Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Креатив на двоих

Креатив на двоих
Фокус продолжает цикл материалов о малом бизнесе. Семейная компания Веры и Константина Счастных нашла свою нишу на рекламном рынке: имея 30% рентабельности, своим именитым клиентам компания порой поднимает продажи на 700%
000


В 1993 году руководство Национального выставочного центра в Киеве собиралось подписать контракт с немцами. Но стиль, доставшийся в наследство от советской ВДНХ, никак не подходил для организации бизнес-выставок, и партнёрство с иностранными инвесторами было под угрозой. 

Поэтому маркетологи НВЦ решили привлечь дизайнеров, чтобы убрать архаичные снопы с колосьями и придать комплексу современный европейский вид. Работу поручили небольшой молодой дизайн-студии «Золотой лев». В результате НВЦ получил строгий стильный дизайн и подписал контракт с немцами, а студия успешно выполнила свой первый заказ. 

С тех пор изменилось многое: «Золотой лев» начал разрабатывать стиль для новых товаров и заниматься рестайлингом уже известных брендов, фирменный стиль, консультировать клиентов по вопросам дизайна. Не изменилось одно – студия супругов Веры и Константина Счастных остаётся небольшим семейным бизнесом, на них работают всего два дизайнера и бухгалтер.
 
Покорители банкиров
До создания «Золотого льва» Вера возглавляла отдел маркетинга в крупной украинско-венгерской компании, её муж Константин занимался живописью и всё своё время посвящал открытию выставки в Лондоне. Но в начале 90-х Вере надоело работать «на дядю» и она решилась открыть своё дело. 

Роли распределились сами собой. «Я знаю, как заработать миллион, но не умею рисовать», – говорит Вера. «Я неплохо разбираюсь в дизайне, но в организационных вопросах безусловный талант у Веры», – смеётся Константин. Свою первую работу для НВЦ супруги вспоминают с удовольствием: 

– Это был очень хороший заказ. Но второй оказался ещё круче. Благодаря ему у компании появился первый постоянный клиент – шоколадная фабрика «Украина», сотрудничество с которой длилось на протяжении 12 лет. Упаковка всей их продукции была разработана нами. В том числе и фирменный знак самой шоколадной фабрики, и торговая марка «Украина». 

Постоянные клиенты – одно из главных преимуществ «Золотого льва». В этом году, например, исполняется 10 лет совместной работы с Правэкс-банком – весьма непростым клиентом. Представители банка откровенно предупреждали Константина и Веру: «У нас очень высокие требования к работе, ещё никто долго не выдерживал». 

Но до сих пор на столах сотрудников Правэкса лежат календари, блокноты и годовые отчёты в исполнении «Золотого льва». Кроме того, сейчас на счету дизай-студии сотрудничество с «Ratiopharm Украина», «САН ИнБев Украина», «BBH Украина», «Союз-Виктаном», «Орантой» и многими другими. 

Из рук в руки
Уровень заказов небольшой студии удивляет, ведь рекламный рынок – удел больших сетевых агентств, многие из которых известны во всём мире. Но это не помешало «Золотому льву» найти свою нишу. 

– Большие студии не заинтересованы в создании суперкачественного дизайна. Это не их хлеб. Они зарабатывают деньги на совершенно других вещах, например, на размещении рекламы в прессе, радио, телевидении. А такие небольшие студии, как наша, зарабатывают на креативе. Когда к нам идут крупные заказчики? Когда сетевые облажались! Когда после нескольких месяцев упорной и кропотливой работы по созданию чего-то нового и гениального фокус-группы показывают заказчику, что на выходе у него ноль. 

Находить именитых клиентов владельцам «Золотого льва» помогают прежде всего личные контакты: 

– Мы переходим из рук в руки. Приходите вы в офис «Крафт фудс», в комнате сидят четыре менеджера, каждый из которых ведёт какой-то свой продукт: «Корону», шоколад «Украина», чипсы «Люкс» и кофе «Якобс». Когда вы презентуете проект своему заказчику, это видит весь офис. Эдакая мини-фокус-группа. Вам аплодируют, всем всё нравится. В то же время за соседним столом другая фирма демонстрирует полную лажу. И тогда к вам подходят и начинают предлагать: не хотите ли заниматься нашим продуктом? Мы отвечаем: а почему бы и нет? Потом эти менеджеры уходят работать на другие фирмы и мы снова переходим из рук в руки. 

Пресс денег. Неплохо зарабатывая на жизнь, владельцы «Золотого льва» экономят своим клиентам гораздо большие суммы
Пресс денег.  Неплохо зарабатывая на жизнь, владельцы «Золотого льва»  экономят своим клиентам гораздо большие суммы



Эффект Снегурочки
Проблемой большинства небольших студий, как, впрочем, и крупных агентств, является диктат заказчика. Но «Золотой лев» диктатуры не приемлет. Более того, сейчас, прочно встав на ноги, компания позволяет себе выбирать клиентов. 

