Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Дефолт на шару

Дефолт на шару
Слухи об объявлении дефолта компанией «Астелит» — ТМ Life:) говорят о том, что конкуренция на украинском рынке связи обострилась до предела. «Не мобилизированных» украинцев осталось немного, а значит, борьба за потенциальных абонентов и их кошельки в этом году станет ещё ожесточённей. Возможно, будут жертвы
000


В битве не на жизнь, а на смерть все средства хороши. Как нельзя кстати для конкурентов на минувшей неделе появилась информация о проблемах у оператора сотовой связи ООО «Астелит» — ТМ life:). Некоторые российские и украинские СМИ даже сообщили об объявленном компанией дефолте: она, дескать, не может выплачивать долги. Эти новости вскоре были опровергнуты, хотя, если быть объективными, финансовое здоровье оператора не очень соответствует жизнерадостному смайлику на её логотипе. Чистые доходы «Астелита» в 2006 г. составили $87,9 млн., тогда как убытки — $198 млн.

Бесплатный сыр 
«У нас были некоторые признаки дефолта осенью, но ситуация стабилизирована», — объяснил ситуацию главный исполнительный директор «Астелита» Тансу Еэн. Дело в том, что компания в начале 2006 г. получила синдицированный кредит на $390 млн. от шведской госорганизации Swedish Credit Agency (EKN) и финской Finnish Export Credit Agency (Finnvera), а также от банков Rаiffeisen, ING Bank и Standard Bank. После этого «Астелит» несколько раз отклонялся от представленного кредиторам бизнес-плана. В результате кредиторы получили право в любой момент потребовать возвращения ссуды, а мобильный оператор был вынужден перевести этот кредит из разряда долгосрочных (выплаты должны были начаться не ранее 2008 г.) в краткосрочные. 

Теперь до конца марта «Астелиту» необходимо договориться с кредиторами о реструктуризации кредита, в который раз успокоив их обещаниями, что украинские и турецкие учредители (доля SCM Рината Ахметова — 45,2%, Turkcell — 54,8%) увеличат инвестиции в её развитие. К уже запланированным в этом году $200 млн. на рост ёмкости сети и ряд маркетинговых программ совладельцы хотят добавить ещё $100 млн.

Свою маркетинговую стратегию компания намерена откорректировать. Возможно, из-за того, что её прежние громкие акции вроде обмена SIM-карт других операторов на собственные стартовые пакеты или вообще их бесплатной раздачи должного результата не дали. По итогам 2006 г. из 5,6 млн. активизированных стартовых пакетов реальную активность демонстрируют лишь 3,1 млн. А средний доход с одного активного абонента составляет $3,4 (у лидеров украинского рынка — около $8). «Компания настраивалась на агрессивные планы, но конкуренция усилилась, и доходы у всех участников рынка растут не так быстро, как планировалось», — отметил директор по развитию бизнеса SCM Илья Архипов.

Еще пару лет назад установка базовых станций была ежедневной работой мобильных операторов. Теперь их сетями покрыта практически вся страна
Еще пару лет назад установка базовых станций была ежедневной работой мобильных операторов. Теперь их сетями покрыта практически вся страна


Правда, оператор достиг стратегической цели — прироста абонентской базы, что в условиях жёсткой конкуренции очень важно. Но при этом, занимая 12% рынка, компания получает лишь около 3% от общего объёма доходов. Результаты 2007 г. покажут, сможет ли «Астелит» улучшить свои финансовые показатели.

Украина — не Россия 
Достигать финансового благополучия украинским «мобильщикам» становится всё сложнее. Россия сегодня переживает перенасыщение мобильного рынка. Новые телефоны там покупают значительно реже, и некоторые сети салонов мобильной связи даже собираются сокращать количество торговых точек. Да и абонентские базы двух крупнейших сотовых операторов — «ВымпелКома» и «Мобильных ТелеСистем» — впервые серьёзно  сократились.

В Украине пока всё не так пессимистично. «Мобильные телефоны покупают всё больше и больше. И очень многие берут «трубки» вместе со стартовыми пакетами», — сообщила эксперт салона «Мобилочка» Алёна Королёва. По оценкам крупнейших сетей салонов мобильной связи, в прошлом году украинцы приобрели от 9,5 до 12 млн. сотовых телефонов — приблизительно на 40% больше, чем в 2005 г. Средняя цена такого аппарата, проданного в розницу в 2006 г., составила около $170, что на 16% выше средней цены «мобилки» в 2005 г., рассказала Фокусу Юлия Пузырёва, руководитель департамента маркетинга и рекламы украинского филиала компании «Евросеть».

Конечно, не все покупают себе именно первый «мобильник» — телефоны воруют, их теряют, они морально и физически устаревают. В прошлом году покупка новых аппаратов взамен старых составила, по оценкам «Евросети», около 53% от общего объёма продаж — более 6,4 млн. «трубок». «Процент абонентов от реальной абонентской базы, поменявших в этом году телефон, составил порядка 25%», — полагает г-жа Пузырёва.

Но, несмотря на довольно приличные показатели, продавцам «мобилок» есть о чём задуматься. «К сожалению, это был последний год очень активного роста. Факты продаж в первые месяцы 2007 г., а также сопоставление тенденций развития рынков Украины, России и Европы позволяют говорить о насыщении рынка, что приведёт к стабилизации уровня продаж в ближайшие годы на уровне 9-10 млн. штук», — посетовал Юрий Руденко, аналитик холдинга Mobile Synergy group.

