Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Ну, за кризис! Производителей алкоголя всё же ждут перемены

Ну, за кризис! Производителей алкоголя всё же ждут перемены
В трудные времена пить никто не бросает. Поэтому производство алкоголя – одна из немногих отраслей, ещё не пострадавших от кризиса
000

 
Известный художник Илья Чичкан любит выпить рюмочку хорошего горячительного. «Пью всё. Кроме разве что женских напитков», – говорит он. 

Экономить на выпивке Илья не намерен, даже несмотря на кризис. «В моём возрасте отказываться от привычных напитков – только вредить своему здоровью», – смеётся художник. Любовь к хорошей выпивке он даже отразил на одном из своих автопортретов. 

Зверская привычка. Художник Илья Чичкан даже на автопортрете изобразил себя со стаканом горячительного
Зверская привычка.  Художник Илья Чичкан даже на автопортрете изобразил себя со стаканом горячительного


Пьяная осень
С Ильёй, скорее всего, согласно большинство наших сограждан. По крайней мере, об этом красноречиво свидетельствует статистика производства. Снижения продаж тоже не произошло. Наоборот, по оценкам торговых сетей, в сентябре реализация спиртного выросла на треть, а в октябре – на 50%. В нынешнем месяце рост продаж продолжится, ну а в предпраздничном декабре алкогольные компании и вовсе рассчитывают выручить столько же денег, сколько за все летние месяцы вместе взятые. 

Повышаем градус 
За январь-сентябрь 2008 года в Украине вырос объем производства всех основных спиртных напитков 


«Пока производителей алкоголя не коснулось резкое уменьшение продаж, – признаёт директор по маркетингу компании «Союз-Виктан» Василий Профир. – Более того, за последние несколько месяцев мы наблюдали рост продаж по всем позициям. А сейчас уже начался новогодний сезон, и мы ожидаем, что потребление алкогольных напитков возрастёт». 

Свой оптимизм производители спиртного объясняют сезонным ростом, а вовсе не тем, что украинцы принялись заливать стресс от наступившего кризиса. «Потребитель ещё только начинает чувствовать невыплаты зарплат и сокращения, поэтому кризис для него пока не наступил», – отмечает директор по маркетингу группы «Баядера» Дмитрий Самсоненко. Примечательно, что в Европе ситуация обратная: для привлечения покупателей винные дома распродают по дешёвке коллекционные вина, и даже в традиционно пьющей России производители алкоголя теряют прибыль. 

Ниже среднего
Впрочем, у украинских водочников и виноделов тоже не всё гладко. И рост продаж совсем не означает значительного увеличения их прибылей. Многие компании опасаются, что покупатели, не отказываясь от выпивки как таковой, всё же будут переходить на более дешёвые напитки. «Мы понимаем, что одним из последствий экономического кризиса является снижение покупательской способности», – говорит Василий Профир. Аналитики прогнозируют, что потребление водки по цене более 20 грн. будет падать, часть своих покупателей потеряет и водка по цене от 16 до 19 грн. А вот сегмент водок стоимостью 14–16  грн. в сложившихся условиях, наоборот, будет расти. 

«Всё закономерно: нет кризиса – происходит рост среднего и премиального сегмента. А сегодня потребитель туже затягивает пояс и начинает покупать более дешёвый продукт», – объясняет Дмитрий Самсоненко. И уверяет, что его компания готова к снижению продаж дорогих вин. 

Но аналитики ожидают, что покупатели могут охладеть не только к премиальному вину, но и ко всей винной продукции в целом. Такие заявления они подкрепляют ссылками на социологов, которые уверяют, что в кризисные времена люди склонны отказываться от низкоградусных напитков в пользу более крепких. 

Истина в вине. Даже трудные времена не заставят ценителей вина отказаться от любимого напитка, уверена Наталия Ворожейкина
Истина в вине. Даже трудные времена не заставят ценителей вина отказаться от любимого напитка, уверена Наталия Ворожейкина



Это признают и производители вина. «Не исключено, что произойдёт отток части денег с винного рынка», – говорит директор по маркетингу завода «Коктебель» Наталия Ворожейкина. Впрочем, она не слишком беспокоится по этому поводу. Г-жа Ворожейкина напоминает о недавней отмене ввозных пошлин на импортные вина, благодаря чему у многих украинцев появилась возможность попробовать качественный заграничный продукт по более доступным ценам. 

