Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Супермаркеты электроники ожидают затяжного спада

Супермаркеты электроники ожидают затяжного спада
После недолгой активности покупателей рынок электроники ожидает затяжной спад. Но цены если и снизятся, то не раньше весны 2009-го
000

 
Банковский работник Алексей Гордийко недавно купил электрическую плиту. Эта покупка была запланирована ещё летом, с тех пор Алексей копил деньги. «Сейчас мне пришлось заплатить на 400 грн. дороже, чем она стоила летом, но я решил дальше не откладывать», – говорит Алексей. Его аргументы просты: он боится, что его деньги ещё больше обесценятся. 

Пока не поздно. Алексей Гордийко недавно купил электроплиту. Обзавестись бытовой техникой в октябре поспешили многие украинцы
Пока не поздно. Алексей Гордийко недавно купил электроплиту. Обзавестись бытовой техникой в октябре поспешили многие украинцы



Лови волну
Обесценивания денег боится не только Алексей Гордийко. Многие из тех, кто в октябре, поддавшись панике, снял свои банковские сбережения, столкнулись с вопросом, куда вложить оказавшиеся на руках средства. На машину или квартиру у многих не хватало, и украинцы понесли свои кровные в единственно возможное место – магазины электроники. 

Например, в сентябре-октябре люди активно скупали LCD-телевизоры и плазменные панели. «Их продали на 10% больше, чем ожидалось», – делится радостью Николай Коломоец, руководитель отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group. Ещё больше магазины электроники заработали на крупной бытовой технике – холодильниках и стиральных машинах, их продажи выросли на 15%. А продажи компьютерной техники за сентябрь-октябрь превысили ожидания более чем на 5%. 

Впрочем, радость оказалась недолгой. «Ажиотажные дни стали для нас приятной неожиданностью, но говорить о том, что эти продажи дадут возможность перевыполнить поставленные ранее планы, рано, – говорит Николай Коломоец. – Ведь за ажиотажем обязательно приходит спад, и он может быть таким же непрогнозируемым, как и всплеск». 

Тем более что за последние два месяца покупатели отоваривались в магазинах электроники достаточно волнообразно. Например, в конце сентября – начале октября практически ничего не покупали – в этот период произошёл спад продаж в среднем на 15%. Зато начиная с середины октября люди стали нести деньги в магазины электроники. 

Не берут
Спрос на бытовую технику в Украине стал снижаться ещё до кризиса. Но в сентябре этого года по сравнению с сентябрём 2007 г. снижение продаж достигло внушительных показателей



Источник: GfK Ukraine


Без долгов
Но теперь есть все основания полагать, что волн больше не будет: после октябрьского всплеска покупательской активности на рынке наступит затяжной штиль. Сегодня многие финансисты прогнозируют, что уже в 2009 г. у потребителей станет намного меньше денег на покупку техники, да и в целом люди будут вынуждены перейти на более дешёвые товары. 

Кризис ликвидности внесёт свои поправки и в приоритетность покупок. Поэтому представители сетей электроники опасаются, что доля затрат на покупку техники уменьшится в пользу расходов на продукты, проезд, одежду, коммунальные и остальные текущие расходы. «Техника не является товаром первой необходимости и отойдёт на второй план в затратах покупателя», – сетует Николай Коломоец. 

Даже сейчас, несмотря на оптимистичные заявления крупных торговых сетей о повышении продаж, на этом рынке всё не так радужно. «Для сравнения: в течение сентября прошлого года крупной бытовой техники было продано на 7% больше», – говорит эксперт компании GfK Ukraine Андрей Осадчий. По его словам, тенденции к сокращению продаж на рынке крупной бытовой техники прослеживались ещё до начала финансового кризиса. «Продажи начали падать ещё летом, и по сравнению с прошлым годом упали на 5%», – утверждает Андрей Осадчий. 

Эксперты считают одной из основных причин падения продаж ухудшение ситуации с потребительским кредитованием. «Многие банки ужесточили условия выдачи кредитов, некоторые свернули потребительское кредитование совсем. Как результат – снижение кредитных продаж более чем в два раза», – говорит Николай Коломоец. 

