Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Куйте деньги: как кузнец из Нежина добился рентабельности своего дела в 70%

Куйте деньги: как кузнец из Нежина добился рентабельности своего дела в 70%
Фокус начинает цикл материалов о том, как в основных отраслях украинской экономики чувствует себя малый бизнес. Сегодня речь пойдёт о малой металлургии: вложив в дело несколько тысяч долларов, Евгений Гордиенко из Нежина создал кузнечный бизнес с рентабельностью 60–70%
000


Свои деньги Евгений Гордиенко, как и большинство отечественных миллиардеров, зарабатывает на металле. Правда, его заработки поскромнее, чем у металлургических магнатов, а вместо промышленных гигантов в его собственности – мастерская кованых сувениров.

По следам хоббитов
Кузнечным делом Евгений занялся несколько лет назад, вернувшись после службы в армии. В гараже своих родителей он наладил производство кованых шлемов, так называемых нормандок. Ничего другого на тот момент он качественно выковать не умел. Тем не менее дело пошло – продукция пользовалась устойчивым спросом.

– Я смог вывести производство на поток. Причём качество было высоким, а каждый шлем при этом имел свои индивидуальные черты. Тогда я окончательно понял, что мне нравится работать с металлом.

Сегодня Евгений куёт самые разнообразные сувениры, доспехи и оружие. Военное направление творчества имеет своё объяснение: в школе он увлекался фехтованием, а будучи студентом Киевского политехнического института, познакомился с движением толкиенистов и принимал активное участие в ролевых играх, разыгрываемых поклонниками автора «Властелина колец». По приглашению одного из товарищей Евгений Гордиенко пришёл в мастерскую, где ему дали возможность самому изготовить себе доспехи.

– Попробовал – получилось, и мне предложили делать шлемы, тренировочные доспехи для ролевых игр. Серьёзно заняться этим ремеслом я решил уже после армии, когда опять приехал в гости к товарищу и понял, что могу это делать качественно. Ну а окончательный выбор сделал после того, как поработал в кузнице с горячим железом. И потом, у меня прадед был кузнецом, наверное, отсюда у меня и тяга к этому делу.

Дедовским методом. Для работы Евгению Гордиенко не нужно современное оборудование – достаточно молота, наковальни и таланта
Дедовским методом. Для работы Евгению Гордиенко не нужно современное оборудование – достаточно молота, наковальни и таланта

Дедовским методом. Для работы Евгению Гордиенко не нужно современное оборудование – достаточно молота, наковальни и таланта

Дедовским методом.  Для работы Евгению Гордиенко не нужно современное оборудование – достаточно молота, наковальни и таланта



Сапожник без сапог
Путь к собственной кузнечной мастерской занял у Евгения несколько лет. Сначала была работа кузнецом на одной из киевских фирм, изучение секретов профессии и приобретение мастерства.

– Сразу начинать собственное дело я не хотел – не хватало опыта. Кроме того, нужно было изучить рынок, наладить связи с клиентами и коллегами по цеху.

Создание собственной кузницы обошлось Гордиенко в $7 тыс. без учёта стоимости помещения – под кузницу мастер отвёл одно из строений своего частного дома в Нежине. Первое, что бросается в глаза в кузнице, – это полное отсутствие механизмов и крупного оборудования.

– Для кузнеца главное – собственное умение и талант. Мне достаточно молота и наковальни, а технику я использую для резки и сварки металла, и только когда это необходимо.

По оценкам Евгения, в стоимости его продукции только 20–30% приходится на материал. Остальные деньги кузнец берёт за работу, а она зачастую бывает кропотливой и сложной.

– Когда я делал на заказ пластинчатый доспех, мне пришлось выковать около 500 пластинок. В каждой из них надо было просверлить 11 отверстий, через которые пропускались кожаные ремешки, и всё это связывалось вместе.

Меч из средиземья. Ковать оружие Евгений Гордиенко начал ещё в студенческие годы, когда увлекался творчеством Толкиена
Меч из средиземья. Ковать оружие Евгений Гордиенко начал ещё в студенческие годы, когда увлекался творчеством Толкиена


Основную часть заработка Гордиенко приносит создание эксклюзивных, а не массовых моделей. К примеру, клиент, желающий покрасоваться в средневековых доспехах, выкованных специально для него, должен выложить за них 1,5 тыс. евро. Для сравнения: сувениры, которые Евгений называет поточными и продаёт посредникам, стоят от 20 до 50  грн. за штуку. Но сам мастер утверждает, что стремление работать по индивидуальным заказам связано не только с заработками:

– Я стараюсь держаться в сегменте «эксклюзив», потому что такие вещи всегда делаются с душой, это всегда творчество. Допустим, я возьму заказ на десять доспехов, сделаю их, но при этом заскучаю. Для меня лучше взять один-два заказа и сделать их интересно, красиво, с душой.

Себя Евгений своей продукцией никогда не балует. И вовсе не потому, что на это не хватает времени: кузнец утверждает, что народная присказка «сапожник без сапог» придумана не зря.

– Ни один сапожник не может пошить себе сапоги, чтобы не сказать: ага, вот здесь у меня такой недочёт, а здесь – такой. У меня есть знакомый кузнец, который делает для других отличные ножи, а себе купил на базаре. Потому что он знает в каждом ноже свои недочёты! Он так и говорит:  «Пусть сделаю себе нож лучше, чем этот, но я буду знать, что там есть ошибки, и это будет меня беспокоить. Лучше я буду пользоваться купленным, хоть он и хуже». У меня практически такая же ситуация. Все вещи, которые я делаю, я либо продаю, либо дарю.

Суперсковородка
По оценкам экспертов, объём рынка кованых изделий в Украине достигает $500 млн. и растёт из года в год. Правда, какая именно его часть приходится на долю кузнецов-одиночек, сказать трудно. Многие из мастеров либо не афишируют свою деятельность, либо работают для души и сами своими произведениями не торгуют. Но, по мнению Евгения, обострения конкуренции в сегменте изделий по индивидуальному заказу бояться не следует.

– Особо с конкуренцией не сталкивался, и кузницу мне громить не приезжали (смеётся). Я пока только начинаю, но заказов, в общем-то, хватает. У любого мастера, который вкладывает в свои произведения душу, самовыражается в них, всегда найдётся покупатель. Потому что две одинаковых души не найдёшь! У каждого производства, каждого мастера – свой стиль. Фирмы, работающие на поток, спешат, а я стараюсь не торопиться, а делать качественнее.

«Золотая» кольчуга. Почувствовать себя средневековым рыцарем стоит недёшево: только за эксклюзивные доспехи придётся выложить 1 500 евро
«Золотая» кольчуга. Почувствовать себя средневековым рыцарем стоит недёшево: только за эксклюзивные доспехи придётся выложить 1 500 евро


И всё же Евгений Гордиенко не собирается всегда оставаться в одиночестве. Как и крупные металлурги, он планирует расширять свой бизнес.

– Хочу вывести дело на тот уровень, когда у меня будут работать несколько человек на поточных линиях. Не исключено, что такие линии будут хорошо оплачиваться, так же, как и эксклюзив. Но я всегда буду делать что-то для души. То есть я планирую две разных линии – несколько поточных, дающих деньги к существованию, и одну линию эксклюзива.

Мастер не собирается замыкаться только на ковке металла, а хочет осваивать смежные ремёсла:

– Не знаю, на чём я остановлюсь, и остановлюсь ли вообще в освоении ремёсел. Несмотря на то что я для себя чётко определил направление, всё же не стану ограничиваться только железом. Сейчас пробую работать с деревом, с кожей, планирую попробовать работать с глиной.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.