По её словам, это приведёт к тому, что в следующем году винный рынок будет развиваться. «Речь идёт о категории вин по цене от 40  грн., поэтому здесь может произойти своеобразная компенсация», – говорит г-жа Ворожейкина. 

Не особо верят в то, что люди массово переориентируются с вина на водку, и сами водочники. «Ситуация не настолько стрессовая, чтобы кардинально увеличилось потребление крепких спиртных напитков», – уверяет Василий Профир. 

По его словам, основным потребителем вина являются женщины, которые вряд ли станут пить водку. «А вот переход потребителей с коньяка на водку вполне возможен. Ведь сейчас минимальная стоимость коньяка составляет 25 грн., а водки – 14 грн.», – говорит он. 

Кстати, именно введение государством минимальных цен на водку, по мнению представителей алкогольных компаний, может спасти средний ценовой сегмент от снижения спроса. «После введения минимальных цен не ниже 14 грн. за пол-литровую бутылку водки, разница между сегментами начинает стираться и становится непринципиальной для потребителя», – объясняет Дмитрий Самсоненко. 

Выпить по-взрослому
Но если спрос на «средние» алкогольные напитки и может снизиться, то продавцы суперпремиальных продуктов, как это ни парадоксально, надеются, что кризис, наоборот, значительно повысит их доходы. На такое развитие событий рассчитывают не только импортёры дорогих вин и коньяков, но и отечественные производители. И для того чтобы сгладить будущие потери в среднем ценовом сегменте, они намерены больше внимания уделять дорогим и очень дорогим продуктам. 

Это неудивительно, ведь рентабельность производства таких напитков достигает 100%. Компании объясняют свой оптимизм уверенной динамикой высокого ценового сегмента – каждые полгода продажи удваиваются. Поэтому некоторые водочные компании именно сейчас, в дни кризиса, заявили о запуске в производство элитных марок водки. Ведь, как показывает опыт, человек, привыкший к дорогим коньякам или виски, даже при снижении доходов вряд ли перейдёт на дешёвую водку. 

Но украинцы пьют не только дорогие вина и коньяки – о росте премиального сегмента говорят и производители пива. «По результатам прошедших 9 месяцев экономсегмент демонстрировал сокращение, а премиум-сегмент – рост. То есть потребители переходят на более дорогое пиво, а не наоборот», – уверяет руководитель отдела по связям с общественностью компании «Славутич Carlsberg Group» Елена Маркова. 

Демонстрирует рост продаж и дорогой импортный алкоголь. По данным самих импортёров, за последние два месяца продажи дорогих напитков выросли на 20%. И это притом, что многие из импортёров повысили цену на 15–20%. Дорогой алкоголь стали больше покупать как в магазинах, так и в ресторанах. 

Весеннее похмелье
Даже если кризис будет усугубляться, алкогольные компании не ждут снижения продаж. Оптимистические ожидания они объясняют универсальностью своей продукции. «Алкоголь – это продукт, который употребляется как по хорошему поводу, так, к сожалению, и по плохому», – рассуждает Дмитрий Самсоненко. 

Тем не менее уже в феврале-марте кризис, скорее всего, настигнет и алкогольную отрасль. «Основные проблемы производителей алкогольных напитков сегодня связаны не с уменьшением потребления, а с подорожанием кредитов и задержками платежей со стороны торговых сетей», – объясняет Василий Профир. Пока ещё это не так заметно, но через несколько месяцев недостаток кредитных денег и задержки проплат от торговых сетей могут сказать своё слово в падении алкогольного рынка. 

Из-за того что кризис уже ударил по торговым сетям, у магазинов не хватает средств на закупку спиртного, и они сокращают ассортимент. В первую очередь убирают непопулярные торговые марки, что может ускорить уход с рынка региональных брендов, продукция которых нередко простаивала в ожидании покупателей по нескольку месяцев. Но если ситуация с кредитами не улучшится, под сокращение могут попасть и более известные напитки.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.