Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса
Курение

Управдым. Запрет рекламы сигарет увеличит контрабанду табака

Управдым. Запрет рекламы сигарет увеличит контрабанду табака
По мнению борцов с курением, полный запрет рекламы сигарет должен улучшить здоровье нации, но участники рынка уверены, что это только увеличит доходы нелегальных продавцов
000

В 2010 году украинцы выкурили около 15 млрд. штук контрабандных и поддельных сигарет. Это в 15 раз превышает показатель 2005 года и в 2,2 раза – показатель 2009-го. В результате в бюджет не поступили миллиарды гривен акцизного сбора, сотни тысяч гривен налога на добавленную стоимость, а торговля сигаретами ещё более криминализовалась. По мнению представителей крупных табачных компаний, которое они, впрочем, предпочитают высказывать неофициально, к такой ситуации привела непродуманная борьба с курением, в рамках которой в стране за последние три года восемь раз повышали ставки акцизного сбора на табачные изделия, вследствие чего они подорожали втрое. Но несмотря на то, что производство сигарет в 2010 году в стране упало, налоги украинских производителей, а также сборы от легального импорта в 2010 году пополнили бюджет на $1,5 млрд., что равно 8% дохода государственной казны.


Обратный эффект. Юрий Кишко из  Imperial Tobacco в Украине утверждает, что на количество курильщиков запрет рекламы существенно не повлияет, а вот количество контрабанды и подделок увеличит. Фото: UNIAN

При этом легальным налогоплательщикам – табачным компаниям – год из года становится всё труднее вести бизнес. Борясь за здоровье нации, украинская власть вводит для табачников жёсткие ограничения, аналогов которым нет ни в одной развитой стране мира. Сейчас готовится ко второму чтению законопроект №5164, согласно которому будет введён запрет на любое информирование о табачных изделиях, вплоть до размещения сигаретных пачек на прилавках. Кроме того, табачников хотят лишить права заниматься любыми видами спонсорства и благотворительности, а также возборонить им размещать табачные бренды на товарах, которые не являются сигаретами – например, на обёрточных упаковках или пепельницах.

Слепой с глухим

Сейчас в Украине запрещены все основные виды рекламы табачных изделий – 15 лет назад её не стало на телевидении и радио, два года назад она исчезла с улиц городов и больше года её не печатают в неспециализированных газетах и журналах. Для того чтобы прорекламировать свою продукцию, табачники могут устраивать вечеринки для совершеннолетних, печататься в изданиях, посвящённых табаку, а также размещать свою печатную продукцию в местах продаж сигарет. Ещё одним дозволенным способом рекламы осталась прямая коммуникация с потребителем: например, когда промоутер предлагает купить определённую марку сигарет и выиграть приз.

Всё это не устраивает одного из самых непримиримых борцов с производителями сигарет в Украине Константина Красовского, завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава. «Рекламу нужно запретить полностью, в том числе и плакаты в местах продаж, – категоричен он. – Только так можно уменьшить количество курильщиков». Красовский, который в составе рабочей группы принимает участие в доработке спорного законопроекта, убеждён: помимо того, что табачники постоянно находят лазейки, чтобы их рекламу увидели как можно больше людей, любое упоминание о сигаретах ведёт к распространению курения.

Фокусу удалось получить материалы рабочей группы по доработке законопроекта, общий объём которых составляет около 250 страниц текста мелким шрифтом и, по сути, напоминает диалог слепого с глухим. Борцы за здоровье нации не слышат доводов представителей табачной отрасли, которые, в свою очередь, ищут любые способы оставить рекламу в законе.

Их главный аргумент – недейственность драконовских запретов. «Принятие этого законопроекта не приведёт к существенному снижению доли курильщиков», – считает директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко. И у него есть серьёзные основания для такого вывода: число курильщиков в странах с либеральными табачными законами не слишком отличается от тех государств, где действуют строгие запреты. Например, в Латвии, где не увидишь рекламу сигарет на улицах и в массмедиа, курит 37% граждан, а в Швейцарии, полностью запретившей рекламу табака лишь в электронных СМИ, курит всего 27% населения.

Ещё одна причина, по которой табачные компании протестуют против закона, – опасение проиграть борьбу за потребителя поставщикам нелегальной продукции. «При отсутствии информации о продукте единственным инструментом конкуренции остаётся цена. А цены на продукцию легальных производителей не смогут конкурировать с ценами теневого рынка, – предупреждает генеральный директор ассоциации «Укртабак» Валентина Хоменко. – Легальные сигареты быстрыми темпами будут замещаться нелегальными».

При этом пострадают от контрафакта прежде всего подростки. Такие сигареты дешевле, чем легальная продукция, а продавцов, незаконно торгующих на улице, возраст покупателей интересует в последнюю очередь. По данным Министерства здравоохранения, количество курящих молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет в 2010 году выросло почти на 1%.

Впрочем, в мире существует немало примеров успешной борьбы с курением. Николай Полищук, экс-министр здравоохранения, а ныне глава координационного совета «Украина, свободная от табачного дыма», утверждает, что запреты помогли бороться с курением в США, Польше, Финляндии и Швеции. «Там полностью запретили рекламу табака, а также курение в общественных местах, – рассказывает он. – Например, в Польше запрещено курить на ходу». 

Курить нельзя запретить


Помощь друзей. Борьба с курением стала такой же индустрией, как и выпуск табачных изделий: часто война с вредными привычками в стране ведётся на деньги зарубежных спонсоров

Всего с начала 2010 года в Верховной Раде было зарегистрировано 13 законопроектов, направленных на борьбу с курением. Причём в случае принятия некоторых из них убытки понесут не только табачные компании, но и мелкие предприниматели, торгующие сигаретами. Например, сразу несколько законопроектов предлагают запретить продажу табачных изделий в киосках, а также на остановках общественного транспорта и в метрополитене. По мнению автора одного из законов, народного депутата Юрия Кармазина, такая мера сделает сигареты менее доступными и будет способствовать здоровому образу жизни.

Но одними законопроектами, наступающими на горло табачным компаниям и их дистрибьюторам, ситуацию с курением не изменить, считают все опрошенные Фокусом эксперты. Константин Красовский утверждает, что за годы существования госпрограммы по борьбе с курением государство не выделило на неё ни копейки, и говорит, что запрет рекламы уменьшит число курильщиков лишь в далёкой перспективе. «Необходимо запретить курение на рабочих местах, организовать помощь тем, кто хочет избавиться от вредной привычки, а также широко информировать о вреде табачного дыма», – говорит Красовский.

Правда без реальных действий со стороны государства и эти меры ничего не изменят. 

«Мы живём в стране, где ничего не делается для создания альтернативы нездоровому образу жизни, – резюмирует глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Артём Биденко. – У нас не строят бассейны, нет детских кружков, не развивается спорт. О какой борьбе с курением можно говорить?».

Екатерина Шаповал, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.