Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Средства массового влияния. Покупка UMH Group – верный признак подготовки к президентским выборам

 Средства массового влияния. Покупка UMH Group – верный признак подготовки к президентским выборам
Со сменой собственника UMH Group заканчивается большой передел на украинском медиарынке. Монополизация СМИ - верный признак подготовки к будущим президентским выборам
000

Имя Сергея Курченко стало известно публике в конце 2012 года благодаря репортёрам Forbes.ua. Расследуя схемы продажи сжиженного газа, журналисты и представить не могли, что 27-летний харьковский бизнесмен, избегавший тогда внимания прессы, всего через полгода станет их боссом. Продажа Борисом Ложкиным всех медиаактивов UMH Group и покупка их структурой Сергея Курченко заставила всерьёз задуматься: а есть ли сегодня на украинском рынке покупатели таких активов? Иными словами, есть ли другие, так же, как и президентское окружение, заинтересованные в покупке таких дорогих и таких затратных проектов? Ответ очевиден: продажа UMH Group завершает консолидацию практически всех влиятельных СМИ лояльными к президенту финансово-промышленными группами.


Телевидение, радио, газеты и раньше принадлежали крупным ФПГ, для которых медиабизнес был непрофильным. Так, мощнейшие телевизионные группы страны принадлежат структурам Дмитрия Фирташа, Виктора Пинчука, Игоря Коломойского — олигархам, чьи основные активы находятся в металлургической, химической, энергетической отраслях и в банковском секторе. С продажи телеканала «Интер» и начался большой передел.

Большая кнопка
Основной ресурс группы «Интер» — одноимённый телеканал — к началу текущего года считался подконтрольным бывшему вице-премьеру Валерию Хорошковскому. После парламентских выборов и формирования нового Кабинета министров, где Хорошковскому места не нашлось, группа распространила пресс-релиз о продаже каналов Дмитрию Фирташу. Валерий Хорошковский заявил, что «в сложившихся обстоятельствах» не видит возможностей развивать медиахолдинг. Официально стоимость сделки Фирташем озвучена так и не была (цифру в $2,5 млрд, «слитую» в прессу, все эксперты сочли непомерной). Между тем оказалось, что Хорошковский находится за границей и возвращаться пока не планирует. Там он остаётся и по сей день, что подпитывает версию о добровольно-принудительной продаже канала.

Миноритарным партнёром Дмитрия Фирташа при покупке «Интера» выступил глава АП Сергей Лёвочкин.

Буквально через пару месяцев разгорелся скандал на единственном оппозиционном телеканале ТВі. Здесь смена собственников превратилась в рейдерский захват —
с усиленной охраной, отстранением гендиректора и запретом допускать особо активных журналистов в аппаратные. До сих пор прежний и нынешний собственники Константин Когаловский и Александр Альт-ман обвиняют друг друга в том, что канал попал под влияние власти. Около 30 телевизионщиков уволились, смена формата пока неочевидна.

Сплошное ТВ
Сергей Арбузов, сменивший Хорошковского на посту первого вице-премьера, начал создавать собственный медиахолдинг, ещё возглавляя Национальный банк. При нём НБУ запустил собственный телеканал БТБ. Также с именем Арбузова связывают покупку телеканала Business и трёх каналов поменьше, входящих в ту же группу (Ukrainian Fashion, A-One и Dobro-TV).
История покупки телевизионных ресурсов была интересной: ранее ими владел бизнесмен Руслан Демчак (страховая компания «Добробут»). Прошлым летом Демчак выдвигался в депутаты по округу в Винницкой области, где его главным конкурентом был Григорий Калетник (отец нынешнего первого вице-спикера ВР). Однако в самом конце лета 2012 года Демчак был задержан по подозрению в легализации преступных доходов. Выпустили его только в конце февраля, и вскоре он продал телеканалы. Из-за такой цепи событий собственниками каналов поначалу называли семью Калетников. Но позже заговорили об экс-главе НБУ и даже о структурах старшего сына президента.

Аналогично то о Сергее Арбузове, то об Александре Януковиче говорили и после продажи бизнесменом Владимиром Костериным канала «Тонис». Ещё в мае 2011 года контроль над фирмами — учредителями канала перешёл к кипрским офшорам, конечными хозяевами которых, по данным сайта «Наші гроші», были именно их структуры. Наконец, уже в 2013 году в медиасреде появилась информация о том, что первый вице-премьер распространил своё влияние и на Национальную телерадиокомпанию.

Связывают с окружением президента и нового собственника UMH Group Сергея Курченко, хотя он сам опровергает эту информацию и знакомство с Александром Януковичем отрицает. Сделка оказалась неожиданностью, хотя о возможной продаже холдинга заговорили ещё в мае. Сумма сделки не разглашалась. Борис Ложкин заявлял, что цена UMH Group была максимально близка к предварительным оценкам стоимости холдинга в $450–500 млн. Однако Сергей Курченко в интервью Forbes.ua заявил о том, что заплатил пока только $170 млн и что это половина суммы, а на выплату второй половины дана рассрочка в 8 месяцев.

Старые, новые и русские
Попытки представителей новой группы влияния развивать медиабизнес сегодня проще объяснить не желанием вести прибыльный бизнес, а намерением плотнее формировать общественное мнение накануне новых президентских выборов. В этом смысле покупка UMH Group с десятками его брендов выглядит совершенно логично. В то же время «Интер», принадлежащий Фирташу — Лёвочкину, нельзя считать всецело пропрезидентским каналом. Даже наоборот, многие склонны рассматривать его своего рода страховкой, инструментом политического влияния, призванным противостоять аппетитам формирующейся группы.
Приобретать уже существующие проекты легче и часто дешевле, чем создавать новые. Но новые проекты тоже есть. Бывший главред газеты «Сегодня» Игорь Гужва возглавил холдинг «Мультимедиа инвест», который сегодня издаёт и бесплатно распространяет в крупных
городах ежедневку «Вести». Так группа пытается эффективно вытеснить из сегмента укрепившиеся там издания. В планах — выпуск еженедельника, переформатирование купленного телеканала UBR и выход в эфир FM-станции. По словам Гужвы, холдинг создаётся на заёмные средства, источник которых разглашению не подлежит. На рынке уверены: за новой группой стоит российский «Газпром».

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Всё это осложняет жизнь собственникам «старых» медиахолдингов. Пока что говорить об угрозе потери этих активов Виктором Пинчуком, Игорем Коломойским или тем более Ринатом Ахметовым рано — эти граждане имеют достаточно сильные экономические и политические позиции, а в случае Пинчука и хорошие связи на Западе. Однако руководителям соответствующих медиахолдингов стоит готовиться к дальнейшему перераспределению сил — до президентских выборов осталось не так много времени.

Василий Кнайпа, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.