Дешевого бензина больше не будет

Правительство не может противостоять скачкам цен на топливо. Поэтому бензин будет дорожать, но его дефицита не предвидится

Related video

Когда госслужащий Сергей Васильев выехал утром из Киева в Умань на маршрутке, проезд в ней стоил 30 грн. "Вечером возвращался назад уже за 35  грн. Сказали, бензин подорожал", – говорит он.

Резкий скачок цен на топливо стал неприятным сюрпризом для большинства населения Украины. Всего за неделю с 14 по 21 марта розничные цены на нефте­продукты, по данным консалтинговой компании UPECO, выросли на 24–28 коп. В ряде регионов стоимость дизтоплива и высокооктановых марок бензина уже превышает 6 грн.

Кто виноват?
"Главная причина подорожания топлива – небывалый рост цен на мировом рынке в феврале – марте. А поскольку 90% топлива в Украине имеет импортное происхождение (из-за рубежа ввозятся либо нефтепродукты, либо нефть для их изготовления), тесная связь нашего рынка с внешним неизбежна", – объяснил Фокусу исполнительный директор UPECO Сергей Куюн.

В начале года стоимость нефти на мировых биржах преодолела психологический рубеж в $100 за баррель. А уже в средине марта был установлен новый рекорд – $111 за баррель, и только в последние дни наметилось незначительное снижение.

Но ситуация на мировом рынке нефти – все же не единственная причина скачка цен на топливо в Украине. Ведь на фоне роста потребления нефтепродуктов (на 5% по сравнению с прошлым годом) запасы топлива остаются низкими. По оценкам директора Украинского института энергетических исследований Константина Бородина, баланс нефтепродуктов в Украине (объем их внутреннего производства плюс импорт, минус экспорт) в середине марта был на 16% ниже прошлогоднего уровня.

К концу месяца, по прогнозам экспертов, эта цифра увеличится до 20%. Связано это с тем, что украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), по данным Минтопэнерго, в течение двух месяцев 2008 г. были загружены всего на 13,7% от проектной мощности, а производство бензинов за этот период снизилось на 25,1% по сравнению с прошлым годом.

Такие цифры неудивительны. Два из шести отечественных НПЗ – Херсонский и Одесский – остановлены на ремонт, а вокруг пакета акций ЗАО "Укртатнафта", владеющего крупнейшим в Украине Кременчугским НПЗ, уже несколько месяцев не утихает конфликт. Еще осенью прошлого года Татарстан прекратил поставки нефти на этот завод, и теперь "Укртатнафта" вынуждена закупать сырье на внешних рынках, что не могло не повлиять на объемы производства и стоимость продукции.

Не мешать
Государство в лице Антимонопольного комитета нашло еще одну причину подорожания – монопольный сговор. Глава АМКУ Алексей Костусев 25 марта обвинил в антиконкурентных действиях двух крупнейших производителей нефтепродуктов – Лисичанский и Кременчугский НПЗ. По словам чиновника, эти компании необоснованно поднимали цены на свою продукцию, что и привело к увеличению стоимости топлива.

Кроме того, АМКУ обнаружил, что некоторые розничные торговцы, пользуясь нестабильностью ситуации, тоже необоснованно повышали цены на бензин. Всего региональные отделения ведомства возбудили 18 дел в отношении 40 компаний.

Впрочем, несмотря на такую активность АМКУ, эксперты склоняются к тому, что административное вмешательство в рыночные отношения не только не даст положительного результата, но и приведет к топливному кризису, как это было в 2005 году.

Видимо, поэтому сегодня действия правительства ограничиваются только расследованиями АМКУ и подписанием очередного меморандума между Кабмином и нефте­трейдерами. "Правительство заняло единственно правильную позицию невмешательства в рынок", – отмечает Сергей Куюн.

По старинке
В то, что цены на нефтепродукты снова снизятся, сегодня верят только в Министерст­ве топлива и энергетики. По мнению министра Юрия Продана, в ближайшее время бензин должен подешеветь на 10%. "Этому будет способствовать недавно достигнутая договоренность правительства и нефтетрейдеров", – объясняет чиновник.

