Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Выставка в Берлине рассказала об истории "медийного ребенка"

Выставка в Берлине рассказала об истории "медийного ребенка"
Масс-медиа давно и прочно вошли не только во взрослую, но и в детскую жизнь. Мы просто не представляем себе, насколько давно и как прочно. Об этом рассказывает выставка в Берлине.
000

Название выставки в берлинском Музее коммуникаций - «KinderMedienWelten» - можно было бы перевести так: «Детские медийные миры». Звучит очень современно. Тем удивительнее, что самый старый экспонатвыставки датирован... 1885 годом. Но именно это ее тема: показать, как слово, звук, изображение меняли характер детского восприятия действительности, интересы и желания детей. Всего 80 экспонатов, относительно немного, зато - на любой возраст: от сделанных в виде мобильных телефонов массажеров для грудничков, у которых режутся зубки, до учебных компьютерных программ для школьников старших классов. В целом история «медийного ребенка» насчитывает более 135 лет!

Убедить и продать

Экспозиция построена тематически. Один из ее разделов называется «Идеология и коммерция». Такое сочетание только на первый взгляд кажется странным. Книги и журналы, радио, телевидение и компьютер - все это захватывает детей целиком и безоговорочно, околдовывая, как дудочка сказочного Крысолова из Гамельна, и оказывает на них колоссальное влияние.

Понятно, что это влияние пытались и пытаются использовать в пропагандистских и коммерческих целях. Нацисты очень активно формировали у подрастающего поколения соответствующее мировоззрение, что показывают, например, представленные в экспозиции книжки и буквари, на страницах которых добрый дядя Гитлер учит малышей уму-разуму. А рядом - гэдээровский журнал «Полевая почта», с младых ногтей воспитывавший в детях милитаристский дух и готовность с оружием в руках защищать «завоевания социализма» от коварного Запада.

Зубры рыночной экономики и специалисты по рекламе продвигают свои собственные продукты, конечно, более тонко. Как таковой рекламы в детских журналах нет, но они сделаны так, что редко какой ребенок не ткнет пальцем в страницу с настойчивым «Мама, купи!» Кроме того многие компании, производящие игрушки, выпускают специализированные журнальчики, в которых представляют свою новейшую продукцию: новые украшения для Барби, инструменты Боба-строителя, фигурки LEGO и так далее. Уже в 70-е годы многие родители и педагоги с тревогой говорили о «коммерциализации детства». А победный марш бытовой электроники тогда только начинался...

Электронная няня

Детский кассетник-плеер, игровая приставка Commodore, Тамагочи и Game Boy, - все эти хиты 80-90-х годов на выставке можно не только увидеть, но и большей частью, что называется, попробовать в деле. Очереди, правда, не наблюдается, дети и подростки к этим раритетам не ломятся. Они теперь играют в другие игры. Сегодняшний детский мир - это компьютерная мультимедийность, социальные сети, мобильники и смартфоны.

Но устаревает не все. Электронная Арина Родионовна, сначала аудиозаписи детских сказок на кассетах, потом компакт-дисках, теперь МР3, по-прежнему пользуется огромной популярностью - во всяком случае, в Германии. Интересно, что первая такая «эрзац-няня» родилась не вместе с кассетными магнитофонами, как обычно считается, а гораздо раньше - в конце 19-го века. Появились граммофоны для взрослых, и очень скоро стали делать мини-граммофоны и фонографы для детей. Запас слов был у них, правда, небольшой. Сегодня столько может рассказать даже не самая дорогая говорящая кукла.

Устаревшая АЭС

Многие медийные игрушки просто видоизменились, усложнились, стали изощреннее благодаря техническому прогрессу. Так, на смену «волшебному фонарю» - проектору, показывавшему рисованные цветные картинки в самом начале 20-го века, - и стереоскопам 1920-х годов пришло телевидение, видео и DVD. Девичьи поэтические альбомы и дневники с розовой обложкой и крошечным позолоченным замочком сегодня по-прежнему пользуются популярностью, но уже появились в продаже (и хорошо продаются) их электронные наследники в элегантном пластмассовом футляре того же кричаще-розового цвета.

Впрочем, детская медийная среда меняется не только, так сказать, технически, но и мировоззренчески. Экспозиция в Музее коммуникаций демонстрирует это на очень наглядных примерах. Один из них - бумажная модель («Вырежи и склей сам!») атомной электростанции 1983 года. Сегодня такое было бы немыслимо. Германия собирается отключить все свои АЭС, которые ни дети, ни взрослые уже давно не считают символом прогресса, и такие модели никто не покупал бы.

Источник: Русская служба DW

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.