Самое печальное для продавцов то, что они не ожидают роста продаж и в традиционное «золотое время» – предновогодние дни. Во-первых, изъятые из банков деньги у людей к тому времени начнут исчерпываться, а во-вторых, один месяц не изменит политику банков: они не станут активнее выдавать потребительские кредиты. 

Сетевые болячки
Для тех сетей, чьи продажи на 40–50% состояли из кредитов, отказ от потребительского кредитования может оказаться сильным ударом. Но ещё большей неприятностью для сетей электроники станет прекращение кредитования банками самих сетей. 

Трудности с финансированием, скорее всего, приведут к массовым сделкам по слиянию и поглощению, считают эксперты. Примеры уже есть. Так, совладелец Unitrade Group Владимир Колодюк недавно заявил, что из-за проблем с привлечением заёмного капитала компания занялась поисками стратегического инвестора. В конце сентября за $1,25 млрд. была продана крупнейшая в СНГ сеть салонов мобильной связи «Евросеть». А к одной из наибольших на постсоветском пространстве сетей по торговле бытовой техникой «Эльдорадо» российская налоговая служба предъя­вила претензии на сумму $624,7 млн. 

Говорят даже об угрозе разорения некоторых сетей. «Фактически кризис обострит все болячки, если такие есть. Некоторые сети могут прекратить или уменьшить темпы развития. Кто-то может даже уйти с рынка», – предостерегает Андрей Осадчий. С другой стороны, по его словам, у кого-то из сетевиков появится шанс поглотить конкурента или просто вырасти на фоне общего падения. «Ничего уникального в такой ситуации нет», – говорит эксперт. 

До весны
Но даже слияния и поглощения не помогут ритейлерам справиться с ещё одной причиной оттока покупателей из магазинов электроники. Речь идёт о резком подорожании бытовой техники – повышением цен продавцы реагируют на падение курса гривны. 

«Во время сентябрьско-октябрьских курсовых колебаний в цифровой украинской рознице был отмечен рост цен до 30%, мы тоже не стали исключением, – рассказывает Николай Коломоец. – Когда курс доллара вырос на 10%, мы вынуждены были поднять цену на 10%, когда курс приравнялся к 7 грн. за доллар, соответственно, и рост цен составил около 30%, но как только курс снизился, мы снизили и цены». 

Такие резкие колебания цен объясняются тем, что почти 95% всей продаваемой в Украине бытовой техники завозится из-за рубежа. «Продажи бытовой техники привязаны к курсу гривны на межбанковском рынке. Недавнее падение курса гривны спровоцировало повышение цен на бытовую технику», – говорит Наталья Кулакова, специалист отдела закупок непродовольственной группы товаров «Метро Кеш энд Керри Украина». 

Потенциальные покупатели уже отреагировали на повышение цен. Об этом могут рассказать не только аналитики, но и продавцы в магазинах. «В последние недели многие приходят, смотрят на цены и уходят. А раньше просто выметали товар», – говорит Ольга, продавец одного из киевских супермаркетов электроники. По её словам, когда в октябре «скакал» курс доллара, ценники на товаре им приходилось менять в течение 10 минут по всему магазину. 

В то же время многие эксперты считают, что даже если курс доллара вернётся на прежний уровень, к 5,05 грн. за доллар, то ситуация с ценами существенно не улучшится. «Ну разве кто-то пойдёт на резкое снижение цен?» – задаёт риторический вопрос один из менеджеров крупной торговой сети, пожелавший остаться неназванным. 

Но одновременно с такими пессимистическими прогнозами есть и другое мнение. Некоторые аналитики полагают, что уже через пару месяцев, когда людям начнут сокращать зарплату, а снятая со счетов наличка будет потрачена, покупательская активность снизится до совершено неприемлемых для сетевиков уровней. И тогда, спасая свои магазины от разорения, многие будут вынуждены устраивать грандиозные распродажи техники. Правда, таких распродаж покупателям придётся подождать до весны.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.