mobile, Starcraft, Valorant – девушка сама с трудом припоминает весь список и дополняет его в течение всего разговора. И при этом признается: пространства для роста полно.

Однажды в разговоре с коллегами Тоня услышала фразу: "Распыляться – это непрофессионально. Нужно делать свою работу хорошо в одной дисциплине". И испугалась. А вдруг она распыляется и вышла в тираж? Или ее нельзя считать профессионалом? Но со временем пришло понимание, что это совсем не так.
"Если ты хочешь быть занят, если хочешь работать, то ты должен быть многозадачным, – объясняет Тоня. – Мой опыт показывает, что как раз люди, которые способны переключаться с одной работы на другую, являются самыми ценными кадрами. Особенно если ты делаешь контент или ты ведущий, то какого черта завязываться на одной дисциплине? Было бы очень высокомерно и даже лицемерно говорить, что, для того чтобы быть ведущим, ты должен быть экспертом в игре на уровне аналитиков. Это не так. Умничать и лезть – это глупо. Поэтому ничто не мешает вникнуть в несколько дисциплин и попробовать себя".
Страхи оказались напрасными. Единицы в киберспорте могут похвастаться тем, что в течение пары месяцев появились на трансляциях сразу двух крупнейших ивентов. В августе прошлого года Тоня из Китая приветствовала зрителей чемпионата мира по Dota 2 в утреннем шоу, вместо Гейба Ньюэлла произнося знаковое": Добро пожаловать на The International!" А уже в сентябре вела прямое включение с Мерседес-Арены в Берлине, общаясь с англоязычной аудиторией мейджора по CS:GO. И сама почувствовала себя на вершине киберспортивной горы. По крайней мере, в СНГ. Теперь пришло время двигаться дальше.
Тоня сидит в кресле, окруженная игроками нового состава Na'Vi по Dota 2. Ей не привыкать общаться с киберспортсменами, так что она живо реагирует на их внутренние шутки и подбрасывает новые темы для обсуждения.

"Тоня – топ", – привычно пишут в комментариях под видео.

Только теперь Тоня в кадре немного в другом амплуа. 1 сентября она официально покинула Starladder. После шести лет работы, роста и развития ведущая решила попробовать для себя что-то новое. Правда, от внимания камер она все равно не бежит. Теперь девушка стала репортером в украинской организации Natus Vincere. А заодно взялась за закадровую работу – что-то новое в ее послужном списке.
"Мне кажется, что как ведущая я уже состоялась. Всегда есть куда профессионально расти, но по количеству мажоров и турниров, за которые можно поставить галочки, уже было достаточно. Я четко понимала, что нужно что-то менять в жизни. Я трудоголик. И сильно люблю работать, я еще молодая! Мне не хочется сидеть дома – мне нужно что-то делать! Мне нужно делать киберспорт интереснее!"
Мне кажется,
что как ведущая
я уже состоялась.
Всегда есть куда
профессионально
расти, но по
количеству
мажоров и турниров,
за которые можно
поставить галочки,
уже было достаточно.
Я четко понимала,
что нужно что-то
менять в жизни.
Я трудоголик.
И сильно люблю
работать, я еще
молодая!
Мне не хочется
сидеть дома –
мне нужно
что-то делать!
Мне нужно
делать киберспорт
интереснее!
Автор: Yana Medvedeva
Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.
Проект был инициирован компанией Parimatch, которая регулярно проводит множество ярких активностей и турниров и по праву считается ведущим букмекером в киберспорте.