Те же проблемы ждут и мобильных операторов. Хотя запас потенциальных пользователей оценивается в треть населения страны, как правило, это «сложные» абоненты. «Это наименее богатая часть населения плюс дети, а также люди, у которых есть технические барьеры, например, преклонный возраст», — объяснил Фокусу аналитик консалтинговой компании «ГФК Юкрейн» Глеб Вышлинский. По его прогнозам, порядка 15-20% населения Украины не удастся «мобилизовать» ещё достаточно долго.

Мобилизация forever 
Сегодняшний абонент балованный: у него есть из чего выбирать. Большинство операторов норовит заманить к себе пользователей какой-нибудь акцией, сниженным тарифом, подарками. Для большинства серьёзных людей стабильность, в том числе и постоянный, известный партнёрам номер телефона, играет решающую роль. А вот молодые люди, для которых сменить номер не проблема, уже имеют небольшие коллекции SIM-карт разных операторов, по которым они воспользовались различными акционными благами.

Любители «шары» находят своё отображение в статистике: количество активированных стартовых пакетов в Украине уже превысило количество населения страны. То ли дело в России — там статистика абонентов отображает количество реальных пользователей. Ведь при подключении, в том числе и к предоплаченным услугам, там требуется паспорт, тогда как у нас «припейд» анонимный. Поэтому даже если SIM-карт куплено несколько, абонент считается один.

Алёна Королёва из салона «Мобилочка» на отсутствие покупателей пока не жалуется
Алёна Королёва из салона «Мобилочка» на отсутствие покупателей пока не жалуется


GSM-операторы ведут позиционную войну: большинство из них уже выставило пакеты, в которых минута разговора составляет менее 50 коп. То есть ниже, чем стоимость взаиморасчёта между операторами. Кроме того, мобильным операторам самого распространённого стандарта GSM сегодня приходится состязаться и с конкурентами, предлагающими относительно новые стандарты — CDMA и 3G. Из-за условий лицензии CDMA сегодня — это фактически та же «мобилка», но в пределах одного города и с тарифами на уровне обычного стационарного телефона. Сейчас услуги этого стандарта предоставляют четыре оператора, к которым через пару месяцев собирается присоединиться и UMC.

Мобильной связью третьего поколения 3G начал заниматься оператор PEOPLEnet (контролируется группой «Приват»). Он предоставляет услуги высокоскоростного мобильного доступа в Интернет, мобильной голосовой связи и мультимедиа. «Все эти услуги в одном пакете продиктованы желанием клиентов пользоваться Интернетом не только дома или в офисе, где есть кабельные сети, но и за их пределами — в любом месте в удобное время», — прокомментировала ситуацию Фокусу Оксана Ферчук, директор по маркетингу и продажам PEOPLEnet.

«Укртелеком» будет жить 
Мобильные операторы наступают, — это признают и в «Укртелекоме». Тарифы монополиста на рынке фиксированной связи даже без учёта стоимости установки телефона (от 200 грн. в городе) проигрывают внутрисетевым, а иногда и межсетевым звонкам (60 коп. по Украине против 29?37 коп.). «Из-за перетекания трафика в сети мобильных операторов прибыль от услуг уменьшается», — отметил Фокусу заместитель председателя правления по вопросам маркетинга и продажи услуг «Укртелекома» Игорь Сиротенко.

В результате возникает вопрос: удастся ли государству в этих условиях выгодно продать национального оператора связи? Ранее свою заинтересованность в покупке «Укртелекома» проявил ряд российских компаний и SCM. Но сейчас комментарии обеих сторон потенциальной сделки туманны. В пресс-службе Фонда госимущества Фокусу заявили, что «Укртелеком» — это «объект, который будет пользоваться интересом покупателей всегда». А Илья Архипов из SCM подчеркнул, что его компания готова рассмотреть возможность приобретения «Укртелекома», «но пока не понятны ни условия, ни сроки».

Такой шаг вряд ли можно считать бесперспективным: у «Укртелекома» есть мощнейшая первичная сеть, крупная абонентская база, которую можно осваивать, и огромное количество имущества по всей стране. По оценкам национального оператора, сегодня в очереди на установку телефона стоит не менее 800 тыс. человек — правда, в основном льготных категорий и жителей частного сектора. Перспективы развития «Укртелекома» зампредправления компании Игорь Сиротенко видит в повышении дохода каждого телефонного аппарата за счёт развития качества и расширения спектра услуг. Переадресация звонка, короткие номера, сообщение о входящем звонке уже доступны для абонентов. Вскоре компания собирается предложить ещё и различные тарифные пакеты на междугородную и международную связь. И кроме высокоскоростного Интернета, «Укртелеком» планирует запустить многопрограммное телевидение высокого качества, а также видео по заказу. «И, конечно, «Укртелеком» разворачивает сеть мобильной связи 3G, которой мы придаём особое значение», — сказал г-н Сиротенко.

Есть и другие аргументы в пользу «Укртелекома». В пределах одного города из-за доступной стоимости разговора всё-таки часто используется стационарный телефон, отмечает Глеб Вышлинский. Для этого не требуется приобретения дорогих и сложных для пользования людьми преклонного возраста аппаратов. Кроме того, и в Европе, и у нас, согласно деловому этикету, приоритетным является звонок по «обычному» телефону.
 
Не смотря на жёсткую конкуренцию, фиксированная связь не сдаётся, и будет докучать мобильщикам новыми услугами. Мобильным операторам в борьбе за абонентов придётся продолжить практику раздачи «шары». Простые граждане от этого только выиграют, но финансовое здоровье операторов может пошатнуться.  Выжить, судя по всему, смогут не все.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.