Откройте, это дефолт. Что ждет украинцев после объявления технического дефолта

Наталья Яресько и Арсений Яценюк / Фото: AFP/Scanpix
Наталья Яресько и Арсений Яценюк / Фото: AFP/Scanpix

До формального объявления Украиной дефолта остается меньше месяца. Минфин подтвердил готовность использовать свое право приостановить выплаты по внешним долгам

Related video

24 июля украинское правительство "пропустит" погашение купона по своим долговым обязательствам. Такую информацию опубликовало агентство Bloobmerg со ссылкой на отчет американской инвесткомпании Goldman Sachs. Исходя из отчета, Кабмин не успеет к этому сроку договориться с кредиторами о реструктуризации долга и объявит дефолт еще до даты ближайшего погашения.

Бег на месте

Кредиторы, владеющие $9 млрд внешнего долга Украины, не готовы идти на списание 40% долга и на снижение купона с отсрочкой погашения обязательств, как того хотят украинское правительство и Международный валютный фонд. Со своей стороны они предлагают лишь отсрочку погашения основного долга и хотят, чтобы ограничение Украиной внешних выплат также частично коснулось и кредитов МВФ.

"Комитет кредиторов составил предложение, которое за счет разделения долгового бремени страны предполагает экономию почти $16 млрд по внешним выплатам страны. При этом погашение основной суммы долга частным кредиторам начнется не ранее 2019 года, тогда как МВФ получит $4,4 млрд в период 2015–2018 гг. и всего $8,1 млрд до 2020 года", — говорится в письме комитета в ответ на заявления МВФ.

Неуступчивость кредиторов наверняка вынудит правительство применить мораторий на внешние выплаты. Судя по тому, что переговоры идут три месяца без ощутимого прогресса, это единственный выход из ситуации. Как заявила 26 июня министр финансов Наталья Яресько, правительство готово к использованию моратория до тех пор, пока с кредиторами не будет достигнуто приемлемого соглашения, и предупредила, что дефолт в июле "теоретически возможен".

Ближайший раунд переговоров намечен на 30 июня.

Обычный такой дефолт

Технический дефолт Украины в 1998 году, спровоцированный кризисом в соседней России, запомнился обвалом гривны, банковским кризисом, снижением уровня доходов и ростом безработицы. Вероятно, стоило бы ожидать всего того же и в 2015 году, если бы не одно но. Все это уже произошло.

Де-факто дефолт уже произошел. Сейчас просто закрепим этот факт юридически

Еще летом 2014 года Кабмин обсуждал с МВФ возможность объявления дефолта, однако тогда Фонд выступил категорически против. Это, впрочем, не помешало проявлению негативных эффектов в экономике — ВВП обвалился на 7% (а в I квартале 2015-го — еще на 17%), гривна — вдвое, и около 50 банков обанкротились с того времени. По мнению аналитиков, экономика достигнет дна в начале 2016 года.

Тем не менее ажиотаж вокруг дефолта имеет место. Традиционно наибольшие опасения у украинцев вызывает курс гривны. В последнюю неделю колебания на межбанковском рынке действительно несколько усилились, однако в рамках контролируемого НБУ коридора 21–23 UAH/USD.

После объявления дефолта курс вряд ли может значительно выйти за эти рамки, так как на количество валюты в стране он уже не повлияет — деньги инвесторов и кредиторов в Украину давно не идут. Последние полтора года Украину и так не рассматривает заемщиком никто, кроме МВФ, Мирового банка или ЕБРР. Но эти институты продолжат нас кредитовать при любом раскладе, в том числе в случае объявления дефолта, в чем уже успели заверить правительство.

Едва ли объявление дефолта катализирует и банковский кризис. В последние месяцы "банкопад" значительно замедлился, и финучреждения даже начали фиксировать приток средств на гривневые счета. Введение временной администрации в банк "Финансовая инициатива" из топ-20 крупнейших банков — лишь запоздалая констатация проблем, начавшихся у финучреждения еще прошлым летом, а не новая волна банкротств.

Одним словом, классические последствия дефолта — банковский кризис, обвал нацвалюты, снижение внутреннего спроса и охлаждение интереса инвесторов — в Украине практически "выполнены". То есть негатив от его объявления в июле будет иметь крайне небольшой потенциал. Де-факто дефолт уже произошел. Сейчас просто закрепим этот факт юридически.