Борщом по кризису

Поедая сало и вареники, участники украинского ланча в Давосе пришли к выводу, что мировой кредитный кризис затронет Украину меньше, чем западные страны, и что курс доллара к евро будет падать и дальше

Related video

Все кризисы – это кара Господня! Бог следит за нами. Эти слова на английском Виктор Ющенко услышал от странного вида мужчины, встретившего его у входа в Morosani Hotel в Давосе.

Проповедник и несколько его коллег без приглашения проникли на украинский ланч с амбициозным названием "Украина: что дальше?" и пытались наставлять на путь истинный отечественных политиков и крупных бизнесменов.

Получалось плохо. Не то чтобы украинские олигархи были закоренелыми атеистами. Как оказалось, многие из них просто не знают английского – президент Украины тоже понял смысл сказанного только после вмешательства переводчика. Да и участники форума были в основном людьми прагматичными, считающими нынешний кредитный кризис не столько карой Господней, сколько последствием экономических проблем в США.

Давайте жить дружно
Впрочем, радостные лица отечественных олигархов никак не увязывались со словом "кризис". Да и вообще, на мероприятии царила удивительная атмосфера согласия: непримиримые конкуренты в бизнесе в швейцарских Альпах вдруг превратились в лучших друзей.

"Я с любым правительством хочу работать конструктивно", – активно жестикулируя, говорил Виктор Пинчук своим коллегам по крупному капиталу Сергею Таруте и Ринату Ахметову. Те одобрительно кивали головами. Подошедшему экс-главе Всемирного банка Джеймсу Вульфенсону Пинчук представил их как "biggest Ukrainian businessmen".

Радостно встретил Виктор Пинчук и Аддитью Миттала – сына известного стального магната Лакшми Миттала. Более того, финансовый директор Arcelor Mittal мирно поедал борщ за одним столом с Ринатом Ахметовым. А ведь каких-то три года назад Mittal Steel купила "Криворожсталь", отобранную правительством Юлии Тимошенко именно у Пинчука и Ахметова.

На главный вопрос – о последствиях для Украины глобального финансового кризиса – олигархи отвечали уклончиво. "У меня нет простого ответа, потому что ситуация сложная. Будем надеяться, что Украину это обойдет. По крайней мере, я в это верю", – сказал Ринат Ахметов с лучезарной улыбкой. И дал свой рецепт экономического роста: развивать горно-металлургический комплекс, составляющий 40% ВВП страны.

Гораздо охотнее богатейший украинец отвечал на политические вопросы, к которым явно был готов. Например, он пожалел, что лично не присутствовал при драке Юрия Луценко с Леонидом Черновецким. "Но теперь, если Луценко меня пригласит на чай, я к нему не пойду. Он же дерется", – сетовал Ахметов. Кроме того, он рассказал, что никакого раскола в Партии регионов нет, и пообещал исправно посещать заседания Верховной Рады.

Не педалировал тему кризиса и Виктор Ющенко, впервые за четыре года посетивший украинский ланч. В своем выступлении он говорил в основном о хорошем. Например, о том, что в 2008 г. на Нью-Йоркскую фондовую биржу смогут вывести свои акции сразу 10 украинских компаний.

Но сами потенциальные участники этого процесса предпочитали отмалчиваться. Комментарии Виктора Пинчука и Рината Ахметова о сроках вывода своих компаний на международные биржи сводились к мысли "поживем – увидим". Не распространялся о своих планах в Украине и российский олигарх Виктор Вексельберг. Он ограничился обещанием инвестировать в украинский химпром, металлургию и энергетику, после чего поспешил удалиться.

Виктор Пинчук свою немногословность объяснил просто: мол, экономические прогнозы – дело экспертов, а не бизнесменов, и посоветовал обратиться к именитым зарубежным аналитикам, присутствовавшим на ланче. Например, к директору Института международной экономики Петерсона Фреду Бергстену, которого назвал "самым цитируемым в мире экономистом".

Закат доллара

А прогноз Фреда Бергстена был вполне однозначным: мировой фондовый кризис мало затронет Украину, а вот на дальнейшее падение доллара стоит обратить внимание. "Доллар, конечно, доминировал в течение последних ста лет в мировой экономике, потому что не было других конкурентных экономик, таких же сильных, как в США. Но сегодня ситуация меняется. Думаю, доллар будет продолжать падать", – отметил он.

И тут же дал совет: нужно отвязать гривну от доллара и привязать ее к евро, который он считает перспективной валютой. "Это будет шаг для вашей интеграции в европейскую экономику", – подчеркнул Бергстен. Президенту Европейского банка реконструкции и развития Жану Лемьеру похвала евро понравилась. "Это правильная оценка", – с довольным видом отметил он.

После таких прогнозов председателю совета Нацбанка Петру Порошенко ничего не оставалось, как провести в кулуарах разъяснительную работу. "Гривна – самостоятельная валюта и не должна быть привязана к любой иностранной валюте. А политика стабильности курса должна быть заменена политикой стабильности цен", – сказал он.

Но это вовсе не означает, что украинцам нужно срочно избавляться от баксов. Ведь к таким изменениям в денежной политике Украина пока не готова. "У нас нет мощного страхового, пенсионного рынка. То есть нет механизмов изъятия у населения и компаний "длинных" денег, чтобы они не оказывали давления на потребление", – объяснил Порошенко. Для появления этих механизмов нужно не только время, но и законодательные изменения. Поэтому "отпустить" гривну Нацбанк сможет только в 2009–2010 гг., а до этого возможна разве что привязка к корзине валют.

Человек-кризис
Тем не менее на вопрос "Украина: что дальше?" есть как минимум один правильный ответ: дальше – новый Давос. "Если господин Пинчук будет достаточно богатым в следующем году и сможет пригласить нас снова на такой обед, мы еще раз поблагодарим его за гостеприимство", – пошутил Джеймс Вульфенсон.

Впрочем, не исключено, что благодарить придется не только Виктора Пинчука. В кулуарах живо обсуждалась идея организовать украинский ланч в 2009 г. в складчину. Остается надеяться, что украинские олигархи тоже будут достаточно богаты. Ведь кроме мирового кредитного кризиса крупный бизнес поджидают и другие опасности.

Так, участников давосского форума шокировало известие о французском трейдере Джероме Кервиле из банка Societe Generale, который стал самым крупным банковским мошенником в истории финансов. Достаточно сказать, что от последствий ипотечного кризиса в США крупнейший французский банк потерял 2 млрд. евро, а от действий Кервиля – почти 5 млрд.