Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

DW: Лукашенко меняет русский транзит на литовский

DW: Лукашенко меняет русский транзит на литовский
Беларусь приобрела 30 процентов активов одного из терминалов порта в Клайпеде. Активизацией сотрудничества с Вильнюсом Минск пытается ослабить влияние Москвы, полагает Наталья Макушина.
000

Государственная компания Беларуськалий вложила 30 миллионов долларов в приобретение 30 процентов активов одного из терминалов порта в Клайпеде. Белорусская сторона ведет также переговоры о покупке акций еще одной клайпедской стивидорной компании. Хотя всего полгода назад президент Александр Лукашенко угрожал отказаться от литовского направления в пользу российских морских терминалов, несмотря на то, что каждая третья тона грузов в порту - белорусская.

О возможности двойного увеличения объемов проходящих через Клайпеду грузов из Беларуси заявил премьер Беларуси Михаил Мясникович на 9-м белорусско-литовском инвестиционном форуме, прошедшем в Клайпеде 18-19 апреля. Для Минска партнерство с Вильнюсом в области транзитных перевозок принесет не только коммерческую выгоду, но и будет способствовать ослаблению диктата Москвы.

В Европу через Балтику

Инвестиции Беларуси в развитие порта в Клайпеде нельзя оценивать как привычное «маятниковое движение» Минска от Москвы к Брюсселю. Это ясное свидетельство того, что белорусское руководство рассчитывает на улучшение отношений с ЕС, снятие точечных визовых и экономических санкций со стороны Запада и на помощь Литвы, которая будет председательствовать в ЕС во второй половине этого года.

Вильнюс активно взялся за нормализацию контактов Минска и Брюсселя. В отличие от Польши, бывшей председателем в ЕС в 2011 году и не сумевшей помочь преодолению разногласий Беларуси с Евросоюзом, Литва нашла способ, чем привлечь Минск к сотрудничеству. Белорусским субъектам хозяйствования на бизнес-форуме в Клайпеде были предложены выгодные двусторонние сделки, так что и бизнесмены остались не в накладе, и белорусские инвестиции пришли в Литву. В то же время литовские политики не отступили от главного условия Евросоюза: диалог Беларуси с ЕС возможен только после того, как политзаключенные выйдут на свободу.

В поисках выгоды

Правда, вопросы демократических перемен Минск пока оставляет за скобками. Но на фоне переговоров, целью которых является втягивание Беларуси в сферу влияния ЕС, вряд ли возможно ожидать от европейских политиков введения широких экономических санкций, которые, как надеются некоторые горячие головы, должны «свалить» белорусский режим.

Президент Александр Лукашенко, выступая с посланием к белорусскому народу, позитивно оценил успехи 9-го инвестиционного форума и итоги сотрудничества с Литвой. В Беларуси уже работают более 400 предприятий с литовским капиталом. В течение ближайших двух лет белорусская сторона рассчитывает на привлечение из Литвы еще 150 миллионов долларов инвестиций. Дополнительные возможности заработка дадут Беларуси приобретенные за счет государства акции стивидорных компаний в Литве.

Главное в этом сотрудничестве то, что инвестиции Минска в развитие порта в Клайпеде открывают совместную белорусско-литовскую перспективу участия в Северном транзите НАТО (NDN - The Northern Distribution Network) после окончания операции в Афганистане в 2014 году. А это миллионы долларов прибыли - на что собственно поставила Литва, активизировав переговорный процесс с Беларусью.

Самостоятельная роль

Возможность увеличения по белорусской и литовской территории железнодорожных перевозок грузов из Афганистана и в Афганистан обсуждались на совещании у Лукашенко еще в 2012 году. Препятствием для развития диалога было наличие в Беларуси политических узников. Эта причина и сегодня мешает привлечению Минска к реализации натовского проекта в Восточной Европе, хотя коммерческая выгода NDN, в том числе и по перевозке грузов в будущем, очевидна и для Вильнюса, и для Минска.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членом которой является также и Беларусь, в декабре минувшего года высказалась в поддержку невоенных перевозок по маршруту NDN и назвала Северный транзит дорогой, которая будет обеспечивать стабильность в Центральной Азии. Однако самостоятельная транзитная роль Беларуси, да еще в паре с Литвой, вряд ли понравится Кремлю.

Лукашенко не зря тянет с освобождением политзаключенных и ведет торг, повышая цену на возможные совместные контракты с литовскими партнерами, ведь на кредиты от Кремля или МВФ рассчитывать не приходится. Чтобы ослабить давление со стороны Москвы, Минск по обыкновению умело использует желание Вильнюса стать посредником в улучшении отношений Беларуси и ЕС.

Источник: Русская служба DW

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.