– Нам говорят, что мы избалованы. Но если нас не привлекает какой-то проект, мы от него просто отказываемся. Знаете, если проект не греет душу в самом начале, то в конце точно не будет ничего хорошего. Поэтому если нет, то нет. Ну а если да, тогда мы выкладываемся на все сто. Наше преимущество ещё и в том, что мы стараемся работать с высшим менеджментом фирмы-заказчика, то есть с людьми, ответственными за принятие решения, и нам доверяют. 

Своё занятие Константин считает скорее творчеством, чем бизнесом. Он вспоминает, как однажды в «Золотой лев» обратился очередной производитель шоколада. Заказ был весьма тривиальным – шоколадные фигурки к Новому году. Но помимо привычных дедов-морозов и зайцев заказчик попросил сделать ещё и снегурочку. Константин вспоминает этот случай с улыбкой: 

– Я подумал: ну, раз снегурочка, то её надо сделать такую классную, чтобы все мужики хотели её друг другу подарить на Новый год! И мы сделали несколько: от самой скромной, классической до эффектной постмодернистской. Заказчик выставил всю продукцию на фокус-группы, и, как оказалось, восемь человек из десяти готовы были купить таких снегурочек. 

Красочные деньги
Креативные идеи «Золотого льва» радуют не только глаз, но и кошелёк. Константин говорит, что одним из самых красочных примеров этого стал разработанный студией стиль пива «Чернігівське Біле», который помог этому продукту сходу взять 4% всего украинского рынка пива. Или, например, шоколадные конфеты «Корона-Кармен». 

– Когда в ходе рестайлинга студия разработала для этого продукта принципиально новый дизайн упаковки (новый в плане философии, а не геометрии), его продажи мгновенно выросли в разы. Когда же спустя годы, наши друзья-сетевики вновь переделали этот продукт, вернувшись к «очень классическому» дизайну, нетрудно было предсказать, что этот шедевр проживёт недолго.

Правда, обеспечивая своим клиентам столь серьёзные показатели роста и выполняя заказы стоимостью в десятки тысяч долларов, сами владельцы «Золотого льва» довольствуются лишь 30-процентной рентабельностью. 

Вера Счастная объясняет, что в дизайне вообще очень сложно делать точные подсчёты. Поэтому, договариваясь с заказчиками, она предпочитает получать чёткий бюджет и оговаривать чёткие сроки выполнения заказа: 

– Должны быть бюджетные рамки. Потому что для торговой марки можно рисовать кистью холст, фотографировать, потом уменьшать. Тогда по цене это будут огромные деньги, да и времени займёт немало. 

Когда заказчик ориентирует владельцев «Золотого льва» по срокам и деньгам, Вера и Константин подсказывают ему, где лучше напечатать продукцию, как это сделать, советуют специалистов для контроля качества и даже помогают сэкономить деньги. 

– Сейчас мы делаем рестайлинг мировой торговой марки сигарет, – говорит Вера. – На сегодняшний день там восемь красок. При миллиардных тиражах пачек одна краска в месяц выливается в $140–150 тыс. А можно сделать дизайн намного лучше, но при этом пачка будет печататься не в восемь красок, а в шесть или даже в пять. Это выглядит более стильно, кроме того, вы экономите заказчику по полмиллиона каждый месяц. Если нечто подобное делает «правильное» агентство, за которым стоят «правильные» юристы, то компания получит бонус. 

Рекламный боулинг 
В отличие от больших сетевых агентств, «Золотой лев» продаёт авторские права на свои работы. Это скорее вынужденный шаг: за использование авторских идей в Украине платить ещё не приучились. 

Так, однажды студия работала над дизайном упаковки детских новогодних подарков для «Крафт фудс Украина». Каково же было удивление супругов, когда на столе у собственного бухгалтера, они увидели продукцию одного из отечественных хлебокомбинатов, упакованную в пакет с аналогичным дизайном. Но претензии Счастных пекари полностью проигнорировали. 

С каждым годом в Украине появляется всё больше сетевых рекламных агентств, и «Золотому льву» всё сложнее с ними конкурировать. Однако менять профиль деятельности Константин не собирается: 

– Вера мне постоянно говорит: «Бросай дизайн и возвращайся к живописи». Это значительно приятнее для нервов и семейного бюджета. Но если ты плотно вошёл в струю, то просто так из неё не выскочишь. Есть обязательства, есть ответственность перед заказчиком и собственным коллективом. С этой работой сростаешься. Даже на рыбалке со спинингом в руках или с мячом в боулинг-клубе всё равно продолжаешь думать, как же сделать так, чтобы продукт заказчика стал самым успешным. И когда у тебя страйк, ты говоришь – эврика!

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.