Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Энергия или кошелёк. Украинцы скупают энергосберегающие приборы

Энергия или кошелёк. Украинцы скупают энергосберегающие приборы
Повышение тарифов на электроэнергию заставило украинцев задуматься об энергосбережении в своих домах и квартирах
000

«Я экономлю 80% электроэнергии по сравнению с тем, сколько у меня уходило ещё год назад», – демонстрирует свои расчёты 33-летний программист из Броваров Денис Виноградов. Он является сотрудником немецкой компании и, вернувшись из стажировки в Германии, полностью поменял своё отношение к электроэнергии, а заодно – освещение в квартире. Лампы накаливания заменил на энергосберегающие, которые при той же светоотдаче потребляют в пять раз меньше электричества. «Обычная лампочка 90% энергии переводит в тепло, то есть «пускает на ветер», и только 10% преобразует в свет. Энерго­сберегающие лампы преобразуют в свет 70%», – говорит Виноградов и тут же интересуется, какие лампочки в своей квартире использует корреспондент Фокуса. Учуяв единомышленника, он пускается в рассуждения о необходимости заменить энергозатратное промышленное оборудование на украинских предприятиях. «Менеджеры по энергоэффективности – вот самые востребованные кадры», – убеждён программист-пропагандист. Недавно он поменял старый чайник, микроволновку и холодильник на бытовую технику класса А и А+.


Бизнесмен Алексей Бадика ежемесячно собирает потенциальных покупателей и рассказывает о преимуществах автономного энергоснабжения

«С апрельским повышением тарифов количество потребителей, интересующихся энергосберегающей техникой, стало увеличиваться», – отмечает продавец крупной сети бытовой техники Алексей Волосянко. Рекомендуя бытовые приборы, он по собственной инициативе обращает внимание покупателей на класс, характеризующий энергозатраты. Хотя удручённо констатирует, что в итоге только чуть больше половины покупателей приобретают приборы класса А. «Если в Европе люди знают, что экономная бытовая техника окупает свою стоимость за счёт сбережения электроэнергии, то для украинского потребителя стоимость электричества пока не является решающим фактором. В нашей стране такую технику выбирают социально ответственные граждане с достатком выше среднего», – подтверждает Константин Шестопалов из компании Philips.

Солнце в помощь

В ближайших планах Дениса Виноградова – установка трёхфазного счётчика, благодаря которому он сможет увеличить экономию электроэнергии до 40%. Такие счётчики автоматически учитывают время и тариф. Наиболее выгодно использовать электроприборы с 23.00 до 7.00, а самый высокий тариф – в час пик: с 7.00 до 11.00. «Стиральную машину специально покупал с таймером и бесшумно работающую, чтобы стирать ночью», – хвастает Виноградов.

По данным Днепропетровского облэнерго в прошлом году на трёхфазные счётчики перешли более пяти тысяч владельцев квартир. Сейчас для этого достаточно обратиться в облэнерго с заявлением, оплатить счётчик и его установку. «Использование электроэнергии в ночное время происходит в первую очередь за счёт электроотопительных и нагревательных приборов, которые, конечно, занимают существенный объём в общем количестве потребления электроэнергии – 30–50%», – комментируют энергетики. Однако замечают и своё упущение: граждане пока мало информированы о такой возможности экономии.


Энергосбережение Денис Виноградов называет своим хобби. Недавно по просьбе директора одной из броварских школ прочитал лекцию старшеклассникам об энергосбережении в Европе и поделился своим опытом. «Мои окна выходят на солнечную сторону, сейчас подумываю купить солнечный коллектор. Поставлю на балконе. Пусть граждане удивляются», – улыбается Денис.

Таких людей в Украине скорее считают чудаками, а не экономными людьми. «В Китае на каждой лачуге установлен солнечный коллектор, у нас пока единичные случаи», – рассказывает владелец компании «Атмосфера» Алексей Бадика, демонстрируя снимки солнечных панелей на жилом доме в Харькове. Спрос на солнечные батареи, по его словам, наметился в Крыму, там целые коттеджные городки используют солнечные панели для нагрева воды. Многих клиентов, по словам Бадики, отпугивает окупаемость солнечных коллекторов – на это, как правило, уходит не менее 10 лет. Семье из трёх человек в солнечные батареи придётся вложить чуть больше $3 тысяч. Чтобы обеспечить част­ный дом в 200 кв. м на 95% собственными источниками энергии, необходимо выложить около $30–50 тысяч.

Свой бизнес Бадика называет сезонным, поскольку чаще всего солнечные батареи заказывают весной и летом. Ежемесячно специалисты компании проводят семинары, рассказывая об устройстве и экономических нюансах использования гелиотехники, ветрогенераторов и тепловых насосов. «Людей надо образовывать, так как однозначно тарифы понижаться не будут», – говорит Бадика. И добавляет: «Один из наших клиентов пришёл и купил комплексную систему – тепловой насос и солнечный коллектор. Аргумент очень простой: сейчас у него есть деньги, и он не знает, сможет ли отопить дом через десять лет. Человек приобрёл оборудование, на котором будет экономить через 10 лет».


Константин Колесников считает, что без поддержки государства украинцы не начнут пользоваться альтернативными источниками энергии

Понимая, что для частных лиц установка коллекторов – дело дорогостоящее, Алексей Бадика трудится над концепцией того, как достучаться до ОСМД (объединения собственников многоквартирных домов). «В качестве эксперимента мы предлагаем бесплатную установку солнечных батарей, которые смогут обеспечить горячей водой всех жильцов дома, и платить нам на 10% меньше действующего тарифа. И все остаются в выигрыше», – поясняет концепцию бизнесмен.

Правда, организатор научно-практического форума E3Forum по энергоэффективности и экологии Константин Колесников с пессимизмом отзывается об использовании альтернативной энергетики в быту украинцев. «Есть единичные случаи, и, увы, нет процесса. В Европе энергосберегающие технологии дотирует государство. Избыток энергии можно продавать, отправлять в сеть, а в холодное время, если не хватает своей энергии, покупать у государства по «зелёным» тарифам», – говорит Колесников.

Пассивный тренд

Семья архитектора Татьяны Эрнст живёт в удивительном энергоэффективном доме. В Европе такие не редкость, а вот для Украины – случай уникальный. Дом на Сырце – единственный, внесённый в реестр пассивных домов. Это значит, что в год в этом доме тратится не более 15 кВт на квадратный метр. С 2019 г. в Европе законодательно будет разрешено строительство только таких домов.


Глухая северная стена, большие окна с южной стороны, качественное утепление и другие приёмы, отсутствие эркеров позволяют экономить до 70% электроэнергии по сравнению с обычным домом. «В Украине архитекторов не учат просчитывать энергоэффективность проекта. В Германии без этих знаний не дают диплом», – рассказывает Татьяна, которая окончила украинский вуз, а затем получила ещё одно образование в Академии изобразительного искусства в Штуттгарте.

В год на электроэнергию Эрнсты тратят 2 тыс. гривен. Все остальные нужды удовлетворяются за счёт альтернативных источников энергии – теплового насоса, использующего тепло земли, и солнечных коллекторов. «Стоимость возведения такого дома выше на 7–10%, но при этом окупаемость составляет от 7 до 10 лет, так как снижение энергопотребления на 90% означает экономию на отоплении в 400–800 евро в год по сегодняшним ценам на энергоносители», – подсчитывает хозяйка.

Анастасия Рингис, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.