В то же время, по мнению экспертов, договариваться с участниками рынка нужно было намного раньше – еще до резкого скачка цен на нефтепродукты. "Экспертно-аналитическая группа, заседания которой раньше были ежемесячными, впервые собралась 4 марта – через два с половиной месяца после назначения правительства Тимошенко", – подчеркивает Константин Бородин.

Кроме того, эксперты отмечают, что исследования цен на нефтепродукты в Украине ведутся необъективными методами. В частности, в министерской методике используются устаревшие значения курса евро, старые ставки акцизного сбора на дизтопливо (30 вместо ныне действующих 35 евро за тонну) и другие незначительные, но многочисленные отклонения от реальных данных.

"Очень показательным является результат прошлого года: мировые цены на бензин и дизтопливо суммарно выросли на $633 за тонну, а цены на украинских АЗС – на $638 за тонну", – делится своими наблюдениями Сергей Куюн. Иными словами, топливные ритейлеры попросту переложили на потребителя подорожание топлива в мире, не снижая при этом размер собственной прибыли.

По мнению Ивана Плачкова, экс-министра топлива и энергетики, а ныне советника Президента, государство должно активнее действовать в решении проблемы роста цен на нефтепродукты. "Устанавливать жесткие цены на бензин – бесперспективное занятие. Но четко отслеживать ценовую политику – вполне по силам госструктурам", – заявил он.

Проблема в том, что реально повлиять на ситуацию на рынке нефтепродуктов государство не способно. Из шести украинских НПЗ государству принадлежит лишь 50% акций проблемного ЗАО "Укртатнафта". Смягчить ценовые всплески могло бы стимулирование накопления запасов топлива нефтетрейдерами и создание правительством стабилизационного резерва нефтепродуктов.

"Но нынешнее правительство с этим серьезно запоздало, – считает Константин Бородин. – Соответствующее распоряжение "Укртранснафте" (госкомпания, ответственная за формирование резерва. – Фокус) дали только 4 марта. То есть время для закупок нефти по низкой цене было безвозвратно упущено". Тем не менее создавать стабилизационный фонд все же нужно, ведь к лету цена на нефть может снова подняться.

Дальше – больше
Тем временем розничные торговцы уже готовятся повышать цены на товары и услуги, мотивируя это подорожанием бензина. При этом, по мнению специалистов, долю бензина в себестоимости, мягко говоря, завышают. "Даже у транспортников топливо – далеко не всегда ключевой элемент ценообразования. Ну а, скажем, в мясе топливная составляющая в несколько раз меньше", – объясняет Сергей Куюн.

На самом же деле цены на бензин не столь критичны для производителей товаров. "Стоимость нашей продукции не зависит напрямую от стоимости сырья или бензина. Она определяется только рынком", – сообщил Фокусу Петр Чернышов, генеральный директор группы предприятий BBH в Украине (торговая марка пиво "Славутич"). Все транспортные затраты он оценивает на уровне около 6% от выручки компании.

У других производителей пива доля транспортных расходов может достигать 20%, но только в случае если товар перевозят автотранспортом на большие расстояния. В отличие от крупных производителей мелкие и средние бизнесмены ведут себя непредсказуемо. "Когда разговариваешь с торговцами на базаре, создается ощущение, что мясо и фрукты из бензина делают", – возмущается Сергей Васильев.

В ближайшие месяцы это ощущение, скорее всего, будет только усиливаться. На цену топлива влияет масса непредвиденных факторов, но все же большинство аналитиков прогнозирует дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители. Ситуация внутри Украины тоже вряд ли кардинально изменится.

И хотя эксперты считают необоснованными мрачные прогнозы вроде 8 грн./литр 95-го уже через несколько месяцев, топливо, скорее всего, будет дорожать и дальше. "Твердо можно говорить лишь об одном – дешевого бензина уже не будет", – заключает Сергей Куюн.

Сколько бензина в пиве
Цена топлива закладывается в стоимость практически всех товаров и услуг. Отличаются лишь доли, которые бензин занимает в их себестоимости

* пассажирские перевозки междугородними маршрутками
** в зависимости от интенсивности перевозок автотранспортом
*** речь идет об импортируемых товарах